Информационная безопасность

Алгоритм работы МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК» для мониторинга Telegram-каналов и аккаунтов в социальных сетях  по выявлению деструктивных проявлений

1. Изучить материалы по обеспечению безопасности при использовании сети Интернет:

•    общая безопасность в Интернете (правила работы);

•    настройка родительского контроля;

•    регистрация в социальных сетях, создание группы в социальных сетях, Google-сервисах;

•    специализированные программы для осуществления контентной фильтрации и др.

2. Организовать разъяснительную работу с родителями и учащимися по работе с интернет-ресурсами в безопасном режиме, по созданию форумов, блогов, групп, использованию специализированных программ.

3. Зарегистрироваться в социальных сетях.

4. Выяснить, под какими именами пользователи зарегистрированы в социальных сетях (аккаунты, никнеймы).

5. Отправить запросы на добавление в друзья.

6. Войти в группы, где зарегистрированы учащиеся.

7. Просматривать страницы пользователей, обращая внимание на то, с кем они общаются, кто у них в друзьях, в каких группах и сообществах состоят, каковы тематики этих групп, на записи на «стене» (в аккаунте).

Вас должна насторожить:

•    информация с суицидальным подтекстом, депрессивного содержания;

•    пропаганда насилия;

•    порнографическая и эротическая информация;

•    информация агрессивного характера;

•    информация наркотической тематики (изображения конопли и др.);

•    информация экстремистского содержания (нацистская символика, обоснование национального или расового превосходства, призывы к уничтожению какой-либо нации, расы, религии).

8. Мониторинг социальных сетей в учреждении  проводится 1 раз в месяц назначенными администрацией ответственными с целью выявления несовершеннолетних, вовлеченных в активные деструктивные сообщества.

9. Мониторинг социальных сетей несовершеннолетних, состоящих в банке данных подростков, требующих повышенного педагогического внимания (СОП, ИПР, относящихся к различным субкультурам, проявляющим девиантное поведение или агрессию, находящимся в трудной жизненной ситуации, и иные), проводится 2 раза в месяц.

10. Создавать группы совместно с учениками, наполняя их интересным содержанием, вовлекая учащихся в полезное для их развития общение.

11. При выявлении случаев деструктивных проявлений, склонности к суицидальному поведению среди учащихся (наличие на странице «подозрительных» групп, лайки на деструктивных форумах, фотографиях и др.):

•    обратить внимание на поведение ребенка в среде учреждения образования;

•    информировать педагога-психолога, педагога социального, заместителя директора по воспитательной работе, директора;

•    осуществлять индивидуальные разъяснительные беседы с учащимися, их родителями (законными представителями).

12. Результаты мониторинга социальных сетей вносятся в журнал.

Краткий перечень вербальных и визуальных характеристик аккаунтов, вовлеченных в деятельности деструктивных Интернет-сообществ в целях своевременного выявления подростков, находящихся в «группе риска».

Важно обратить внимание на:

1. Количество аккаунтов у подростка. Зачастую подростки, находящиеся в «группе риска» имеют от двух до пяти аккаунтов — многие не под своими настоящими именам.

2. Имя аккаунта. Как и в случае с адресом аккаунта вместо реальных данных, подростки используют имена лидеров различные молодежных субкультур и движений, специфическую символику (Тян, Рейх, Лис, Харисс, Клиболд, Суицид, Нож и др., также возможно использование японских иероглифов или арабской вязи).

3. Адрес аккаунта. Отметим, что адрес аккаунта можно трансформировать в зависимости от собственного мироощущения (то есть поменять цифровое значение на вербальные символы). Зачастую подростки, находящиеся в «группе риска» используют такие наименования в на-звании своего аккаунта как «смерть», «ангел одиночества/зла/смерти/горя», имена персонажей суицидальных игр, лидеров агрессивных движений и др.

4. География. Зачастую подростки, находящиеся в «группе риска» не заполняют данную графу либо указывают Японию (популярнее — Токио), Германию, Канаду.Хочу такой сайт

5. Группы, в которых состоит подросток. Подросток состоит в группах, пропагандирующих суицидальный или насильственный контент (депрессивные статусы, суицидальные игры, культ оружия, призывы к насилию в школе). Группы могут быть закрыты для просмотра с постороннего аккаунта. Пример групп: «Клуб самоубийц», «умр», «МЕРТВЫЕ», «Китыумирают в лужах бензина», «накрыло», «тише всем», «6996», «Колумбайн», «АУЕ» и др.

6. Аватар. В случае с аватаром потенциальную опасность представляют: фотоизображение подростка с сигной (альбомным листком с именем); использование депрессивной стилистики; изображение анимэ-персонажей; изображение подростка, стоящего на высоте (крыша, край пропасти); фотографии людей с оружием; размещение изображений лидеров различных молодежных субкультур и движений (Филипп Лиса, Эрика Харисса и др.).

5. Хештеги. Подросток использует хештеги к своим одиночным статусам, содержащие эле-менты кода или шифрования (#разбуди, #F9, #сованикогданеспит, #6996 и др.).

6. Сообщества в подписках. Подросток подписан на сообщества, пропагандирующие суицидальный или насильственный контент (депрессивные статусы, суицидальные игры, культ оружия, призывы к насилию в школе), например, «Тлей», «сосинож», «просто так», «Де-прессия», «мама, я чмо» и др.

7. Время нахождения в социальной сети. Аккаунт подростка активный (особенно в ночное время).

8. Контент, размещенный на самой странице. Страница полностью очищена; размещен кон-тент депрессивного (проблемы отсутствия понимания, любви, селфхарм (порезы на венах) и др.) или агрессивного характера (оружие, призывы к агрессии, видео терактов, казней и др.)

9. Друзья. Отсутствие друзей или их незначительное количество (до 20) при активном аккаунте. Отсутствие реальных людей в друзьях (в основном фейковые страницы) и др.

10. Подписчики. Аккаунты, состоящие в подписках, имеют признаки пропаганды суицидальных или агрессивных настроений.

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОДРОСТКА

Несомненно, важно обращать внимание и на трансформацию поведения подростка в реальной жизни:

Стал ли ребенок более скрытным?

Подвергается ли он травли со стороны одноклассников?

Есть ли на его теле физические порезы (руки, бедра)?

Стал ли подросток носить одежду, скрывающую места с потенциальными порезами?

Есть ли на его теле символические рисунки (потенциальные тату- изображения) в виде кита, виселицы, хештегов, цифровых символов (666, 9669 и др.)?

Выражает ли он в своих суждениях мысль о том, что ему надоело жить, он хочет умереть, ему никто не нужен?

Говорит ли он о ненависти к своим преподавателям и одноклассникам?

Солидаризуется ли он (пусть и в шуточной форме) с активистами насильственных акций (шутинга) в образовательных учреждениях?

ТЕРМИНОЛОГИЯ КИБЕР-УГРОЗ

Буллинг — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части.

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запу-гивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных Интер-нет-сервисов.

Колумбайнеры — молодежная субкультура, романтизирующая массовое убийство в американской школе «Колумбайн» (когда школьники устроили массовую стрельбу).

Селфхарм — ряды параллельных царапин на руках, следы от сигаретных ожогов на запястьях, строй белых шрамов на бёдрах и многие другие отметки на теле — следы самоповреждений.

Сигна — сленговый термин, обозначающий фотографию человека вместе с именем или ни-ком почитаемой им знаменитости, а также любой другой надписи, которая написана прямо на его теле, или на бумаге, также сигной является любой атрибут, относящийся к человеку, для которого сделана сигна.

Суицидальные игры — виртуальные челленджи, пропагандирующие идеи суицидального поведения (пример: Синий Кит, Тихий Дом, Красная сова и др.)

Троллинг — форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.

Фейк — в широком смысл слова — подделка. В сети Интернет к «фейкам» относят: 1) Фотографии, подделанные в фотошопе, а иногда и видеоролики, смонтированные в видеоредакторе, либо снятые совсем в другое время и в другом месте. 2) Фальшивые новости, которые не все способны отличить от правды (то, что раньше называлось «газетными утками», а сегодня иногда именуется «вбросами»). 3) Страницы в социальных сетях, созданные от имени других людей.

Школьный шутинг — массовое вооруженное нападение в образовательных учреждениях (ярким примером являются события в школе Колумбайна).

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ УГРОЗЫ?

В случае выявления у подростка косвенных признаков вовлеченности в деструктивные Интернет-сообщества — необходимо срочно обратиться к специалистам!



План мероприятий по информационной безопасности .pdf (скачать) (посмотреть)
Алгоритм.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».