Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского УДТК» ПРИНЯТА на заседании педагогического совета от 30.08.2023 № 1 УТВЕРЖДЕНА приказом директора от 30.08.2023 №432/д Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития г. о. Дегтярск 2023г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Общие положения 1.1. Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития ................................................................................. 3 1.2. Нормативные документы разработки адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития здоровья… ............................................................... 3 1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического Развития… ........................................................................................................................... 4 2.1. Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 6 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования… 10 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования… ..................................................................................... 14 2.2. Содержательный раздел 2.2.1. Рабочие программы учебных предметов на основе ФРП и ПРП 21 2.2.2. Программа формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) у обучающихся… ............................................................................................... 26 2.2.3. Программа коррекционной работы ..............................................................26 2.2.4. Рабочая программа воспитания… ................................................................26 2.3. Организационный отдел 2.3.1. Учебный план .................................................................................................26 2.3.2. Календарный учебный график ...................................................................... 30 2.3.3. Календарный план воспитательной работы .............................................. 30 2.3.3. План внеурочной деятельности… ................................................................30 2.3.4. Система условий реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР… ..........34 1. Общие положения 1.1. Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее АООП ООО) МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК» предназначена для сопровождения деятельности организации по созданию адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее - АООП ООО с ЗПР) и отражает вариант конкретизации требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. АООП ООО обучающихся с ЗПР разработана МАОУ «СОШ №30» в соответствии с ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ и с учетом ФАОП ООО. 1.2. Нормативно-правовая база разработки АООП НОО с ОВЗ: 1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями); 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 3. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2); 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «О утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(зарегистрирован 21.03.2023 № 72653); 5. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379 н (в ред.от 03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка- инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»; 2 6. 7. 8. 9. «Конвенция о правах инвалидов», 13.12.2006 г.; «Конвенция ООН о правах ребёнка», 20.11.1989 г.; ООП ООО МАОУ «СОШ №30»; Устав МАОУ «СОШ №30». 1.3 Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР АООП ООО обучающихся с ОВЗ имеет варианты: АОП ООО обучающихся с ЗПР Содержание варианта АОП ООО представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) на основе ФРП и ПРП, иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы. Структура АООП ООО обучающихся с ЗПР МАОУ «СОШ №30» определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия её реализации. АОП ООО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР МАОУ «СОШ №30», а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: • пояснительную записку; • планируемые результаты освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО. Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: • рабочие программы учебных предметов на основе ФРП и ПРП; • программу формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) у обучающихся; • программу коррекционной работы; • рабочую программу воспитания. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АООП ООО и разработаны на основе требований ФГОС ООО 3 обучающихся с ЗПР к результатам освоения программы начального общего образования. Программа формирования УУД содержит: -описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов; -характеристики обучающихся. регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования. Организационный раздел включает: - учебный план; - календарный учебный график; календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся МАОУ «СОШ №30» или в которых школы принимает участие в учебном году или периоде обучения. В основу формирования АООП ООО обучающихся с ЗПР в МАОУ «СОШ №30» положены следующие принципы: принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; • • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; 4 принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • • онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»; • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей. • Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности в МАОУ «СОШ №30» не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий соответствует требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской 5 Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования). 2.1. Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность МАОУ «СОШ №30» в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП ООО для обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных условий на уровне основного общего образования. Целями реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР являются: -организация учебного процесса для обучающихся с ЗПР с учетом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО; -создание условий для становления и формирования личности обучающегося; организация деятельности педагогических работников образовательной организации по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР. Достижение поставленных целей реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: -формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению; 6 -обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; -обеспечение преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования; -достижение планируемых результатов освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР; -обеспечение доступности получения качественного основного общего образования; -установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного и социализирующего потенциала образовательной организации, инклюзивного подхода в образовании, обеспечению индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования; -выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством включения их в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включения в общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; -организация творческих деятельности; конкурсов, проектной и учебно-исследовательской -участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации; -включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; -организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогических работников, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы; -создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. АООП ООО для обучающихся с ЗПР учитывает следующие принципы и подходы: 7 -принцип учета ФГОС ООО: АООП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне основного общего образования; -принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной организации АООП ООО определяет право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности; -принцип учета ведущей деятельности обучающегося: АООП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль); -принцип индивидуализации обучения: АООП ООО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося; -системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; -принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся с ЗПР при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; -принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов; -принцип интеграции обучения и воспитания: АООП ООО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы; -принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований. 8 АООП ООО для обучающихся с ЗПР учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся с задержкой психического развития. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей. При организации обучения на уровне основного общего образования следует учитывать особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала. АООП ООО для обучающихся с ЗПР определяет, что обучающиеся с задержкой психического развития получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, планируемым результатам основного общего образования нормативно развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности. При обоснованной необходимости для обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более, чем до шести лет. В этом случае обучение может быть организовано по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому образовательной организацией самостоятельно, с учетом пролонгации года. Соответствующая корректировка вносится в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей. Для обучающихся с ЗПР необходим дифференцированный подход к отбору содержания программ учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающегося. Объем знаний и умений по учебным предметам несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся с ЗПР могут разрабатываться индивидуальные учебные планы в пределах осваиваемой образовательной программы основного общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. 9 Планируемые результаты освоения АООП ООО Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития АООП ООО для обучающихся с ЗПР соответствуют ФГОС ООО с учетом их особых образовательных потребностей. При проектировании планируемых результатов реализуется индивидуальнодифференцированный подход как один из ведущих в процессе образования обучающихся с ЗПР. При проектировании планируемых предметных результатов по отдельным предметам необходимо учитывать особые образовательные потребности и возможности обучающихся с ЗПР. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО дополняются результатами освоения ПКР: 1) результатами достижения каждым обучающимся сформированное конкретных качеств личности с учетом социокультурных норм и правил, жизненных компетенций, способности к социальной адаптации в обществе, в том числе: -сформированность социально значимых личностных качеств, включая ценностно-смысловые установки, отражающие гражданские позиции с учетом морально-нравственных норм и правил; правосознание, включая готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина Российской Федерации; - социальные компетенции, включая, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, значимость расширения социальных контактов, развития межличностных отношений при соблюдении социальных норм, правил поведения, ролей и форм взаимодействия в социуме; -сформированность мотивации к качественному целенаправленной познавательной деятельности; образованию и -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; -способность повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; -формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в ходе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха; 10 -способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, двигательном, коммуникативном, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению; -способность к саморазвитию и личностному самоопределению, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы. Значимым личностным результатом освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР, отражающим результаты освоения коррекционных курсов и Программы воспитания, является сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, обеспечивающих адаптацию обучающегося с ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды; 2) результатами овладения универсальными учебными действиями, в том числе: -самостоятельным мотивированным определением цели образования, задач собственной учебной и познавательной деятельности; -планированием путей достижения целей, выбора наиболее эффективных способов решения учебных, познавательных и задач, а также задач социальной практики; -самостоятельным соотнесением собственных действий с планируемыми результатами, осуществлением самоконтроля и самооценки собственной деятельности и деятельности других обучающихся в процессе достижения результата, определением способов действий в рамках предложенных условий и требований; принятием решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; корректированием собственных действий с учетом изменяющейся ситуации; оцениванием правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; -планированием и регуляцией собственной деятельности; -умением использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей, для решения учебных и познавательных задач; -умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логическое рассуждение, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии), формулировать выводы; 11 -созданием, применением и преобразованием знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач; -организацией учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогическим работником и сверстниками; осуществлением учебной и внеурочной деятельности индивидуально и в группе; -соблюдением речевого этикета, в том числе реализация требований к культуре общения с учетом коммуникативной ситуации и речевых партнеров; -использованием речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; -активным участием в диалоге (полилоге) при инициировании собственных высказываний, аргументации и доказательстве собственного мнения; -самостоятельным разрешением конфликтных ситуаций на основе согласования позиций и учета интересов; формулированием, аргументацией и отстаиванием собственного мнения; -распознаванием невербальных средств общения, умением прогнозировать возможные конфликтные ситуации, смягчая конфликты; -владением устной и письменной речью, монологической контекстной речью; -использованием информационно-коммуникационных технологий; -экологическим мышлением, его применением в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; 3) достижениями планируемых предметных результатов образования и результатов коррекционно-развивающих курсов по Программе коррекционной работы, в том числе: -освоением в ходе изучения учебных предметов умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях; -формированием и развитием научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; -освоением междисциплинарных учебных программ: "Формирование универсальных учебных действий", "Формирование ИКТ-компетентности обучающихся", "Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности"; учебных программ по предметам учебного плана; -применением различных способов поиска (в справочных источниках и в сети Интернет), обработки и передачи информации в соответствии с коммуникативными и 12 познавательными задачами, в том числе при подготовке презентаций для устных ответов (например, выступлений). Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП ООО для обучающихся с ЗПР создаются специальные условия, обусловленные особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и спецификой нарушения. Данные условия могут включать: -особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; -присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на работу; -организующую помощь педагогического работника распределения времени, отводимого на выполнение работы; в рационализации -предоставление возможности использования справочной информации, разного рода визуальной поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры в виде ключевых слов, плана, образца) при самостоятельном применении; -гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и контрольно-измерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающегося с ЗПР; -большую вариативность оценочных процедур, методов оценки и состава инструментария оценивания, позволяющую определить образовательный результат каждого обучающегося с ЗПР; -адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению, особое построение инструкции, отражающей этапность выполнения задания); -отслеживание действий обучающегося с ЗПР для оценки понимания им инструкции и, при необходимости, ее уточнение; 13 -увеличение времени на выполнение заданий; -возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении обучающегося проявлений утомления, истощения. Объем и содержание рекомендуемых специальных условий проведения диагностических мероприятий определяется психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации и вносится в специальный раздел индивидуального образовательного маршрута, доводится до сведения педагогических работников, родителей (законных представителей), администрации в соответствие с установленными правилами образовательной организации. Основными направлениями и образовательной организации являются: целями оценочной деятельности в -оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур; -оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися АООП ООО для обучающихся с ЗПР. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: -стартовую диагностику; -текущую и тематическую оценку; -психолого-педагогическое наблюдение; -внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. Внешняя оценка включает: -независимую оценку качества образования; -мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней. В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. 14 Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений. Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через: -оценку предметных и метапредметных результатов; -использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования; -использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ; -использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка); -использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационнокоммуникационных (цифровых) технологий. Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС ООО. 15 Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, Российской Федерации, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий. Формирование метапредметных результатов обеспечивается освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности. комплексом Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение: -познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач); -коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером); -регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и 16 предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания). Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Оценка формирования сферы жизненной (социальной) компетенции может проходить на основе метода экспертных оценок. Рекомендуемые формы оценки: -для проверки читательской грамотности - письменная работа на межпредметной основе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; -для проверки цифровой грамотности - практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью; -для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий - экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных проектов. Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года. Оценка достижения метапредметных результатов обучающегося с ЗПР должна быть направлена, прежде всего, на получение информации об индивидуальном прогрессе обучающегося в достижении образовательных результатов. Важно также обеспечить индивидуализацию этапности освоения метапредметных результатов в связи с особенностями развития обучающегося с ЗПР. Групповые и (или) индивидуальные учебные проекты (далее - проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие). Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. Результатом проекта является одна из следующих работ: 17 -письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие); -художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; -отчетные материалы по социальному проекту. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта разрабатываются образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Проект оценивается по следующим критериям: -сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в. умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; -сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; -сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; -сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. Предметные результаты освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. 18 Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной грамотности, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. Обобщенный критерий "знание и понимание" включает знание и понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов. Обобщенный критерий "применение" включает: -использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе; -использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач или проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности. Обобщенный критерий "функциональность" включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной жизни. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля. Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к АООП ООО. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету включает: 19 -список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика); -требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости - с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); -график контрольных мероприятий. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования. Стартовая диагностика проводится в начале 5 класса (первого года обучения на уровне основного общего образования) и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся с ЗПР. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося с ЗПР в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность), и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. 20 Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры: стартовая диагностика; -оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов; -оценка уровня функциональной грамотности; -оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника, осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения ПКР. Оценка достижений по Программе коррекционной работы имеет дифференцированный характер, в связи с чем может определяться индивидуальными программами развития обучающихся с ЗПР. Мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов ПКР предполагает: -проведение специализированного комплексного психолого-педагогического обследования каждого обучающегося с ЗПР, в том числе показателей развития познавательной, эмоциональной, регуляторной, личностной, коммуникативной и речевой сфер, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и социальную адаптацию, при переходе на уровень основного общего образования (стартовая диагностика в начале обучения в пятом классе), а также не реже одного раза в полугодие; -систематическое осуществление психолого-педагогических наблюдений в учебной и внеурочной деятельности; -проведение мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания (проводится в начале обучения в пятом классе, а также не реже одного раза в полугодие); 21 -изучение мнения о социокультурном развитии обучающихся педагогических работников и родителей (законных представителей) (проводится при переходе на уровень основного общего образования, а также не реже одного раза в полугодие). Изучение достижения каждым обучающимся с ЗПР планируемых результатов ПКР проводится педагогическими работниками в том числе учителямидефектологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителями-предметниками, классными руководителями. Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР ПКР, в том числе расширения сферы жизненной компетенции, используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) и родителей обучающегося. Данная процедура осуществляется на заседаниях психолого-педагогического консилиума и объединяет всех участников образовательного процесса, сопровождающих обучающегося с ЗПР. Результаты освоения обучающимися с ЗПР ПКР не выносятся на итоговую оценку. Решение о достижении обучающимися планируемых результатов ПКР принимает психолого-педагогический консилиум образовательной организации на основе анализа материалов комплексного изучения каждого обучающегося, разрабатывает рекомендации для дальнейшего обучения. 2.2. Содержательный раздел 2.2.1. Рабочие программы учебных предметов учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей соответствуют ООП ООО МАОУ «СОШ №30». Рабочие программы разрабатываются учителями на основе ФРП и ПРП и являются приложением к ООП ООО МАОУ «СОШ №30». Рабочие программы учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. 2.2.2. Программа формирования УУД АООП ООО обучающихся с ОВЗ соответствует ООП ООО МАОУ «СОШ №30». Планируемые результаты освоения учебных программ АООП ООО обучающихся с ОВЗ по учебным предметам соответствует ООП ООО МАОУ «СОШ №30». Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося с ЗПР. Универсальные учебные познавательные действия: по отношению к обучающимся с ЗПР предметом особого коррекционного внимания является формирование приемов мыслительной деятельности и соответствующих логических операций, обусловленное сниженным уровнем развития словесно-логических форм 22 мышления. Универсальные учебные коммуникативные действия: по отношению к обучающимся с ЗПР особую значимость представляет расширение коммуникативного репертуара, формирование навыков гибкости общения, соотносимых с контекстом социально-коммуникативной ситуации, развитие речевых компетенций и связной речи. Универсальные учебные регулятивные действия: по отношению к обучающимся с ЗПР саморегуляция познавательной деятельности, поведения и эмоционального реагирования является предметом особого коррекционного внимания. Формирование саморегуляции у обучающихся с ЗПР является обязательным сквозным направлением в образовательном и коррекционном процессе. 2.2.3. Программа коррекционной работы ПКР является неотъемлемым структурным компонентом ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития. В соответствии с ФГОС ООО ПКР направлена на осуществление индивидуальноориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП ООО с учетом их особых образовательных потребностей, социальную адаптацию и личностное самоопределение. ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним). ПКР должна обеспечивать: -выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, направленности личности, профессиональных склонностей; -систему комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательнокоррекционного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, включающего психолого-педагогическое обследование (на начало обучения в 5 классе - стартовая диагностика) и мониторинг динамики их развития, личностного становления, проведение коррекционных курсов, индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий (на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и психологопедагогического консилиума образовательной организации), направленных на оказание специализированной индивидуально ориентированной коррекционноразвивающей помощи обучающимся в преодолении или ослаблении основных нарушений познавательного и речевого развития, препятствующих освоению образовательной программы, и социальную адаптацию обучающихся с ЗПР; успешное освоение АООП ООО, достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов с учетом их особых образовательных потребностей. ПКР должна содержать: 23 -план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, освоение ими АООП ООО; -описание условий обучения и воспитания обучающихся (с учетом их особых образовательных потребностей), методы их обучения и воспитания, специальные учебные пособия и дидактические материалы, специализированные компьютерные программы, технические средства обучения, особенности проведения групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий; -описание основного содержания рабочих программ коррекционных курсов; -перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при наличии); -планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке. ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от особых образовательных потребностей, характера имеющихся трудностей и особенностей социальной адаптации обучающихся с ЗПР, региональной специфики и особенностей образовательно-коррекционного процесса в образовательной организации. ПКР предусматривает создание условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся посредством дифференцированного психолого-педагогического сопровождения, индивидуализации и дифференциации образовательно коррекционного процесса. ПКР предусматривает организацию индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП ООО. ПКР может быть реализована при разных формах получения образования обучающимися, в том числе обучение на дому и с применением дистанционных технологий. Степень включенности специалистов в программу коррекционной работы устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Объем помощи, направления и содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимся определяются на основании заключения ППк и ПМПК. Реализация ПКР предусматривает осуществление комплексного подхода в образовательно-коррекционном процессе на основе взаимодействия участников образовательных отношений. Основным механизмом, обеспечивающим системность помощи, является психолого-педагогический консилиум образовательной организации. ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования, включает следующие разделы: 24 -Цели, задачи и принципы построения ПКР. -Перечень и содержание направлений работы. -Механизмы реализации программы. -Условия реализации программы. -Планируемые результаты реализации программы. Оценка достижения планируемых результатов коррекционной работы Оценка достижения планируемых результатов коррекционной работы на уровне основного общего образования, также, как и на уровне начального общего образования, проводится с помощью мониторинга эффективности созданных условий и оказываемой комплексной помощи в МАОУ «СОШ №30» на основе регулярной оценки динамики развития и образовательных достижений, а также с учетом промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы на уровне основного общего образования проводится с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и при необходимости вносить коррективы в ее содержание и организацию. Следует использовать три формы мониторинга: стартовую, текущую и итоговую диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и особенностей обучающихся с ЗПР, выявить исходный уровень показателей развития познавательной, эмоциональной, регуляторной, личностной, коммуникативной и речевой сфер, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и социальную адаптацию. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на основном уровне образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспрессдиагностику показателей психологического развития, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы в части освоения коррекционных курсов. Данные экспресс диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью итоговой диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на уровне основного общего 25 образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и итоговой диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, в том числе расширения сферы жизненной компетенции, используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) и родителей обучающегося. Данная процедура осуществляется на заседаниях психологопедагогического консилиума и объединяет всех участников образовательного процесса, сопровождающих обучающегося с ЗПР. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. В случаях отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы, трудностях освоения АООП ООО и с согласия родителей (законных представителей) необходимо направить обучающегося на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование с целью уточнения или изменения образовательного маршрута. 2.2.4. Рабочая программа воспитания для обучающихся с ЗПР соответствует ООП ООО МАОУ «СОШ №30» 2.3. Организационный отдел 2.3.1. Учебный план Учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы. Он фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач: -усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или 26 индивидуально ориентированные трудности (за счет часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных отношений); -проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы" за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; -организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; -реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на: -увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; -введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников 27 образовательных отношений, в том числе этнокультурные; -другие виды учебной, обучающихся с ЗПР. воспитательной, спортивной и иной деятельности АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает первый вариант федерального недельного учебного плана - для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке. Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы Часть, формируемая образовательных отношений V участниками Максимально допустимая недельная нагрузка VI VII VIII Всего IX 2 2 2 2 1 9 29 30 32 33 33 157 10 10 50 Внеурочная деятельность (включая коррекционно10 развивающую область) 10 10 Коррекционный курс: "Коррекционно-развивающие занятия: психо-коррекционные (психологические и дефектологические)" 3 3 3 3 3 15 Коррекционный курс: "Логопедические занятия" 2 2 2 2 2 10 Другие направления внеурочной деятельности 5 5 5 5 5 25 В учебном плане количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на одного обучающегося. В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета "Адаптивная физическая культура" составляет 2 часа в неделю, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, образовательная организация по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом "Физическая культура" и "Адаптивная физическая культура". В МАОУ «СОШ №30» функционируют классы, в которых обучаются дети с ОВЗ инклюзивно и (или) на дому. Продолжительность учебного года в 5-9-х классах - 34 недели, начало - 1 рабочий день сентября, окончание – 24 мая. Учебный год делится на четыре четверти, которые отделяются друг от друга каникулами. Максимально допустимая нагрузка обучающихся соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20: 28 5 классы – 29 часов; 6 классы – 30 часов; 7 классы – 32 часа; 8 классы – 33 часа; 9 классы – 33 часа. Занятия в МАОУ «СОШ №30» начинаются в 8.00. Продолжительность урока (академический час) в классах 40 минут. Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для отдыха и питания обучающихся. Объем домашних заданий (по всем предметам) таков, что затраты времени на его выполнение не превышают (в астрономических часах): в 5 классе – 2 часа, в 6-8 классе – 2,5 часа, в 9 классе – до 3,5 часов. Обучение в МАОУ «СОШ №30» ведётся на русском языке. Для большинства обучающихся он является родным. Заявлений от родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на изучение иного (не русского) родного языка не поступало. МАОУ «СОШ №30» знакомит родителей (законных представителей) обучающихся с документами, регламентирующими обучение по ИУП. Факт ознакомления заверяется личной подписью родителей (законных представителей). Промежуточную аттестацию проходят все обучающихся 5-9 классах в конце учебного года как результат освоения образовательных программ основного общего образования. Формы, сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся разработаны в соответствии с действующим в школе положением «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». Промежуточная аттестация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с их психофизиологическим состоянием и возможностями. Государственная итоговая аттестация в 9-х классах проводится в соответствии со сроками, утвержденными Приказом Министерства просвещения Российской Федерации на данный учебный год, согласно документам, регламентирующим порядок проведения государственной итоговой аттестации на данный учебный год. В соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ЗПР на коррекционную работу отводится не менее 5 часов (3 часа из которых – психо-коррекционные занятия с педагогом – психологом) в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей. На психо-коррекционные занятия детей с ОВЗ с педагогом – психологом отводится 3 часа в неделю. На индивидуальные коррекционные занятия отводятся до 25 минут, на групповые занятия – до 40 минут. 29 Часы коррекционно – развивающей области не входят в предельно – допустимую аудиторную нагрузку. Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время. Оценивание внеучебных достижений в рамках внеурочной деятельности производится в соответствии с Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся. По данным направлениям промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта, творческого экзамена, отчета, презентации, доклада, разработки изделия, макета, продуктов словесного творчества, теста. Ежегодный учебный план утверждается приказом директора МАОУ «СОШ№30» на начало каждого учебного года как приложение к ООП ООО. Календарный учебный график соответствует ООП ООО МАОУ «СОШ №30». Ежегодный календарный учебный график утверждается приказом директора школы на начало каждого учебного года как приложение к ООП ООО. Календарный план воспитательной работы соответствует ООП ООО МАОУ «СОШ №30». План внеурочной деятельности соответствует ООП ООО МАОУ «СОШ №30». Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения АООП ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП ООО. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя: 1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР; 2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) 30 обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, ученические сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); 3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; 4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и других; 6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); 7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); 8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). 31 Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа. Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть основной для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1 750 часов, в год - не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов, из которых не менее 5 часов выделяются на обязательные коррекционные курсы и, при необходимости, на дополнительные коррекционно-развивающие занятия, в соответствии с программой коррекционной работы. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1 (2) количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие). Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о важном". Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном" должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре 32 поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся с ЗПР. В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей (законных представителей) в образовательной организации могут реализовываться различные модели плана внеурочной деятельности: -модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности; -модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся с ЗПР и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы; -модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. Выбор форм организации внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР подчиняется следующим требованиям: -преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося с ЗПР в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); -организация проектной и исследовательской деятельности (в том числе экспедиции, практики), экскурсий (в музеи, парки, на предприятия и другие), походов, деловых игр и другое; -учет специфики познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся с ЗПР, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; -обеспечение последовательность); гибкого режима занятий (продолжительность, -использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся, их возраста и уровня 33 психосоциального развития допускается формирование учебных обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. групп из В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования соответствующей направленности, осуществляющих лицензированную образовательную деятельность, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. 2.3.2. Система условий реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ «СОШ №30» соответствует ООП ООО. В МАОУ «СОШ №30» существуют следующие материально-технические условия для реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР: • Санитарно-гигиенические - соответствуют нормам СанПиН 1.2.3685-21. • Обеспечение пожарной и электробезопасности - соответствуют нормам ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Имеется система оповещения людей при пожаре. • Соблюдение требований охраны труда - соответствует Постановлению Минтруда №80 от 17.12.2002 г. и № 29 от 13.01.2003 г. • Соблюдение сроков и необходимых объёмов ремонта - текущий ремонт здания проводится ежегодно. • Соответствие требованиям к участку общеобразовательного учреждения - территория общеобразовательного учреждения ограждена забором и озеленена, имеет следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. • Соответствие требованиям к помещению для питания – 1 обеденный зал на 80 посадочных мест, буфет-раздаточная. • Организовано горячее питание обучающихся в соответствии с СанПиН (двухразовое бесплатное питание). • В школе 20 учебных кабинетов, из них все имеют доступ в Интернет, оснащены мультимедийными проекторами, принтерами, спортзал. • Имеется библиотека, читальный зал, компьютерный класс, физкультурно – спортивная зона, спортивно – игровые площадки. • • Имеется Сенсорная комната. Медицинский и процедурный кабинет оборудованы. 34