МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского УДТК» Приложение к ООП СОО №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по работе с текстом» (базовый уровень) для обучающихся 10 – 11 классов Дегтярск 2023 Аннотация к рабочей программе «Практикум по работе с текстом» для 10-11 классов Рабочая программа учебного курса «Практикум по работе с текстом» разработана на основе ФГОС СОО, ФОП СОО и с учетом рабочей программы воспитания и реализуется 2 года с 10 по 11 класс. Цель: формирование практических навыков и умений работы с текстом разных стилей. Задачи: • Повторить на более глубоком уровне законы создания текстов разных стилей; • научить пользоваться особым алгоритмом восприятия и понимания содержания текста; • дать обучающимся основы речевой и коммуникативной компетентности. Место учебного курса в учебном плане Программа учебного курса «Практикум по работе с текстом» рассчитана на 68 часов (1 час в неделю). В 10 классе - 34 учебных недели, в 11 классе - 34 учебные недели. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по работе с текстом» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные результаты освоения обучающимися программы по учебному курсу на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате изучения учебного курса на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях; • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; • идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: • осознание духовных ценностей российского народа; • сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. 5) физического воспитания: • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) трудового воспитания: • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7) экологического воспитания: • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; • расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по учебному курсу у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; • эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения учебного курса на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. • У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; • устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров; • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; • выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; • вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; • формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; • выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; • давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; • уметь интегрировать знания из разных предметных областей; • уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду; • выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: • владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); • оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; • использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; • владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: • осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; • пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; • развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. • У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; • делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; • оценивать приобретённый опыт; • стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; • уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; • признавать своё право и право других на ошибку; • развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; • оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 КЛАСС К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по учебному курсу: Общие сведения о языке Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке. Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного). Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы. Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики. Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры. Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка. Иметь представление о языковой норме, её видах. Использовать словари русского языка в учебной деятельности. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Выполнять лексический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства лексики. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Соблюдать лексические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики. Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь. Орфография. Основные правила орфографии Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии. Выполнять орфографический анализ слова. Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила орфографии. Использовать орфографические словари. Речь. Речевое общение Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик). Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации. Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике. Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух. Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие). Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки. 11 КЛАСС К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по учебному курсу: Общие сведения о языке Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе. Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое. Язык и речь. Культура речи Синтаксис. Синтаксические нормы Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения. Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного). Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного). Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники. Пунктуация. Основные правила пунктуации Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. Функциональная стилистика. Культура речи Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики. Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы. Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы). Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Текст как речевое произведение. Раздел 2. Лексическое богатство русского языка. Раздел 3. Образность речи. Раздел 4. Стилистика частей речи. Раздел 1. Текст как речевое произведение Введение. Текст как речевое произведение. Тема. Идея. Ключевые слова, однотематическая лексика. Способы связи между предложениями в тексте. Средства межфразовой связи. Смысловая и композиционная целостность текста: микротема, композиция. Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Схемы типовых фрагментов текста. Стили речи. Сфера общения. Функция стиля. Признаки стиля. Языковые средства всех стилей. Стилистического анализа текста. Определение стиля текста, указав внеязыковые и стилеобразующие факторы стиля. Определение типа речи. Характеристика языковых средств текста с учётом его стиля и типа речи. Определение композиционной формы (схемы) текста типа повествования, описания, рассуждения: определить тему, идею, текста, выделить в тексте микротемы в форме ключевых предложений и составить синтаксическую модель текста на основе его композиционной схемы (план). Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения. Составление плана. Написание сочинения-рассуждения. Раздел 2. Лексическое богатство русского языка Слово. Лексическое значение слова. Описание лексических возможностей языка. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическое использование многозначных слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды омонимов, их экспрессивное использование в художественном произведении для усиления изобразительности, для создания комического эффекта. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в тексте. Контекстуальные синонимы и антонимы. Стилистическая окраска слов. Принадлежность слов к тому или иному стилю. Оценочная лексика. Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. Стилистическое использование новых и заимствованных слов. Предупреждение речевых ошибок. Комплексный языковой анализ. Раздел 3. Образность речи Какую речь называют образной? Стилистическое использование тропов речи в художественном произведении. Эпитеты. Сравнения. Метафоры. Метонимия. Синекдоха. Олицетворения. Гипербола. Перифраза. Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Полисиндетон. Асиндетон. Градация. Анафора. Эпифора. Эллипсис. Инверсия. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Умолчание. Параллелизм. Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в текстах разных стилей. Роль слова в художественном тексте. Наблюдение за использованием тропов и стилистических фигур в художественном произведении. Раздел 4. Стилистика частей речи Формы имен существительных. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж). Формы имен прилагательных. Образная функция имен прилагательных в произведениях. Употребление кратких и полных прилагательных. Формы имен числительных. Падежные формы имен числительных. Экспрессивная роль в художественном тексте. Формы местоимений. Неоправданное употребление местоимений в речи. Формы глагола. Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица. Предупреждение грамматических ошибок. Исправление грамматических ошибок. Тематическое планирование 10 класс Название тем курса Кол-во часов Раздел 1. Текст как речевое произведение (28 часов) 1-4 5-8 Введение. Текст как речевое произведение. Связность текста. Средства межфразовой связи. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи. Практическое занятие. Анализ текста. 13-16 Стилистический анализ текста. Обучение анализу. Практическое занятие. Стилистический анализ текста. 17-28 Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения. Составление плана сочинениярассуждения. Формулировка проблем текста. Позиция автора текста. Раздел 2. Лексическое богатство русского языка (18 часов) 9-12 29-30 Слово. Лексическое значение слова. Тавтология. Плеоназм. Ссылка на ЭОР /ЦОР https://resh.edu.ru/subject/lesson/58 92/conspect/103961/ 2 2 4 4 2 2 2 2 4 4 https://resh.edu.ru/subject/lesson/36 23/conspect/106359/ 2 Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистическая окраска слов. 37-40 Употребление новых и заимствованных слов. Практическая работа. Групповая работа со словарями. 41-46 Употребление фразеологизмов. Игра «Турнир знатоков». Практическое занятие. Написание сочинения. Раздел 3. Образность речи (8 часов) 2 2 2 2 Какую речь называют образной? Виды тропов. 49-50 Роль слова в тексте. Анализ художественного текста. 51-54 Стилистические фигуры речи. Практическое занятие. Определение фигур речи. Раздел 4. Стилистика частей речи (14 часов) 2 Формы имен существительных. Выполнение тренировочных заданий с комментированием. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных. Формы местоимений. Формы глагола Грамматическая ошибка. Предупреждение грамматических ошибок. 2 ИТОГО 68 31-36 2 2 2 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/48 48/conspect/93576/ 47-48 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65-68 2 2 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/55 10/start/103868/ 2 2 2 2 2 2 11 класс № п/п Название тем курса Кол-во часов Проблема текста (12 часов) Ссылка на ЭОР /ЦОР https://resh.edu.ru/tvprogram/archive/453 Требования к части С. Критерии проверки и оценки сочинения. 2 Проблема текста. Типы проблем. 4 Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких. 2 Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. 2 Практикум по выявлению проблем текста. 2 Комментарий к проблеме (12 часов) https://resh.edu.ru/tvprogram/archive/465 https://resh.edu.ru/tvprogram/archive/486 Комментарий к проблеме. Типовые конструкции для комментария проблемы. 2 Введения цитат в текст сочинения. 2 Аспекты проблемы. Оформление текстуального комментария. 2 Оформление концептуального комментария. 2 Работа над типичными ошибками при комментарии проблем. 2 Практикум по оформлению проблем комментария. 2 Авторская позиция (10 часов) Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. 4 Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. 2 Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора. 2 Практикум по определению позиции автора. 2 Собственная позиция (16 часов) https://resh.edu.ru/tvprogram/archive/491 Аргументация собственной позиции. 4 Виды аргументов. 2 Структура аргумента. 2 Работа над типичными ошибками аргументации. 4 Типовые конструкции для выражения собственной позиции. 2 Практикум по подбору аргументов. 2 Композиция сочинения (14 часа) Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями. 2 Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. 4 Речевое оформление. 4 Типы ошибок. 4 Практикум по написанию сочинения (4 часа) Практикум по написанию сочинения. 4 ИТОГО 68