РП ВУД_Чудеса в пробирке_8-9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
имени10-го гвардейского УДТК»

Приложение к ООП ООО №2

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Чудеса в пробирке»
для обучающихся 8-9 классов

Дегтярск 2023

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
внеурочной деятельности «ХИМИЯ» для 8 класса (68 часов)
с использованием оборудования цифровой лаборатории
«Точка роста»
Раздел 1. Основы экспериментальной химии (22 ч)
Химия – наука экспериментальная. Вводный инструктаж по ТБ
Демонстрационный эксперимент
№ 1. Ознакомление с лабораторным
оборудованием; приёмы безопасной работы с ним.
Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе с
лабораторным оборудованием. Изучение строения пламени»
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии
Лабораторный опыт №1. Рассмотрение веществ с различными физическими
свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия
Лабораторный опыт № 2. «До какой температуры можно нагреть вещество?»
Лабораторный опыт №3. Изучение свойств веществ: нагревание воды, нагревание
оксида кремния (IV).
Лабораторный опыт № 4. «Измерение температуры кипения воды с помощью
датчика температуры и термометра»
Лабораторный опыт № 5. «Определение температуры плавления и кристаллизации
металла»
Первоначальные химические понятия. Чистые вещества и смеси
Лабораторный опыт №6. Исследование физических и химических свойств
природных веществ (известняков).
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: действие магнитом,
отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.
Лабораторный опыт №7. Разделение смеси железных опилок и серы с помощью
магнита.
Лабораторный опыт №8. Приготовление и разделение смеси железа и серы,
разделение смеси нефти и воды (растительного масла и воды).
Практическая работа № 2. Овладение навыками разделения однородных и
неоднородных смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация,
дистилляция (перегонка).
Физические и химические явления.
Демонстрационный эксперимент № 2. «Выделение и поглощение тепла – признак
химической реакции»
Лабораторный опыт №9. Примеры физических явлений: сгибание стеклянной
трубки, кипячение воды, плавление парафина.
Лабораторный опыт №10. Примеры химических явлений: горение древесины,
взаимодействие мрамора с соляной кислотой.
Атомы и молекулы, ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Кристаллические решетки.
Демонстрационный опыт № 3. «Температура плавления веществ с разными типами
кристаллических решёток»
Простые и сложные вещества. Химический элемент. Химический знак. Простые
вещества: металлы и неметаллы.

Лабораторный опыт № 11. Знакомство с образцами простых веществ: металлов и
неметаллов. Описание свойств.
Лабораторный опыт №12. Изучение образцов металлов и неметаллов (серы,
железа, алюминия, графита, меди и др.).
Сложные вещества их состав и свойства.
Лабораторный опыт № 13. Знакомство с образцами сложных веществ, минералов и
горных пород. Описание свойств.
Демонстрационный эксперимент № 4. «Разложение воды электрическим током»
Лабораторный опыт №14. Испытание твердости веществ с помощью коллекции
«Шкала твердости».
Формулы сложных веществ. Качественный и количественный состав вещества.
Демонстрационный эксперимент № 5. «Разложение основного карбоната меди (II)
(малахита)»
Формулы сложных веществ. Качественный и количественный состав вещества.
Названия сложных веществ. Реактивы. Этикетки.
Группы хранения реактивов. Условия хранения и использования.
Закон сохранения массы веществ.
Демонстрационный эксперимент № 6. «Закон сохранения массы веществ»
Химические превращения. Химические реакции.
Лабораторный опыт №15. Признаки протекания химических реакций: нагревание
медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди;
взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия.
Химические уравнения. Выполнение тренировочных упражнений по составлению
уравнений химических реакций
Типы химических реакций
Лабораторный опыт № 16. Типы химических реакций: разложение гидроксида
меди (II); взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), взаимодействие
оксида меди (II) с раствором соляной кислоты.
Подготовка к ГИА, ВПР.
Тестовый контроль: «Основы экспериментальной химии».
Раздел 2. Практикум по изучению газов: кислорода и водорода (7 ч)
Кислород. Реакции, используемые для получения кислорода в лаборатории
Демонстрационный эксперимент № 7. «Получение и собирание кислорода в
лаборатории и заполнение им газометра»
Химические свойства кислорода. Оксиды.
Лабораторный опыт № 17. «Горение серы и фосфора на воздухе и в кислороде»
Лабораторный опыт № 18. «Горение железа, меди, магния на воздухе и в
кислороде»
Лабораторный опыт №19. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV),
водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния).
Подготовка к ГИА, ВПР
Воздух и его состав.
Демонстрационный эксперимент № 8. «Определение состава воздуха»
Водород. Получение водорода. Меры безопасности при работе с водородом.
Проверка на чистоту. Гремучий газ.

Демонстрационный эксперимент № 9. «Получение и собирание водорода в
лаборатории. Опыт Кавендиша»
Химические свойства водорода. Применение.
Демонстрационный эксперимент № 10. «Получение водорода реакцией алюминия
со смесью сульфата меди и хлорида натрия»
Демонстрационный эксперимент № 11. «Занимательные опыты с водородом:
летающая банка, взрывающиеся пузыри, летающие мыльные шарики.
Тестовый контроль: «Практикум по изучению газов: кислорода и водорода».
Раздел 3. Практикум по изучению свойств воды и растворов (9 ч)
Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез.
Лабораторный опыт № 20. «Определение водопроводной и дистиллированной
воды»
Физические и химические свойства воды.
Лабораторный опыт №21. Окраска индикаторов в нейтральной среде
Лабораторный опыт №22. Сравнение проб воды: водопроводной, из городского
открытого водоема.
Вода — растворитель. Растворы.
Лабораторный опыт № 23. «Изучение зависимости растворимости вещества от
температуры»
Насыщенные и ненасыщенные растворы.
Лабораторный опыт № 24. «Наблюдение за ростом кристаллов»
Лабораторный опыт № 25. «Пересыщенный раствор»
Практическая
работа
№
3
«Определение
концентрации
веществ
колориметрическим методом по калибровочному графику»
Кристаллогидраты.
Лабораторный опыт № 26. «Определение температуры разложения
кристаллогидрата»
Подготовка к ГИА, ВПР
Тестовый контроль: «Практикум по изучению свойств воды и растворов».
Раздел 4. Основы расчетной химии (4 ч)
Моль — единица количества вещества. Молярная масса. Вычисления по химическим
уравнениям.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов.
Обработка экспериментальных данных с использованием цифровой лаборатории
«Точка роста». Чтение графиков, диаграмм
Раздел 5. Практикум по изучению свойств веществ основных классов
неорганических соединений (12 ч)
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.
Лабораторный опыт №27. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия,
кальция и меди в воде.
Лабораторный опыт
№28. Определение кислотности-основности среды
полученных растворов с помощью индикатора.

Лабораторный опыт №29. Получение углекислого газа и взаимодействие его с
известковой водой.
Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.
Лабораторный опыт №30. Взаимодействие оксидов кальция и фосфора с водой,
определение характера образовавшегося гидроксида с помощью индикатора.
Лабораторный опыт № 31. «Определение рН различных сред»
Практическая работа № 4 «Определение рН растворов кислот и щелочей»
Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Окраска индикаторов в
щелочной и нейтральной средах. Применение оснований.
Лабораторный опыт № 32. «Реакция нейтрализации».
Демонстрационный эксперимент № 12. «Основания. Тепловой эффект реакции
гидроксида натрия с углекислым газом»
Лабораторный опыт №33.Взаимодействие растворов кислот со щелочами.
Лабораторный опыт №34. Получение нерастворимых оснований и исследование их
свойств (на примере гидроксида меди (II)).
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Лабораторный опыт №35. Получение амфотерных оснований и исследование их
свойств (на примере гидроксида цинка (II)).
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.
Химические свойства кислот
Лабораторный опыт №36. Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди)
с растворами кислот.
Лабораторный опыт №37. Взаимодействие оксида меди (II) и оксида цинка с
раствором серной кислоты.
Лабораторный опыт №38. Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми
основаниями.
Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей
Практическая работа № 5. «Получение медного купороса»
Свойства солей. Генетическая связь между основными классами неорганических
соединений
Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Практикум
по изучению свойств веществ основных классов неорганических соединений»
Подготовка к ГИА, ВПР
Тестовый контроль: «Практикум по изучению свойств веществ основных классов
неорганических соединений».
Раздел 5. Основы опытно-экспериментальной и проектной деятельности (14 ч)
Техника безопасности при выполнении самостоятельных опытов и экспериментов в
домашних условиях и с использованием оборудования химической лаборатории.
Практическая работа №7. Обращение со стеклом (сгибание стеклянной трубки,
изготовление: пипетки; капилляров; простейших узлов; простейших приборов)
Химический анализ: качественный и количественный
Теоретические основы опытно-экспериментальной и проектной деятельности.
Выбор темы проекта. Планирование деятельности.
Подготовка проекта. Сбор информации по данной теме. Моделирование проектной
деятельности.

Выполнение учебных проектов, опытно-экспериментальных работ.
Практические работы №8-12 по темам проектов учащихся
Подготовка учебных проектов к защите
Промежуточная аттестация. Защита проектов
Подготовка к ГИА, ВПР: решение практико ориентированных заданий
Подготовка к ГИА, ВПР: решение практико ориентированных заданий
Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за курс «ХИМИЯ»,
класс.
Тестовый контроль.

8

Тематика опытно-экспериментальных и проектных работ с использованием
оборудования центра «Точка роста»:
1. Экспертиза продуктов питания по упаковке.
2. Определение качества водопроводной воды.
3. Определение свойств водопроводной и дистиллированной воды.
4. Кислотность атмосферных осадков.
5. Получение кристаллогидрата медного купороса.
6.Наблюдение за ростом кристаллов.
7. Получение пересыщенных растворов.
8. Определение температуры разложения кристаллогидрата.
9. Определение кислотности почвы.
10. Изучение щелочности различных сортов мыла и моющих средств.
11. Индикаторные свойства различных растений и цветов (с определением рН
растворов).
12. Определение качества хлебопекарной муки и хлеба.
13. Определение качества кисломолочных продуктов.
14. Определение зависимости изменения рН цельного и пастеризованного молока от
сроков хранения.
15. Очистка воды перегонкой.
16. Очистка воды от загрязнений.
17. Приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН.
18. Определение степени засоленности почвы.
19. Количественное определение загрязненности вещества.
20. Определение массы оксида меди (II), обнаружение оксида углерода (IV) и воды,
получаемых при разложении основного карбоната меди (малахита).
21. Получение, собирание и идентификация газов (водорода, кислорода, углекислого
газа, аммиака), монтаж соответствующих приборов.
Примечание: Данная программа, составлена на основании Методических
рекомендаций министерства просвещения Российской Федерации по «Реализации
образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей
по химии с использованием оборудования центра «Точка роста»(утверждены
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021
г.№ Р-6).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
внеурочной деятельности «ХИМИЯ» для 9 класса (34 часа)
с использованием оборудования цифровой лаборатории
«Точка роста»
Введение в курс «Химия-9»
Вводный инструктаж по ТБ. Химия – наука экспериментальная.
Демонстрационный эксперимент № 1.Ознакомление с лабораторным
оборудованием; приёмы безопасной работы с ним.
Входное тестирование по теоретическим и практическим знаниям за 8 класс
Раздел 1. Многообразие химических реакций в экспериментальной химии
Тема 1. Классификация химических реакций
Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения,
обмена. Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель,
процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические
реакции.
Термохимические уравнения. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на
скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.
Демонстрации.Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости
химических реакций от различных факторов.
Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической
реакции».
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической
реакции на её скорость.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Тема 2. Электролитическая диссоциация
Химические реакции, идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты.
Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.
Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные
электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания
реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических
соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и
окислительно – восстановительных реакциях.
Понятие о гидролизе солей.
Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.
Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме
«Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

Тестовый контроль.
Раздел 2. Практикум по изучению свойств простых веществ: неметаллов и
металлов, их соединений
Тема 3. Галогены
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов,
строение их атомов. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов.
Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород.
Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция
на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и
растворение его в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов,
иодидов и йода.
Практическая работа № 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
Тема 4. Кислород и сера
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов,
строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства.
Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и
ее соли. Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).
Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной
кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в
основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных
сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в
растворе
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и
сера».
Тема 5. Азот и фосфор
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов,
строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и
применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические
свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства.
Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной
кислоты в
лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в
промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V).
Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с
образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление
с азотными и фосфорными удобрениями.

Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его свойств.
Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции
от теоретически возможного.
Тема 6. Углерод и кремний
Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод.
Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ.
Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат –
ионы. Круговорот в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.
Стекло. Цемент.
Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с
образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами
топлива. Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями
карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикатионы.
Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
Распознавание карбонатов.
Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной
массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.
Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».
Тема 7. Общие свойства металлов
Металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Металлическая
связь. Физические свойства. Ряд активности металлов.свойства металлов. Общие
способы получения. Сплавы металлов.
Щелочные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов.
Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе.
Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов.
Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Магний и
кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и
химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и
гидроксида алюминия.
Железо. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и
химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения
железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественная реакция
на ионы.
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных
соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие
щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в
кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с
кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие
их с кислотами и щелочами.

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы и их соединения».
Тестовый контроль.
Раздел 3. Основы опытно-экспериментальной и проектной деятельности
Техника безопасности при выполнении самостоятельных опытов и экспериментов в
домашних условиях и с использованием оборудования химической лаборатории.
Практическая работа №8. Обращение со стеклом (сгибание стеклянной трубки,
изготовление: пипетки; капилляров; простейших узлов; простейших приборов)
Химический анализ: качественный и количественный
Теоретические основы опытно-экспериментальной и проектной деятельности.
Выбор темы проекта. Планирование деятельности.
Подготовка проекта. Сбор информации по данной теме. Моделирование проектной
деятельности.
Выполнение учебных проектов, опытно-экспериментальных работ.
Практические работы №8-12 по темам проектов учащихся
Подготовка учебных проектов к защите
Промежуточная аттестация. Защита проектов
Подготовка к ГИА, ВПР: решение практико ориентированных заданий
Подготовка к ГИА, ВПР: решение практико ориентированных заданий
Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за курс
«Экспериментальная химия», 8 класс.
Тестовый контроль.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
внеурочной деятельности «ХИМИЯ»
для 8-9 классов с использованием оборудования центра «Точка роста»
с описанием универсальных учебных действий, достигаемых обучающимися
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации
обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на
её основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного
общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях
и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к
разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных
задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для
понимания сущности научной картины мира, представления об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о
роли химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии,
необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной,
информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий;

интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному
выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения
правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной
жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе
применения предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной
траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности
к химии, общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной
деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на
Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного
образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и
психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного
поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и
жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня
экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и
путей их решения посредством методов химии, экологического мышления, умения
руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт,
система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественнонаучных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов
формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые
обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки,

устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для
объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для
классификации химических веществ и химических реакций, устанавливать причинноследственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения
(индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления –
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической
реакции – при решении учебно-познавательных задач, с учётом этих модельных
представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых
объектов – химических веществ и химических реакций, выявлять общие
закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых
процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а
также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно
прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета),
критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе
информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и
познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области
использования информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой
активного использования различных поисковых систем, самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и
транспорта на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу
обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;

умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в
устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения
химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по
исследованию свойств веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной
и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе
учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по
оценке качества выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный
алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об
изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного
результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты,
предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные
обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для
предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых
ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
• раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,
химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь
(однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и
молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая
доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота,
основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения,
реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции,
тепловой эффект реакции, ядро атома, электронный слой атома, атомная
орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная
ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля
вещества (процентная концентрация) в растворе;
• иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;

• использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
• определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень
окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к
определённому классу соединений по формулам, вид химической связи
(ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
• раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева:
демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических
элементов от их положения в Периодической системе, законов сохранения
массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона
Авогадро;
• описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и
«побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить
обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками
строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число
электронов и распределение их по электронным слоям);
• классифицировать химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту);
• характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений
соответствующих химических реакций;
• прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава,
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую
долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической
реакции;
• применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление
причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических
реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
• следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода),
приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого
вещества, планировать и проводить химические эксперименты по

распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус,
фенолфталеин, метилоранж и другие).
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
• раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество,
валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём,
раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,
реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и
необратимые
реакции,
окислительно-восстановительные
реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая),
кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической
реакции, предельно допустимая концентрация ПДК вещества;
• иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
• использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
• определять валентность и степень окисления химических элементов в
соединениях различного состава, принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная,
металлическая) в неорганических соединениях, заряд иона по химической
формуле, характер среды в водных растворах неорганических соединений,
тип кристаллической решётки конкретного вещества;
• раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную
форму Периодической системы химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в
периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям), объяснять общие закономерности в
изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и
главных подгрупп с учётом строения их атомов;
• классифицировать химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических
элементов);

• характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства
простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами
молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и
солей, полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, уравнения
реакций, подтверждающих существование генетической связи между
веществами различных классов;
• раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
• прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности
протекания химических превращений в различных условиях;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую
долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической
реакции;
• соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
• проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-,
фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы
изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических
веществ;
• применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных
связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественнонаучные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование,
эксперимент (реальный и мысленный).
Формы контроля
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Ученик научится:
- использовать разные приемы поиска информации на персональном компьютере в
образовательном пространстве с использованием оборудования цифровой
лаборатории;
- использовать различные способы хранения и визуализации информации, в том
числе, в графической форме
Формирование компетентности в области опытно-экспериментальной и
проектной деятельности

Ученик научится планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы, приемы, адекватные исследуемой
проблеме.
Ученик получит возможность научиться самостоятельно задумывать, планировать и
выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект по
естественнонаучной направленности.
Учет результатов внеурочной деятельности
Формы и периодичность контроля
Входной контроль проводится в начале учебного года для проверки начальных
знаний и умений обучающихся.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме педагогического
наблюдения.
Тестовый контроль осуществляется по окончании изучения каждого раздела.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме защиты
проекта,позволяет провести анализ результативности освоения обучающимися основ
опытно-экспериментальной и проектной деятельности данного курса внеурочной
деятельности «Экспериментальная химия».
Критерии оценки результатов освоения программы курса
Работа обучающихся оценивается по трёхуровневой шкале, предполагающей наличие
следующих уровней освоения программного материала: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: обучающийся демонстрирует высокую ответственность и
заинтересованность в образовательной деятельности, проявляет инициативу, не
пропускает занятия без уважительной причины, демонстрирует высокий уровень
знаний и компетенций, владеет на высоком творческом уровне приобретёнными в
ходе изучения программы умениями и навыками;
Средний
уровень:
обучающийся
демонстрирует
ответственность
и
заинтересованность в образовательной деятельности, проявляет хороший уровень
знаний и компетенций; инициативы не проявляет, но способен поддерживать
инициатора в предлагаемом поле деятельности, в достаточной степени владеет
получаемыми в ходе изучения программы умениями и навыками;
Низкий уровень: обучающийся демонстрирует недостаточную ответственность и
заинтересованность в образовательной деятельности, посещает занятия от случая к
случаю, показывает удовлетворительный уровень знаний и компетенций, в целом
слабо владеет получаемыми в ходе изучения программы умениями и навыками.
Формы результатов освоения программы внеурочной деятельности:
1. Отметка уровня достижений обучающегося в листе педагогического наблюдения;
2. Записи в журнале учёта о результативности участия обучающихся в мероприятиях
разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность, другое);
3. Записи в журнале учёта об участии в выездных мероприятиях.

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «ХИМИЯ» - 8 класс (68 часов)
с указанием использования оборудования цифровой лаборатории
«Точка роста»
№
п/п

Тема занятия

Использование оборудования
«Точка роста»

Вводный инструктаж по ТБ
Химия – наука экспериментальная.
ТР
Демонстрационный эксперимент
№ 1.
Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ним.
Практическая работа № 1
«Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.Изучение строения пламени»

Техника безопасности в
кабинете химии центра
«Точка Роста».
Знакомство с
оборудованием.

3.

Методы познания в химии.Экспериментальные основы химии
Лабораторный опыт №1.
Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами
(медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия
ТР
Лабораторный опыт № 2 «До какой температуры можно нагреть вещество?»

Датчик температуры
(термопарный), спиртовка

4.

Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии
ТР
Лабораторный опыт №3.
Изучение свойств веществ: нагревание воды, нагревание оксида кремния (IV).
Лабораторный опыт № 4. «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра»

Датчик температуры
платиновый, термометр,
электрическая плитка

5.

Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии
ТР
Лабораторный опыт № 5.
«Определение температуры плавления и кристаллизации металла»

Датчик температуры
(термопарный)

6.

Первоначальные химические понятия.
Чистые вещества и смеси

1.

2.

Лабораторный опыт № 6.

Датчик температуры
(термопарный), спиртовка

Реактивы и
химическое
оборудование

Исследование физических и химических свойств природных веществ (известняков).
7.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: действие магнитом, отстаивание, фильтрование, выпаривание,
кристаллизация, дистилляция.
ТР
Лабораторный опыт № 7. Разделение смеси железных опилок и серы с помощью магнита.
Лабораторный опыт №8.
Приготовление и разделение смеси железа и серы, разделение смеси нефти и воды (растительного масла и воды).

Реактивы и химическое
оборудование

8.

Практическая работа № 2. Овладение навыками разделения однородных и неоднородных смесей: отстаивание,
фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция (перегонка).
ТР

Реактивы и химическое
оборудование

9.

Физические и химические явления.
ТР
Демонстрационный эксперимент № 2. «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции»
Лабораторный опыт №9.
Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина.
Лабораторный опыт №10
Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой.

Реактивы и химическое
оборудование,Датчик
температуры платиновый

10.

Атомы и молекулы, ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
ТР Демонстрационный опыт № 3. «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток»

Датчик температуры платиновый, датчик температурытермопарный

11.

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Химический знак. Простые вещества: металлы и неметаллы.

Реактивы и химическое
оборудование

ТР
Лабораторный опыт №11.
Знакомство с образцами простых веществ: металлов и неметаллов. Описание свойств.
Лабораторный опыт №12.
Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.).

12.

Сложные вещества их состав и свойства.
ТР
Лабораторный опыт № 13.
Знакомство с образцами сложных веществ, минералов и горных пород. Описание свойств.
Демонстрационный эксперимент № 4. «Разложение воды электрическим током»
Лабораторный опыт №14.

Реактивы и химическое
оборудование Прибор для
опытов с электрическим
током

13.

Испытание твердости веществ с помощью коллекции «Шкала твердости».
Формулы сложных веществ. Качественный и количественный состав вещества.
ТР
Демонстрационный эксперимент № 5. «Разложение основного карбоната меди (II) (малахита)»

14.

Формулы сложных веществ. Качественный и количественный состав вещества.

15.

Формулы сложных веществ. Названия сложных веществ. Реактивы. Этикетки.
ТР

Реактивы и химическое
оборудование

16.

Группы хранения реактивов. Условия хранения и использования.
ТР

Реактивы и химическое
оборудование

17.

Закон сохранения массы веществ.
ТР
Демонстрационный эксперимент № 6.«Закон сохранения массы веществ»

Весы электронные

18.

Химические превращения. Химические реакции.
ТР
Лабораторный опыт №15.
Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и
хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия.

Реактивы и химическое
оборудование

19.

Химические уравнения.
Выполнение тренировочных упражнений по составлению уравнений химических реакций
Типы химических реакций
ТР
Лабораторный опыт №16.
Типы химических реакций: разложение гидроксида меди (II); взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II),
взаимодействие оксида меди (II) с раствором соляной кислоты.

20.

21.
22.
23.

24.

Подготовка к ГИА, ВПР
Тестовый контроль:«Основы экспериментальной химии».
Кислород. Реакции, используемые для получения кислорода в лаборатории
ТР
Демонстрационный эксперимент № 7. «Получение и собирание кислорода в лаборатории
и заполнение им газометра»
Химические свойства кислорода. Оксиды.
ТР
Лабораторный опыт №17.
«Горение серы и фосфора на воздухе и в кислороде»
Лабораторный опыт №18.
«Горение железа, меди, магния на воздухе и в кислороде»

Реактивы и химическое
оборудование, электронные
весы

Реактивы и химическое
оборудование

Реактивы и химическое
оборудование
Реактивы и химическое
оборудование

Лабораторный опыт №19.
Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния).
25.
26.

Подготовка к ГИА, ВПР
Воздух и его состав.
ТР
Демонстрационный эксперимент № 8. «Определение состава воздуха»

27.

Водород. Получение водорода. Меры безопасности при работе с водородом. Проверка на чистоту. Гремучий газ.
ТР
Демонстрационный эксперимент № 9. «Получение и собирание водорода в лаборатории. Опыт Кавендиша»
Химические свойства водорода. Применение.
Демонстрационный эксперимент № 10. «Получение водорода реакцией алюминия со смесью сульфата меди и хлорида
натрия»
ТР
Демонстрационный эксперимент № 11.Занимательные опыты с водородом: летающая банка, взрывающиеся пузыри,
летающие
мыльные шарики.
Тестовый контроль:«Практикум по изучению газов: кислорода и водорода».
Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез.
ТР
Лабораторный опыт № 20.
«Определение водопроводной и дистиллированной воды»
Физические и химические свойства воды.
ТР
Лабораторный опыт №21.
Окраска индикаторов в нейтральной среде

28.

29.
30.

31.

Прибор для
определения состава воздуха
Реактивы и химическое
оборудование
Реактивы и химическое
оборудование

Датчик электропроводности,
цифровой микроскоп
Реактивы и химическое
оборудование

Лабораторный опыт №22.
Сравнение проб воды: водопроводной, из городского открытого водоема.
32.

Вода — растворитель. Растворы.
ТР
Лабораторный опыт № 23. «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры»

Датчик температуры
платиновый

33.

Насыщенные и ненасыщенные растворы.
ТР
Лабораторный опыт № 24.«Наблюдение за ростом кристаллов»

Цифровой микроскоп

34.

Лабораторный опыт № 25. «Пересыщенный раствор»

35.

Практическая работа № 3
«Определение концентрации веществ колориметрическим по калибровочному графику»
ТР

Датчик
температуры платиновый
Реактивы и химическое
оборудование,
датчик оптиче-

36.

Кристаллогидраты.
Лабораторный опыт № 26. «Определение температуры разложения кристаллогидрата»

37.
38.
39.
40.

Подготовка к ГИА, ВПР
Тестовый контроль: «Практикум по изучению свойств воды и растворов».
Моль — единица количества вещества. Молярная масса. Вычисления по химическим уравнениям.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Вычисления по химическим уравнениям.

41.

Обработка экспериментальных данных с использованием цифровой лаборатории «Точка роста».
Чтение графиков, диаграмм

42.

Объемные отношения газов при химических реакциях

43.

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.
ТР
Лабораторный опыт №27.
Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде.
Лабораторный опыт №28
Определение кислотности-основности среды полученных растворов с помощью индикатора.

ской плотности
Датчик температуры платиновый

Реактивы и химическое
оборудование

Лабораторный опыт №29.
Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой.
44.

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.
ТР
Лабораторный опыт № 30.
Взаимодействие оксидов кальция и фосфора с водой, определение характера образовавшегося гидроксида с помощью
индикатора.

Датчик рН

Лабораторный опыт № 31. «Определение рН различных сред»
Практическая работа № 4.«Определение рН растворов кислот и щелочей»
45.

Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Применение
оснований.
ТР
Лабораторный опыт № 32. «Реакция нейтрализации». Демонстрационный эксперимент № 12. «Основания. Тепловой
эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом»
Лабораторный опыт №33.
Взаимодействие растворов кислот со щелочами.

Датчик рН, дозатор объёма
жидкости, бюретка,
датчик температуры
платиновый, датчик давления,
магнитная мешалка

Лабораторный опыт №34.
Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида меди (II)).

46.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Лабораторный опыт №35. Получение амфотерных оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида цинка (II)).

47.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.
ТР

Реактивы и химическое
оборудование

48.

Химические свойства кислот

Реактивы и химическое
оборудование

ТР
Лабораторный опыт №36.
Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот.
Лабораторный опыт №37.
Взаимодействие оксида меди (II) и оксида цинка с раствором серной кислоты.
Лабораторный опыт №38.
Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями.
49.

Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей

50.

Практическая работа № 5.
«Получение медного купороса»
Свойства солей

51.
52.

Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Практикум по изучению свойств веществ
основных классов неорганических соединений»

53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
6164.
65.
66.

Подготовка к ГИА, ВПР
Реактивы и химическое оборудование
Реактивы и химическое оборудование
Реактивы и химическое оборудование
Реактивы и химическое оборудование
Реактивы и химическое оборудование
Реактивы и химическое оборудование

Реактивы и химическое
оборудование
Цифровой микроскоп
Реактивы и химическое
оборудование
Реактивы и химическое
оборудование

67.
68.

Реактивы и химическое оборудование

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «ХИМИЯ» - 9 класс (34 часа)
с указанием использования оборудования цифровой лаборатории
«Точка роста»
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Использование
оборудования «Точка
роста»
Техника безопасности в
кабинете химии центра
«Точка Роста».
Знакомство с
оборудованием.
Датчик
температуры
платиновый
Датчик
температуры платиновый

Вводный инструктаж по ТБ
Химия – наука экспериментальная.
ТР
Демонстрационный опыт
Ознакомление с лабораторным оборудованием; приёмы безопасной работы с ним.
ОВР в экспериментальной химии
Лабораторный опыт «Изучение реакции взаимодействия сульфита натрия с пероксидом водорода»

1

3.

Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Демонстрационный опыт Примеры экзо- и эндотермических реакций.
Демонстрационный опыт «Тепловой эффект растворения веществ в воде»

1

4.

Скорость химических реакций
Демонстрационный опыт Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие
гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди(II) с серной
кислотой разной концентрации при разных температурах.
Лабораторный опыт
«Изменение рН в ходе
окислительно-восстановительных реакций»
Практическая работа №1 Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость. ТБ
ТР
Лабораторный опыт «Сравнительная характеристика восстановительной способности металлов»

1

Датчик рН

1

Датчик напряжения

Электролитическая диссоциация – главное условие протекания реакций в растворах.
Демонстрационный опыт Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в
электрическом поле.

1

Датчик электропроводности

1

Реактивы и химическое
оборудование Реактивы
и химическое
оборудование

1.

2.

5.

6.

1

Демонстрационный опыт «Электролиты и неэлектролиты»

7.

Электролитическая диссоциация кислот , щелочей и солей.

1

Реактивы и химическое
оборудование

Гидролиз солей.
Подготовка к ГИА
10. Галогены: физические и химические свойства
Демонстрационный опыт Физические свойства галогенов.
Лабораторный опыт распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и йода.

1

Реактивы и химическое
оборудование
Реактивы и химическое
оборудование

11. Практическая работа № 3. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. ТБ

1

Реактивы и химическое
оборудование

12. Кислород: получение и химические свойства. Демонстрационный опыт № «Получение и собирание кислорода в

1

Реактивы и химическое
оборудование

1

Аппарат для
проведения химическихреакций (АПХР), прибор для получения газов или
аппарат Киппа
Реактивы, коллекции и
химическое
оборудование
Аппарат для
проведения химическихреакций (АПХР)

8.

Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач на определение катионов и анионов»ТБ

9.

1

лаборатории
и заполнение им газометра»
Лабораторный опыт
«Горение серы на воздухе и в кислороде»
Лабораторный опыт
«Горение железа, меди, магния на воздухе и в кислороде»

13. Сера. Химические свойства серы. Соединения серы: сероводород, сероводородная кислота. Сульфиды.
Демонстрационный опыт Образцы природных сульфидов и сульфатов.
Лабораторный опыт ТБКачественные реакции на сульфид-ионы в растворе.
Демонстрационный опыт «Получение сероводорода и изучение его свойств».
Лабораторный опыт «Синтез сероводорода. Качественные реакции на сероводород и сульфиды»

14. Соединения серы: оксид серы (IV), сернистая кислота и ее соли.

1

Лабораторный опыт ТБ
Качественные реакции на
сульфит- ионы в растворе.
Демонстрационный опыт
«Изучение свойств
сернистого газа и сернистой кислоты»

15. Соединения серы: оксид серы (VI), серная кислота и ее соли.

Реактивы и химическое
оборудование

Лабораторный опыт ТБКачественные реакции насульфат-ионы в растворе.

16. Азот: физические и химические свойства. Аммиак.
Демонстрационный опыт ТБ Получение аммиака и его растворение в воде.

1

Датчик электропроводности

Лабораторный опыт «Основные свойства аммиака»

17. Практическая работа № 4 Получение аммиака, изучение его свойств. ТБ

1

Реактивы и химическое
оборудование

18. Соли аммония.

1

Реактивы и химическое
оборудование

1

Терморезисторный
датчик температуры,
датчик рН, датчик
электропроводности,
аппарат для проведения
химических реакций
(АПХР), магнитная
мешалка

Лабораторный опыт ТБ
Взаимодействие солей аммония со щелочами

19. Азотная кислота.
Демонстрационные опыты «Получение оксида азота (IV) и изучение его свойств»; «Окисление оксида азота (II)
до оксида азота (IV)»; «Взаимодействие оксида азота (IV) с водой и кислородом, получение азотной кислоты»

20. Соли азотной кислоты – нитраты.

Датчик
электропроводности

Демонстрационный опыт ТБОбразцы природных нитратов и фосфатов.
Лабораторный опыт ТБ
Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Лабораторный опыт «Определение аммиачной селитры и мочевины»
21. Фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения
Демонстрационный опыт ТБ Образцы красного фосфора, оксида фосфора (V), природных фосфатов.
Лабораторный опыт ТБ «Горение серы и фосфора на воздухе и в кислороде»
Лабораторный опыт ТБ
Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

1

22. Углерод, физические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Химические свойства

1

Реактивы и химическое
оборудование

углерода.
Демонстрационный опыт ТБ Модели кристаллических решёток алмаза и графита.

23. Оксиды углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота, карбонаты

1

Датчик электропроводности,
магнитная мешалка, прибор
для получения
газов или аппарат Киппа

1

Реактивы и химическое

Демонстрационный опыт ТБОбразцы природных карбонатов и силикатов.
Лабораторный опыт ТБ. Качественная реакция на углекислый газ.
Лабораторный опыт ТБ. Качественная реакция на карбонат-ион.
Лабораторный опыт
«Взаимодействие известковой воды с углекислым
газом»

24. Практическая работа №5. «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

ТБ

25. Кремний и его соединения.

оборудование
1

Реактивы и химическое
оборудование

1

Реактивы и химическое
оборудование

1

Реактивы и химическое
оборудование

1

Реактивы и химическое
оборудование

1

Реактивы и химическое
оборудование

1

Датчик давления

1

Реактивы и химическое
оборудование

1

Реактивы и химическое
оборудование

33. Химический анализ: качественный и количественный

1

Реактивы и химическое
оборудование

34. Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за курс «Экспериментальная химия-9», 9 класс.

1

Демонстрационный опыт ТБ. Образцы природных карбонатов и силикатов.
Лабораторный (занимательный) опыт «Выращивание водорослей в силикатном клее»

26. Общие физические и химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями.
Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Лабораторный опыт ТБ. Взаимодействие металлов с растворами солей.
ТР
Демонстрационный опыт ТБ Изучение образцов металлов.
ТР

27. Щелочные металлы. Соединения щелочных металлов
Демонстрационный опыт Взаимодействие щелочных металлов с водой.
ТР

28. Свойства соединений кальция. Жесткость воды
Лабораторный опыт ТБ. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов.
Лабораторный опыт ТБ Устранение жесткости воды в домашних условиях

29. Свойства алюминия
Демонстрационный опыт Взаимодействие алюминия с водой. Образцы важнейших природных соединений
алюминия
ТР
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Лабораторный опыт ТБ. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами.

30. Железо.
Демонстрационный опыт Образцы руд железа. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторный опыт «Окисление железа во влажном воздухе»

31. Свойства соединений железа: оксидов, гидроксидов и солей железа(II и III).
Лабораторный опыт ТБ Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

32. Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Общие и индивидуальные свойства
металлов». ТБ
ТР

Тестовый контроль.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».