РП_ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ_8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30
имени 10-го гвардейского УДТК»

Приложение к ООП ООО №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 8 классов
Срок освоения 1 год

Дегтярск 2023

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30
имени 10-го гвардейского УДТК»
Аннотация к рабочей программе
учебного курса «Финансовая грамотность»
Программа учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне
основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, Примерной
программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций
Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации
программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций
по
финансовой
грамотности,
одобренной
межведомственной
координационной комиссией по реализации Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации .
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их
финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной
деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности
включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил,
алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков
и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и
обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых
отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых
институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах,
ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и
финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное
освоение обучающимися элементов финансовой компетентности в сфере
экономики семьи.
В
7-8
классах
вопросы
бюджетирования
рассматриваются
обучающимися на более сложном уровне, исследуются вопросы
долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется
планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется
формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации
финансовой информации из различных источников, как на электронных, так
и на бумажных носителях. Вместе с тем учащиеся 7–8 классов способны
расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию
общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в
данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение
школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые
для себя роли взрослого человека.

Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре
позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе
которой
лежит
системно-деятельностный
подход,
возможности
информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для
организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и
практико-ориентированного функционального использования знаний о
финансах в повседневной жизни.
Содержание
программы
учитывает
возрастные
особенности
обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса
метапредметных и предметных умений в контексте формирования
финансовой культуры.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
ГРАМОТНОСТЬ»

УЧЕБНОГО

КУРСА

«ФИНАНСОВАЯ

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в
области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи; формирование основ финансовой
грамотности у учащихся, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер
финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,
позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом
финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый
орган, бизнес, пенсионная система и др.
Задачи

реализации

учебного

курса

«Финансовая

грамотность»:

формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся
подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в
области финансового планирования, осуществления банковских операций,
роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении
финансовых
отношений,
социальной
защиты,
налогообложения,
возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного
обеспечения;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации —
в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие
интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового
планирования; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к

высокопроизводительной,
наукоёмкой
ориентированной на получение доходов;

трудовой

деятельности,

освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности,
защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов,
антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в
области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать финансовую информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских
услугах;
освоение
способов
познавательной,
коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для активного участия в
экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и
умений для выстраивания отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой
сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Курс «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные
связи с
учебными
предметами
«Обществознание», «История»,
«Математика», «География».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В

В соответствии с учебным планом финансовая грамотность изучается в 8
классе 34 часа – 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.

Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и
стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые
активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых
махинаций.
Экономические
функции
домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и
расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание
финансовых
связей
семьи
и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё
финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение
вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен
быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их
влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и
мотивации к её развитию.
- осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности
для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье;
- понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного
бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений;
- осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций
(рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-

мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного
благосостояния;
- понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых
проблем семьи в особых жизненных ситуациях;
- осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций
(рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного
благосостояния;
- понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых
проблем семьи в особых жизненных ситуациях;
- понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
- осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей
благосостояния общества и государства;
- оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в
сложных жизненных ситуациях;
- понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения)
семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
- осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка
несёт потребитель этих услуг;
- осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец
бизнеса;
- понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
- понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение
валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая
грамотность» являются:
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации,
содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и
журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков
разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и
ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной
плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах
на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о
банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением
человека
и
его
благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы
семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и
кредитам,
проводить
расчёты
с
валютными
курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики
семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов
по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе
определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в
семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье
и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов само регуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные:
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов
по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований
экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении
функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и
представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи,
исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать
портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметными
результатами
изучения
курса
«Финансовая
грамотность» являются:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага,
деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов,
инвестиционный
фонд,
доходность,
сбережения,
бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активизация познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Выпускник научится:
∙ объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
∙ различать основных участников экономической деятельности:
производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
∙ раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
∙ характеризовать основные экономические системы, экономические явления
и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные
данные
об
экономических
системах;
∙ характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
∙ объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
∙ называть и конкретизировать примерами виды налогов;
∙ характеризовать функции денег и их роль в экономике;
∙ раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
∙ анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
∙ формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические

знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности; оценивать этические
нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
∙
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
∙ характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
бюджета;
∙ использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
∙ обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
∙ выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
∙ анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
∙ решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
∙ грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
∙ сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Тематическое планирование
8 класс
Для проведения уроков используется портал
https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/
№
п/п

Тема урока

Кол-во часов

1 «Что такое потребительская культура».

1

2 «Потребление: структура и нормы».
3 «Поговорим о культуре питания».
4 «Кто такой потребитель?»
«Разнообразие человеческих потребностей и их
5 классификация».
6 «Психология потребителя»

1
1
1
1
1

Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О
7 защите прав потребителя».

1

8 «Что такое рынок?»
9 «Виды и способы торговли».

1
1

10
11
12
13
14
15
16
17

Решение экономических задач «Дешевле только даром».
«Разумные расходы – статья доходов».
«Статьи доходов и расходов».
«Рациональный бюджет школьника».
«Каждый платит налоги».
«Источники информации».
«Реклама и ее виды».
«Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».

1
1
1
1
1
1
1
1

18 «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши».
19 «Индекс Е: что он означает».
20 «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
21 «Качество товаров».

1
1
1

22 «Как покупать продукты питания?»

1

23 Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»

1

24 «Бытовая техника: всерьез и надолго».

1

25 «Всегда ли товар можно обменять?»

1

26 «Правила пользования коммунальными услугами».

1

27 «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

1

28 «Государственные органы защиты прав потребителей».

1

1

29 «Общественные организации по защите прав потребителей».
«В каких случаях потребитель имеет право на судебную
30 защиту?»

1

31 «Что такое моральный вред и как он возмещается?»

1

32 «Кто защищает потребителя?»
Подготовка и оформление творческих исследовательских
33 проектов учащихся

1

34 Защита проектов

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».