АООП НОО_ЗПР_2023г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30
имени 10-го гвардейского УДТК»

ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
от 30.08.2023 № 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
от 30.08.2023 №426/д

Адаптированная основная общеобразовательнаяпрограмма
начального общего образования для обучающихся с
задержкой психического развития

г. Дегтярск
2023г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения
1.1. Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития ................................................................................................. 2
1.2.
Нормативные
документы
разработки
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития… ................................................ 2
1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования для обучающихся с задержкой психического
развития… ...................................................................................................................... 3
2.1. Целевой раздел
2.1.1. Пояснительная записка… ................................................................................... 6
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования… ........................................................ 11
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического
развития планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования… .................... 15
2.2. Содержательный раздел
2.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий ....................... 21
2.2.2. Программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.............. 21
2.2.3. Программа коррекционной работы ................................................................... 21
2.2.6. Рабочая программа воспитания… ......................................................................24
2.3. Организационный отдел
2.3.1. Учебный план...................................................................................................... 24
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития ................................................................................................. 29

1

1. Общие положения

1.1.
Определение
и
назначение
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее –
АООП) начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с задержкой
психического развития муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского
УДТК» г.о. Дегтярск (далее МАОУ «СОШ №30») определяет содержание и
организацию образовательной деятельности обучающихся с задержкой
физического развития (далее – ЗПР) с учётом их образовательных потребностей и
запросов участников образовательных отношений.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП)
начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с задержкой
физического развития (далее – ЗПР) – это образовательная программа,
адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ЗПР разработана МАОУ «СОШ №30» в
соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и с учетом Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с
ЗПР.
Сроки реализации: 4 года (1-4 классы) – для детей с ЗПР (вариант 7.1). 5 лет
(1-4 классы) – для детей с ЗПР (вариант 7.2).
1.2. Нормативно-правовая база разработки АООП НОО:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 ();
2.СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 года №2);Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
3.
Приказ министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1023 «О утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (зарегистрирован 21.03.2023 № 72654);
4.
Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379 н (в ред. от
03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации
2

инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка- инвалида,
выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико –
социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»;
5.
«Конвенция о правах инвалидов», 13.12.2006 г.;
6.
«Конвенция ООН о правах ребёнка», 20.11.1989 г.;
7.
ООП НОО МАОУ «СОШ №30»;
8.
Локальные акты МАОУ «СОШ №30»;
9.
Устав МАОУ «СОШ №30».
1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития
АООП НОО обучающихся с ЗПР имеет варианты:
АООП НОО обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2);
Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР МАОУ «СОШ №30» определяет
содержание образования, ожидаемые результаты и условия её реализации.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР МАОУ «СОШ №30», а
также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего
образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов:
• программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся с ЗПР;
• программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области;
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
с ЗПР;
• программу формирования экологической культуры здорового
и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы;
• программу внеурочной деятельности.

3

Организационный
раздел
определяет общие
рамки
организации образовательного процесса, а также механизмы реализации
компонентов АООП НОО.
Организационный раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии
с требованиями ФГОС.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части
создания специальных условий получения образования.
Определение варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на
основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ―
ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого- медикопедагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с
РАС.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и
учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является
обучение
как
процесс
организации
познавательной
и
предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение
ими содержанием образования. Это обусловливает необходимость создания и
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР на основе индивидуального учебного
плана.
В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
•
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
•
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
4

существенное
повышение
мотивации и интереса к
учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
•
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР в МАОУ «СОШ
№30» положены следующие принципы:
•
принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
•
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
•
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
•
принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
•
онтогенетический принцип;
•
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП
начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с
задержкой психического развития;
•
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ―
«образовательной области»;
•
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
•
принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
•
принцип сотрудничества с семьей.
•

5

2.1 Целевой раздел
2.1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с учётом
психофизических особенностей обучающихся посредством создания условий для
максимального
удовлетворения
особых
образовательных
потребностей
обучающихся с ЗПР с учётом психофизических особенностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации в МАОУ
«СОШ №30» АООП НОО обучающихся с ЗПР с учётом психофизических
особенностей обучающихся предусматривает решение следующих основных
задач:
•
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР с учётом
психофизических особенностей обучающихся;
•
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР с учётом
психофизических особенностей обучающихся, индивидуальными особенностями
развития и состояния здоровья;
•
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР с учётом
психофизических особенностей обучающихся в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления
возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного,
личностного развития;
•
создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР с учётом психофизических
особенностей обучающихся;
•
обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
•
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
•
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
ЗПР с учётом психофизических особенностей обучающихся, через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной
работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы
клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
6

•
использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
•
предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;
•
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
•
включение обучающихся
в
процессы познания и
преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта,
района, города).
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ОВЗ с учётом психофизических особенностей
обучающихся разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре
адаптированной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и
результатам освоения.
Вариант АООП НОО предполагает, что обучающийся с ЗПР с учётом
психофизических особенностей обучающихся получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья,
в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной
общеобразовательной программы начального общего образования (далее — АООП
НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному
государственному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС
НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной
работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР с учётом психофизических особенностей
обучающихся и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам
освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО.
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР с учётом
психофизических особенностей обучающихся является психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с
педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание
7

которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР с учётом
психофизических особенностей обучающихся
Обучающиеся с ЗПР с учётом психофизических особенностей — это дети,
имеющее недостатки в психическом развитии, подтвержденные ПМПК и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая
и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы,
конституциональные факторы, хронические соматические заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный
диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню
возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной
отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами
психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в
организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших
психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило,
биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего
обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и
сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой
сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на
равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся,
нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и
комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
8

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении
образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих
возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью
нарушения психического развития и способностью или неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием
здоровых сверстников.
Дифференциация
образовательных
программ
начального
общего
образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой
категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения
психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации
варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.
АООП НОО с ЗПР МАОУ «СОШ №30» адресована обучающимся с ЗПР,
достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития
близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной
саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного
поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того,
у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой
органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС),
выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим
снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и
эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у
обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные,
дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно- моторной
координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при
этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ
разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического
развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё
отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные
научные представления об особенностях психофизического развития разных групп
обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для
всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
•
получение специальной помощи средствами образования сразу же
после выявления первичного нарушения развития;
•
выделение
пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
9

•
получение
начального
общего
образования
в
условиях
образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
•
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
•
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
•
психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
•
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего
за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО, характерны следующие
специфические образовательные потребности:
•
адаптация общеобразовательной программы начального общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
•
обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР
(быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и
др.);
•
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию
поведения, а также специальной психо-коррекционной помощи, направленной на
компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
•
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
(«пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков
развития);
•
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
•
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
•
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
10

•
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
•
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
•
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
•
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
•
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
•
использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
•
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
•
специальная психо-коррекционная помощь, направленная на
формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения
запрашивать и использовать помощь взрослого;
•
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает различные
варианты специального сопровождения обучающихся данной категории.
В МАОУ «СОШ №30» предлагается возможные формы обучения по АООП
НОО для обучающихся с ЗПР (очное, очно – заочное (на дому по медицинским
показаниям) и семейное).
МАОУ «СОШ №30» знакомит родителей (законных представителей)
обучающихся (участников образовательных отношений)
с Уставом и другими документами, регламентирующими
осуществление образовательного процесса в МАОУ «СОШ №30»;
с их правами обязанностями в части формирования и реализации
АООП НОО, установленными законодательством Российской Федерации и
Уставом МАОУ «СОШ №30».
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
11

Самым общим результатом освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ
должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных
(жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО соответствуют ООП НОО
МАОУ «СОШ №30».
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты
на уровне начального общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП НОО,
соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ №30». В учебные программы, в которых
устанавливаются планируемые результаты начального общего образования для
обучающихся с ЗПР АООП НОО включаются программы курсов коррекционно –
развивающей области.
Структура планируемых результатов АООП НОО соответствует ООП НОО
МАОУ «СОШ №30».
Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы
обучающимися с задержкой психического развития
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление
социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
•
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя
помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь
взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в умении
написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
•
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни, проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту
предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела,
принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для
выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни,
умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении
представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни
класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении
12

ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений,
ориентироваться в расписании занятий; в умении включаться в разнообразные
повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя
ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в
школе.
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может
использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать
актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство
достижения цели (вербальную, невербальную); в умении начать и поддержать
разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения,
завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство,
благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от
собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося
с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении
адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового
поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для
окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в
расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других.
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; в умении
накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным
порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь
общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром,
понимании собственной
результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;
13

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой
личный опыт жизненный опыт
других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении
делиться
своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и
незнакомыми людьми; в освоение необходимых социальных ритуалов, умении
адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт
и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом
собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. в освоении
возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении
проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать
контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять
формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального
контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО отражают:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в
классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; способность
использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях
общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком, умение задавать вопросы; способность к
наблюдательности, умение замечать новое;
Овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в
разных видах предметно-практической деятельности; умение ставить и удерживать
цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ
действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять
словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и
результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к
результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные
результаты; сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные
действия.
14

Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО по
учебным предметам соответствует ООП НОО МАОУ «СОШ №30»
применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического
развития планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех
групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО в МАОУ «СОШ №30» предполагает комплексный подход к
оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения
обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями
ФГОС НОО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов
необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у
обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания
образования и стандартизация планируемых результатов образования в более
короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной
и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО МАОУ «СОШ
№30» в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по
итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
•
особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
•
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
•
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
•
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1)
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
15

2)
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения
задания;
3)
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,
она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;
•
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР
(более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
•
при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о
необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение
инструкции к заданию);
•
увеличение времени на выполнение заданий;
•
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
•
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных
учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных),
т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ
своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
-способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и
самостоятельность в обучении;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников;
-умение использовать знаково- символические средства для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных
и практических задач;

16

-способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий,
отнесению к известным понятиям;
-умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных
проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных
компонентов образовательного процесса- учебных предметов, представленных в
обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка
метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как
решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование,
итоговые проверочные работы, мониторинг сформированности основных учебных
умений.
Оценка предметных результатов
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью
диагностических работ (текущих, промежуточных, итоговых), направленных на
определение уровня освоения темы обучающимися с ЗПР. Проводится мониторинг
результатов выполнения итоговых работ по русскому языку, математике. Оценку
этой группы результатов целесообразно начинать со 2 – го класса, т.е. в период,
когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки
чтения, письма и счёта.
Русский язык. Объём диктанта и текста для списывания
классы

четверти
I

II

III

IV

1

-

-

-

15-17

2

15-20

20-25

25-30

30-35

3

40-45

45-50

50-55

55-60

4

60-65

65-70

70-75

75-80

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на
возможности их выполнения всеми обучающимися (количество изученных
орфограмм 60 процентов от общего числа всех слов диктанта). Предложения
должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из
2-3 слов с включением синтаксических категорий.
Во время обучения в 1 и 1 дополнительных классах целесообразно всячески
поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную
оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление
17

значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность её осуществления не только под прямым и непосредственным
руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности
во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться
на основании положительной индивидуальной динамики.
Портфель достижений как инструмент оценки
динамики
индивидуальных образовательных достижений
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
реализуется в рамках накопительной системы – портфолио.
Портфолио ученика:
•
является современным педагогическим инструментом сопровождения
развития и оценки достижений обучающихся с ЗПР, ориентированным на
обновление и совершенствование качества образования;
•
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных
учебных действий обучающихся с ЗПР;
•
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в
оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и
оптимистического прогнозирования.
Формы контроля и учёта достижений обучающихся
Текущая аттестация:
- устный опрос;
- письменная и самостоятельная работа;
- диктанты;
-контрольное списывание;
-тестовые задания;
- графическая работа;
- изложение;
- доклад;
- творческая работа;
- посещение уроков по программам наблюдения.
Итоговая (четверть, год):
-диагностическая;
- контрольная работа;
- диктанты;
-изложение.
Урочная деятельность:
-анализ динамики текущей успеваемости;
-активность в проектах и программах в урочной деятельности.
Внеурочная деятельность:
18

-участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности;
-творческий отчет;
- портфолио;
- анализ психолого-педагогических исследований.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля
достижений, делаются выводы о:
1)
сформированности у обучающегося универсальных и предметных
способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему
возможность продолжения образования в основной школе;
2)
сформированности основ умения учиться, понимаемой как
способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
3)
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности —
мотивационно-смысловой,
познавательной,
эмоциональной,
волевой
и
саморегуляции.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися
с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО,
осуществляется в МАОУ «СОШ №30» в полном соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы опираются на
следующие принципы:
1)
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР и детей-инвалидов;
2)
динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся с ЗПР;
3)
единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений
в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и
касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки
результатов освоения программы коррекционной работы.
19

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях,
отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления
отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых
процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность,
диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет
осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае
необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки
результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и
финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить
исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о
степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и
повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования.
При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспрессдиагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об
успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие
даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении
планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные
эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для
определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной
программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе
(окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного
образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии
с
планируемыми
результатами
освоения
обучающимися
программы
коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и
финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом
типологических
и
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
их
индивидуальных особых образовательных потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который
20

представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников
образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с
обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки
достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая
обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки
продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ
изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение
родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной
динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об
ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на
жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной
деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия
родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное
психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой
информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание
программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.
2.2. Содержательный раздел
2..2.1. Программа формирования УУД АООП НОО обучающихся с ЗПР
соответствует ООП НОО МАОУ «СОШ №30».
2.2.2. Рабочие программы по учебным предметам, курсов внеурочной
деятельности соответствуют ООП НОО МАОУ «СОШ №30». Рабочие
программы разрабатываются учителями начальных классов на основе ФРП и
являются приложением к ООП НОО МАОУ «СОШ №30». Рабочие программы
учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
2.2.3. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ОВЗ. Содержание программы
коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его
особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА
(при наличии). Целью программы коррекционной работы выступает создание
системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении ФАОП НОО,
коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии
обучающихся, их социальная адаптация. Направления и содержание программы
21

коррекционной работы осуществляются во внеурочное время в объеме не менее 5
часов. Программа коррекционной работы обеспечивает:
-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
-создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ;
-осуществление
индивидуально-ориентированного
психологопедагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с учетом их особых
образовательных потребностей;
-оказание помощи в освоении обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
-возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми,
формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы должна содержать:
-перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих
занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ, и освоение ими АООП НОО;
-систему
комплексного
психолого-педагогического
и
социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса,
включающего психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью
выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг
динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку
коррекционных мероприятий;
-механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических работников, специалистов в области коррекционной
педагогики и психологии, медицинских работников организации и других
организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества,
который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности;
-планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы должна включать в себя взаимосвязанные
направления, отражающие ее основное содержание:
-диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного
обследования обучающихся с ОВЗ и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого-педагогической помощи;
-коррекционно-развивающая работа, обеспечивающая своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в психофизическом развитии обучающихся с ОВЗ;
-консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального
сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей по вопросам реализации

22

дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации;
-информационно-просветительская работа, направленная на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса
для обучающихся с ОВЗ, со всеми участниками образовательных отношений
обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками.
Коррекционная работа должна включать систематическое психологопедагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности, разработку и
реализацию индивидуального маршрута комплексного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося с ОВЗ на основе психолого-педагогической
характеристики, составленной по результатам изучения его особенностей и
возможностей развития, выявления трудностей в овладении содержанием
начального общего образования, особенностей личностного развития,
межличностного взаимодействия с детьми, взрослыми.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
-коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций;
- развитие зрительно-моторной координации; формирование произвольной
регуляции деятельности и поведения;
-коррекция нарушений устной и письменной речи;
-обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в
целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных
коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция нарушений
психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении
нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. При
возникновении трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ содержания АООП
НОО педагогические работники, осуществляющие психолого-педагогическое
сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы
коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет
сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В
случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии
с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ОВЗ направляется на
ПМПК для комплексного психолого-педагогического обследования с целью
выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.

23

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы
являются:
-оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной
организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся
специалистами различного профиля;
официальное
партнерство,
предполагающее
профессиональное
взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляют
специалисты:
учитель-дефектолог,
учитель-логопед,
педагог-психолог,
социальный педагог (при необходимости), педагог дополнительного образования.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с ОВЗ. Варьироваться могут
содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов
сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных
возможностей обучающихся с ОВЗ и удовлетворению их особых образовательных
потребностей.
Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи,
программы коррекционных курсов, систему комплексного психологопедагогического
обследования
обучающихся,
основные
направления
(диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационнопросветительское), описание специальных условий обучения и воспитания
обучающихся с ОВЗ, планируемые результаты освоения программы
коррекционной работы, механизмы реализации программы.
2.2.4. Рабочая программа воспитания для обучающихся с ОВЗ соответствует
ООП НОО МАОУ «СОШ №30».
2.3. Организационный раздел
2.3.1. Учебный план
Учебный план АООП НОО обучающихся с ОВЗ (обязательные предметные
области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО МАОУ
«СОШ №30».
Учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей по классам (годам обучения).
Организация образовательного процесса при обучении регламентируется
Учебным планом, календарным учебным графиком, индивидуальным учебным
планом и расписанием занятий, разрабатываемыми, утверждёнными и
реализуемыми МАОУ «СОШ №30» с учётом индивидуальных особенностей и
психофизических возможностей обучающихся.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
24

Продолжительность урока – 40 минут.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели, во 2-4
классах – 34 учебные недели.
Требования к затратам времени на выполнение домашних заданий (по всем
предметам) по классам: объём домашних заданий (по всем предметам) должен быть
таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в
астрономических часах): в 1 классе- 1 ч., во 2- 3 классах – 1,5 ч., в 4 классе – 2 часа.
Для обучающихся 1-го класса устанавливаются дополнительно недельные
каникулы в феврале.
В течение учебного года продолжительность каникул не более 30 дней, в
летний период – не более 8 недель.
Индивидуальные учебные планы (ИУП), разрабатываемые в МАОУ «СОШ
№30», включают учебные предметы из обязательных предметных областей
основной образовательной программы уровня начального общего образования,
определяемые ФГОС НОО.
При наличии у обучающегося заключения ПМПК и справки ВК организуется
обучение на дому по адаптированным образовательным программам и МАОУ
«СОШ №30» самостоятельно определяет (перераспределяет) количество часов для
каждого обучающегося при составлении ИУП на уровне начального общего
образования, но с учётом выполнения федерального государственного
образовательного стандарта.
Обучение в МАОУ «СОШ №30» ведётся на русском языке. Для большинства
обучающихся он является родным. Заявлений от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся на изучение иного (не
русского) родного языка не поступало.
МАОУ «СОШ №30» знакомит родителей (законных представителей)
обучающихся с документами, регламентирующими обучение по ИУП. Факт
ознакомления заверяется личной подписью родителей (законных представителей).
Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная
аттестация в соответствии со ст. 58 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» проводится
по всем предметам учебного плана в форме зачёта результатов текущего
оценивания, путём выведения годовых оценок. Годовая отметка по предмету
выставляется как среднее арифметическое четырёх четвертных отметок с учётом
Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ №30».
Учащиеся 1-х классов по окончании первого года обучения не аттестуются.
Промежуточная аттестация для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья проводится в соответствии с их психофизиологическим
состоянием и возможностями.

25

Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее
5 часов. Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной
организацией в зависимости от особых образовательных потребностей
обучающихся. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на
коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного
обучающегося в зависимости от его потребностей. Часы коррекционно –
развивающей области не входят в предельно – допустимую аудиторную нагрузку.
Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во внеклассное
время. На индивидуальные коррекционные занятия отводятся до 25 минут, на
групповые занятия – до 40 минут
Недельный учебный план для 1-4 классов (вариант 7.1)
Предметные
области

Учебные
предметы
классы

Количество часовв
неделю
Всего

I

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное
чтение

3

3

3

3

12

1

1

1

0/1

3,5

1

1

1

1/0

3,5

-

2

2

2

6

Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение

Родной язык и
Родной язык и (или)
литературное чтение государственный язык
на родном языке
республики
Российской Федерации
Литературное
чтение на
родном языке

Иностранный язык Иностранный язык
Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и
естествознание
(окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и светской
этики

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы
религиозных
культур и светской
этики

-

-

-

1

1

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Искусство

26

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая
культура

Физическая
культура

2

2

2

2

8

21

23

23

23

90

-

-

-

-

-

21

23

23

23

90

10

10

10

10

7

7

7

7

коррекционно-развивающие занятия

6

6

6

6

24

ритмика

1

1

1

1

4

направления внеурочной деятельности

3

3

3

3

12

31

33

33

33

130

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений при 5дневной неделе
Максимально допустимая аудиторная
недельная нагрузка при 5-ти дневной
неделе
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно – развивающую
область)
коррекционно-развивающая область 28

Всего

27

40

Недельный учебный план для 1-4 классов (вариант 7.2)
Предметные области

Классы
Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

1

1
доп.

2

3

4

Русский язык

5

5

5

5

5

25

Литературное чтение

3

3

3

3

3

15

Родной язык и
литературное чтение

2

2

2

2

1

9

Иностранный язык

Иностранный язык

-

-

2

2

2

6

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

4

20

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы религиозных
культур и светской этики

Основы религиозных
культур и светской этики

-

-

-

-

1

1

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Технология

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура)

2

2

2

2

2

10

21

21

23

23

23

111

Часть, формируемая участниками образовательного
процесса

-

-

-

-

-

-

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

21

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область):

10

10

10

10

10

50

коррекционно-развивающая область

7

7

7

7

7

35

коррекционно-развивающие занятия

6

6

6

6

6

30

ритмика

1

1

1

1

1

5

направления внеурочной деятельности

3

3

3

3

3

15

31

31

33

33

33

161

Обязательная часть

Русский язык и
литературное чтение

Искусство

Итого

Всего
28

Ежегодный учебный план обсуждается и принимается педагогическим советом и
утверждается приказом директора МАОУ «СОШ №30» на начало каждого
учебного года как приложение к ООП НОО.
Календарный учебный график соответствует календарному учебному
графику ООП НОО МАОУ «СОШ №30».
Продолжительность учебного года в МАОУ «СОШ №30»:
начало учебного года – первый рабочий день сентября,
окончание учебного года – 24 мая.
2.3.2.
Система
условий
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития
Кадровые условия
В МАОУ «СОШ №30» реализуют АООП НОО обучающихся с ЗПР учителя
начальных классов, учитель музыки, учитель физической культуры, учителя
иностранного языка, педагог – психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог,
социальный педагог, педагоги дополнительного образования.
Ежегодно организуется психолого – педагогическое сопровождение
участников образовательных отношений на уровне начального общего
образования.
Педагоги МАОУ «СОШ №30», которые реализуют программу
коррекционной работы АООП НОО обучающихся с ЗПР, имеют высшее
профессиональное образование или средне специальное образование.
Коррекционная работа ведётся самостоятельно родителями с привлечением
специалистов. Развивающая работа ведется в соответствии с планом внеурочной
деятельности ООП НОО.
Для профилактики переутомления обучающихся с ЗПР в календарном
учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного
времени и каникул.
Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении
гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной
нагрузки согласно СанПиН 2.4.3648-20). Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обучение проходит в первую смену. Продолжительность учебного дня для
конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом
особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к
нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок учебного дня
обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в
соответствии с требованиями к здоровье сбережению (регулируется объем нагрузки
29

по реализации АООП НОО, время на самостоятельную учебную работу, время
отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.3648-20. Образовательная
недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели.
Учебный день включает в себя занятия / уроки, а также паузу, время
прогулки, выполнение домашних заданий (2-4 классы). Обучение и воспитание
происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной)
деятельности обучающегося в течение учебного дня.
Учебные занятия начинаются 8.00.
Число уроков в день:
для обучающихся 1 классов – не должно превышать 4 уроков и один день в
неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий 40 минут. При определении
продолжительности занятий в 1 классах используется «ступенчатый» режим
обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4
урока по 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большой
перемены (после 2-го и 3-го уроков) - 20 минут. Между началом внеклассных
занятий, кружков, секций и последним уроком после перерыва
продолжительностью не менее 40 минут.
Материально – техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение заключается в создании
надлежащих материально – технических условий для беспрепятственного доступа
детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и
помещения МАОУ «СОШ №30», организацию их пребывания, обучения , а также
позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно–развивающую среды
МАОУ «СОШ №30»: наличие Сенсорной комнаты.
Все кабинеты начальной школы оборудованы электронными средствами
обучения, что составляет 100%. Данное оборудование используется педагогами для
учащихся 1-4 классов для проведения уроков с применением образовательных ИКТ
(использование электронных приложений к учебникам, осуществления проектной
деятельности и т.п.). Все кабинеты начальных классов, специалистов оборудованы
безопасным доступом в Интернет с целью использования электронных

30

образовательных ресурсов федеральных и региональных центров информационно
– образовательных ресурсов.
Учебный и дидактический материал
В МАОУ «СОШ №30» при освоении АООП НОО обучающиеся с ЗПР
обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений
здоровья, а также занимаются по дидактическим материалам, имеющим
преимущественно натуральную и иллюстративную наглядность.
Информационное обеспечение
В рамках данного направления формируется банк нормативно – правовых
документов федерального, регионального, муниципального и школьных уровней.
Реализуются разработанные рабочие программы на уровень обучения по
учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно –
развивающей области.
В рамках методического объединения учителей начальных классов на
заседаниях рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО для
обучающихся с ЗПР, работа по самообразованию педагогов планируется с учетом
необходимости
реализации
коррекционной
направленности
учебновоспитательной деятельности, проводятся семинары для учителей начальных
классов.
В реализации внеурочной деятельности могут принимать участие все
педагогические работники МАОУ «СОШ №30» (учителя, педагог – психолог и
др.).
Особенности организации учебного процесса по АООП НОО размещаются на
сайте МАОУ «СОШ №30», рассматриваются на общешкольных родительских
собраниях для будущих первоклассников, а также на классных родительских
собраниях.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».