МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского УДТК» Приложение к ООП ООО №1 Рабочая программа по учебному курсу «Лабораторный практикум по физике» для 7 классов Срок освоения 1 год Дегтярск 2023 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского УДТК» Аннотация к рабочей программе учебного курса «Лабораторный практикум по физике» Программа учебного курса «Лабораторный практикум по физике» в 7 классах составлена на основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных во ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика». Содержание программы направлено на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на деятельностной основе, формирования интереса к предмету, практических навыков работы с приборами. В программе учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования. Программа «Лабораторный практикум по физике» устанавливает распределение учебного материала предлагает последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте возрастных особенностей обучающихся. Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, вносит вклад в естественнонаучную картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире. Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у обучающихся. Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими компетентностями, характеризующими естественнонаучную грамотность: • научно объяснять явления; • оценивать и понимать особенности научного исследования; • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК4вн). Цели изучения физики: • приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей; • развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям; • формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; • формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; • развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении. Достижение этих целей программы «Лабораторный практикум по физике» на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач: • приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных явлениях; • приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний; • освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практикоориентированных задач; • развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов; • освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики, анализ и критическое оценивание информации; • знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки. Описание места учебного курса в учебном плане. Курс введен в учебный план в часть, формируемую участниками образовательных отношений, в размере 34 часов в год. 1 час в неделю. Роль курса в формировании ключевых компетенций «Лабораторный практикум по физике» - учебный курс для обучающихся 7 классов непосредственно связан с программой по физике. В рамках данного курса формируются навыки решения физических задач, а именно: составление математических моделей задач, описание процессов с помощью физических законов и формул, составление уравнений и решение данных уравнений с применением математического аппарата (в частности, алгебраическое упрощение выражений и решение линейных и квадратных уравнений). Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку обучающихся к ВПР и ОГЭ. Цели и задачи курса. Цель курса – расширение и углубление знаний по физике, формирование навыков применения их в любых творческих процессах (олимпиадах, конкурсах, тестированиях, очных зачётах, ГИА и т.п.), а также совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где заинтересованный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Задачи: -обучить школьников новым методам и приемам решения задач по физике разного уровня сложности, выработать практические умения; -сформировать умения работать с различными источниками информации; -научить давать обоснованные ответы на поставленные вопросы; -углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса. 1.Результаты учебного курса. Предметными результатами обучения физике являются: -знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов; -описывать и объяснять физические явления; -выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; -приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений; -решать задачи повышенной сложности на применение физических законов; -осуществлять самостоятельный поиск информации в области «Физика»; -использовать физические знания в практической деятельности и жизни. 2. Содержание учебного курса. 7 класс Раздел 1. Физические приборы. Абсолютная и относительная погрешности (4 ч.) Понятие физической величины. Размерность физической величины Шкала прибора и ее погрешности Раздел 2. Движение и взаимодействие тел. (10 ч.) Механическое движение Понятия массы, плотности Силы в природе Раздел 3. Давление. (8ч.) Давление на твердую поверхность Гидростатическое давление Выталкивающая сила Условия плавания тел Раздел 4. Простые механизмы (10ч.) Работа и мощность в механике Простые механизмы «Золотое правило механики» КПД простых механизмов Обобщение (2ч.) Тематическое планирование № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 Наименование темы (раздела) Физические приборы и шкала измерения. Размерность. Оценка погрешности измерения физических величины. Механическое движение. Экспериментальное задание "Определение скорости равномерного движения" Графическое представление механического движения. Получение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения от времени Способы определения массы тела и его плотности Способы измерения сил Силы в природе. Равнодействующая сила Урок-эксперимент "Способы определения давления твердого тела Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 Закон Архимеда. Условия плавания тел. Проектирование "Конструирование ареометра или лодки и определение грузоподъёмности" Воздухоплавание. Механическая работа и мощность Простые механизмы Условия равновесия Блоки. Экспериментальное задание "Изучение правила рычага для подвижного и неподвижного блоков" КПД простых механизмов Обобщение по курсу «Лабораторный практикум по физике в 7 классе» 2 2 2 2 2 2 2 2 2