АООП ООО_ТНР_2023г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30
имени 10-го гвардейского УДТК»

ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
от 30.08.2023 № 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
от 30.08.2023 №433/д

Адаптированная основная общеобразовательная программа
основного общего образования
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1)

г. Дегтярск
2023г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения
1.1.
Определение
и
назначение
адаптированной
основной
общеобразовательной программы основного общего образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ..................................................... 3
1.2. Нормативные документы разработки адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи..................................................... 3
1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи ........................................................................................................................... 4
2.1. Целевой раздел
2.1.1. Пояснительная записка… ...............................................................................5
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной
программы основного образования ..................................................................... 9
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования ................ .12
2.2. Содержательный раздел
2.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий ............... 22
2.2.2. Программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности ...... 22
2.2.3. Программа коррекционной работы ........................................................... 22
2.2.6. Рабочая программа воспитания… ............................................................. 24
2.3. Организационный отдел
2.3.1. Учебный план ............................................................................................. 24
2.3.2. Система
условий
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ТНР .............................................................................................. 27

1. Общие положения

1.1.
Определение
и
назначение
адаптированной
основной
общеобразовательной программы основного общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее –
АООП) основного общего образования (далее - ООО) обучающихся с
тяжелыми
нарушениями
речи
муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№30 имени 10-го гвардейского УДТК» го Дегтярск (далее МАОУ«СОШ № 30 )
определяет содержание и организацию образовательной деятельности
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) с учётом их
образовательных потребностей и запросов участников образовательных
отношений.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее –
АООП) основного общего образования (далее – ООО) обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа,
адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП ООО обучающихся с ТНР разработана МАОУ «СОШ №30» в
соответствии с ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ и с учетом Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы дляобучающихся
с ТНР.
Сроки реализации: 5 лет (5-9 классы) – для детей с ТНР (вариант 5.1).
Сроки освоения АООП ООО по варианту 5.2 составляют 5 лет (5 - 9 классы)
либо 6 лет (5 - 10 классы).
1.2. Нормативно-правовая база разработки АООП ООО:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями);
2. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 января 2021 года №2);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 21.03.2023 №
72653);
5.
Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379 н (в
ред. от 03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы
реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнкаинвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями
медико – социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»;
6.
«Конвенция о правах инвалидов», 13.12.2006 г.;
7.
«Конвенция ООН о правах ребёнка», 20.11.1989 г.;
8.
ООП ООО МАОУ «СОШ №30» г.о. Дегтярск;
9.
Локальные акты МАОУ «СОШ №30» г.о. Дегтярск;
10.
Устав МАОУ «СОШ №30» г.о. Дегтярск.
1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи
АООП НОО обучающихся с ОВЗ имеет варианты:
АОП ООО обучающихся с ТНР (варианты 5.1 и 5.2);
Структура АООП ООО обучающихся с ТНР МАОУ «СОШ №30»
определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия её
реализации.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АООП ООО обучающихся с ТНР
МАОУ «СОШ №30», а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП
ООО;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного
общего образования и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
• программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся с ТНР;
• программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области;
• программу коррекционной работы;
• программу воспитания.
Организационный
раздел
определяет общие рамки
организации образовательного процесса, а также механизмы реализации
компонентов АООП НОО.
Организационный раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• систему специальных условий реализации АООП ООО в
соответствии с требованиями ФГОС.
АООП ООО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность,
дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее —
ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Определение варианта АООП ООО обучающихся с ТНР
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его
комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом
ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.1 Целевой раздел
2.1.1. Пояснительная записка.
Целями реализации АООП ООО для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1) являются:

организация учебного процесса для обучающихся с ТНР с учетом целей,
содержания и планируемых результатов основного общего образования,
отраженных в ФГОС ООО;

создание условий
обучающегося;

для

становления и

формирования личности


организация деятельности педагогических работников образовательной
организации по созданию индивидуальных программ и учебных планов для
обучающихся с ТНР.
Цели
и
задачи
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы общего образования МБОУ «СОШ №30»
дополняются и расширяются в связи с необходимостью организации
коррекционной работы и индивидуализации подходов на предметных уроках
по преодолению недостатков устной и письменной речи:

расширение номенклатуры речеязыковых средств и формирование
умения их активного использования в процессе учебной деятельности и
социальной коммуникации;

совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию,
потребности
к
речевому
самосовершенствованию;

формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с
текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.

развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения.

В основу формирования АООП ООО обучающихся с ТНР в МАОУ
«СОШ №30» наряду с общедидактическими принципами (систематичности,
активности, доступности, последовательности, наглядности и другими),
адаптированными с учетом категорий обучающихся, включает специальными
принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с ТНР:
 принцип целостности - единство в подходах к диагностике, обучению и
коррекции нарушений обучающихся с ТНР, взаимодействие педагогических
работников и специалистов различного профиля в решении проблем этих
обучающихся;
 принцип обходного пути предполагает формирование новой
функциональной системы в обход пострадавшего звена, опору на сохранные
анализаторы в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых

функций;
 принцип комплексности - преодоление нарушений должно носить
комплексный психолого-медико-педагогический характер и включать
совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагогпсихолог, специальный психолог, медицинские работники, социальный
педагог и другие);
принцип коммуникативности диктует необходимость формирования
речи как способа общения и орудия познавательной деятельности. Реализация
данного принципа достигается путем отбора языкового материала, значимого
для обеспечения различных сфер деятельности обучающихся данного
возраста, использование метода моделирования коммуникативных ситуаций.
В обучении обучающихся с ТНР остро стоит проблема формирования и
развития положительной коммуникативной мотивации, потребности в
активном взаимодействии с участниками коммуникативного акта,
активизации мыслительной деятельности. В свете этого ведущая роль
отводится речевой практике, активизации самостоятельной речи
обучающихся, созданию таких ситуаций, которые бы побуждали их к
общению;


 онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных
закономерностей развития речевой деятельности в норме и следование им в
ходе обучения. Это касается как отбора языкового и речевого материала, так и
объемов работы, последовательность освоения речеязыковых навыков,
особенностей формирования речемыслительной деятельности учащихся.
 принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который
обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи.
Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать
свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого
высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом
собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и
умения редактировать.
 принцип учета операционального состава нарушенных действий.
Особая роль этого принципа отмечается в работе с текстовым материалом,
когда необходимо продемонстрировать обучающемуся систему операций,
произведя которые можно построить свой текст или проанализировать (а затем
понять) чужой. Необходимо составить развернутые модели создания текстов,
задать последовательность, реализация которой приведет к искомому
результату. В этих моделях обязательно должны учитываться
лингвистические и функциональные характеристики текстов различных типов
и жанров, а также индивидуальные особенности обучающегося (нарушенные
звенья механизмов порождения и понимания текста), то есть необходимо
соотнести имеющиеся трудности с тем текстовым материалом, который

предъявляется обучающимся на уроках. Пооперационное выполнение
действий способствует наработке способа действия, формированию
динамического стереотипа, что также является необходимым условием
развития языковых умений и навыков для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи. Помимо этого, расчлененное выполнение действий
позволяет более точно выявить нарушенное звено в серии операций, а также
дает возможность формировать осознанный самоконтроль. Это является
особенно важным, поскольку в связи с невозможностью опираться на чувство
языка в обучении обучающихся с тяжелыми нарушениями речи доля
сознательности в процессе восприятия и порождения текстов резко
увеличивается.
АООП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) учитывает возрастные
и психологические особенности обучающихся.
АООП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) предполагает, что
обучающиеся с нарушениями речи получают образование, соответствующее
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, планируемым
результатам основного общего образования нормативно развивающихся
сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании условий,
учитывающих их особые образовательные потребности.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся с нарушениями речи могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах
осваиваемой образовательной программы основного общего образования в
порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной
организации <47>.

<47> Пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".

2.1.2
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с нарушениями речи АООП ООО для обучающихся с
нарушениями речи (вариант 5.1) соответствуют ФГОС ООО с учетом их
особых образовательных потребностей.
Планируемые личностные результаты освоения всех образовательных
областей и учебных дисциплин расширяются и дополняются следующими
результатами освоения ПКР:
1) планируемыми результатами достижения каждым обучающимся
сформированности социокультурных норм и правил, жизненных
компетенций, способности к социальной адаптации в обществе:
- сформированность социально значимых личностных качеств, включая
ценностно-смысловые установки, отражающие гражданские позиции с учетом
морально-нравственных норм и правил; правосознание, включая готовность к
соблюдению прав и обязанностей гражданина Российской Федерации;
социальные компетенции, включая, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, значимость расширения
социальных контактов, развития межличностных отношений при соблюдении
социальных норм, правил поведения, ролей и форм взаимодействия в социуме;
- сформированность мотивации к качественному образованию и
целенаправленной познавательной деятельности;
- сформированность ценностно-смысловой установки на качественное
владение русским языком, в том числе его восприятием и воспроизведением,
навыками устной коммуникации с целью реализации социальнокоммуникативных
и
познавательных
потребностей,
получения
профессионального образования, трудоустройства, социальной адаптации;
- готовность
самоопределению;

и

способность

к

саморазвитию

и

личностному

- способность ставить цели и строить жизненные планы с учетом
достигнутого уровня образования;
- личностное стремление участвовать в социально значимом труде;
способность к осознанному выбору и построению дальнейшей траектории
образования с учетом личной оценки собственных возможностей и
ограничений, учету потребностей рынка труда;

- овладение навыками коммуникации и принятыми формами социального
взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;
- владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты,
находить компромисс в спорных ситуациях;
- овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции
в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях,
стремление к речевому самосовершенствованию.
2) результатами овладения универсальными учебными действиями, в
том числе:
- способность использовать русский и родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные
знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом
характера ошибок;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
осуществлять логическое рассуждение, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии), формулировать выводы;
- создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и
схем для решения учебных и познавательных задач;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
педагогическим работником и сверстниками; осуществление учебной и
внеурочной деятельности индивидуально и в группе;
- умение использовать различные способы поиска в справочных
источниках в соответствии с поставленными задачами; умение пользоваться
справочной литературой;
- способность воспроизводить текст с заданной степенью свернутости
(план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно);

- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и другие).
3) достижениями планируемых предметных результатов образования и
результатов
коррекционно-развивающих
курсов
по
Программе
коррекционной работы в соответствии со структурой речевого дефекта, в том
числе:
- освоением в ходе изучения учебных предметов умений, специфических
для данной предметной области, видов деятельности по получению нового
знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- формированием и развитием научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
- применением различных способов поиска (в справочных источниках и в
сети Интернет), обработки и передачи информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, в том числе при подготовке
презентаций для устных ответов (например, выступлений);
- ценностно-смысловой установкой на качественное овладение речью (в
письменной и устной формах);
- освоением рассуждения по теме (например, по поставленному вопросу)
с опорой на план; описанием иллюстрации (например, фотографии);
пересказом текста (полным, кратким, выборочным, приведением цитат из
текста, известных высказываний); сообщением о собственных мыслях и
чувствах, о событиях, о самочувствии; выражением просьбы, желания;
сообщением собственного мнения по обсуждаемой теме (например, событию),
его обоснованием, опираясь на воспринятую информацию, личный опыт,
примеры из художественной литературы; оцениванием в речевых
высказываниях событий и поступков с учетом морально-нравственных норм и
правил; кратким и полным изложением полученной информации;
- соблюдением речевого этикета, в том числе реализация требований к
культуре общения с учетом коммуникативной ситуации и речевых партнеров;
- активным участием в диалоге (полилоге) при инициировании
собственных высказываний, аргументации и доказательстве собственного
мнения с опорой на жизненный опыт, поступки героев литературных
произведений;
- овладение навыками правильного осознанного чтения; овладения

основными видами зрелого
изучающее, поисковое);

чтения:

просмотровое,

ознакомительное,

- овладение навыками письменной речи: запись, фиксация аудированного
текста, самостоятельные письменные высказывания.
2.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения ФАООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей
системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного
образования.
Ее
основными
функциями
являются:
ориентация
образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения
АООП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) и обеспечение
эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
При организации оценочных процедур в МАОУ «СОШ №30» в
соответствии с ФАОП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) могут
быть специальные условия, обусловленные особыми образовательными
потребностями обучающихся с ТНР и связанными с ними объективными
трудностями. Данные условия включают:
 особую форму организации аттестации (в малой группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей учащихся с ТНР; - привычную обстановку в
классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для учащихся
мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
 присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
 при необходимости адаптирование инструкции с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с
ТНР:
 упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
 упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)

выполнения задания;
 в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,
она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами;
 увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5 - 2 раза в
зависимости от индивидуальных особенностей здоровья обучающегося с ТНР;
 возможность организации короткого перерыва (10 - 15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Наряду с этим при оценивании промежуточных результатов урочной и
внеурочной деятельности обучающих учитывается специфика проявления
дефекта, его структура и степень выраженности.
При оценивании устных и письменных ответов и работ учитывается
структура речевого дефекта. Оценивание устных ответов и чтения
осуществляется без учета нарушений языковых или речевых норм, связанных
с недостатками произносительной стороны речи (произношение звуков,
воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и
ритмических структур и другие).
При оценке чтения у обучающихся с дислексией не учитываются
специфические ошибки: замены букв, перестановки, пропуски и другие.
Оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом
специфических (дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного
типа (акустические, моторные, оптические, ошибки языкового анализа)
оцениваются как 1 орфографическая.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МАОУ
«СОШ №30» для обучающихся с ТНР являются:
- оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа
процедур внутреннего мониторинга МАОУ «СОШ №30», мониторинговых
исследований муниципального, регионального и федерального уровней;
оценка результатов деятельности педагогических работников как основа
аттестационных процедур;
- оценка результатов деятельности образовательной организации как
основа аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и
критериальной базой выступают требования ФГОС ООО, которые
конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися

ФАОП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
текущую и тематическую оценку;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества образования <48>;
мониторинговые исследования
федерального уровней.

муниципального,

регионального

и

В соответствии с ФГОС ООО система оценки МАОУ «СОШ №30»
реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к
оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных
достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в
оценке уровня функциональной грамотности обучающихся.
Он
обеспечивается содержанием и критериями оценки в качестве которых
выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной
форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации
индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению
к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов
измерений.
Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней
достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и
уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует
о способности обучающихся решать типовые учебные задачи,
целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного
процесса.

<48> Статья 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации".

Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от
незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения
последующего учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется
через:
- оценку предметных и метапредметных результатов;
- использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки
динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для
итоговой оценки; использование контекстной информации (об особенностях
обучающихся, условиях и процессе обучения, другой информации) для
интерпретации полученных результатов в целях управления качеством
образования;
- использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно
дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ,
проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ;
- использование форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ,
самооценка, взаимооценка);
- использование мониторинга динамических показателей освоения
умений и знаний, в том числе формируемых с использованием
информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.
Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через
оценку достижения планируемых результатов освоения образовательной
программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС ООО.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе
реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную деятельность.
Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности
отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и
правил поведения, принятых в МБОУ Школе №134 г.о. Самара; участии в
общественной жизни МБОУ Школы №134 г.о. Самара, ближайшего
социального окружения, Российской Федерации, общественно-полезной
деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать
осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор
профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых
средствами учебных предметов.
Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних

мониторингов, допускается использовать только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения АООП ООО для
обучающихся с ТНР (вариант 5.1), которые отражают совокупность
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных
действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом
освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является
овладение:
- познавательными универсальными учебными действиями (замещение,
моделирование, кодирование и декодирование информации, логические
операции, включая общие приемы решения задач);
коммуникативными
универсальными
учебными
действиями
(приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими
работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать
разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером);
- регулятивными универсальными учебными действиями (способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию,
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется
администрацией МАОУ «СОШ №30» в ходе внутреннего мониторинга.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается
решением
педагогического
совета
образовательной организации.
Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать
диагностические материалы по оценке читательской и цифровой
грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий.

Возможные формы оценки:
для проверки читательской грамотности - письменная работа на
межпредметной основе;
для проверки цифровой грамотности - практическая работа в сочетании с
письменной (компьютеризованной) частью;
для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий - экспертная оценка
процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных
учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики
периодичностью не менее чем один раз в два года.

проводится

с

Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты
(далее - проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных
предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей
знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую
и другие).
Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и
другие);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других
формах;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту.
Проект оценивается по следующим критериям:
- сформированность познавательных универсальных учебных действий:

способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы
ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов
и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и
создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других
продуктов;
- сформированность предметных знаний и способов действий: умение
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и
способы действий;
- сформированность регулятивных универсальных учебных действий:
умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для
достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях;
- сформированность коммуникативных универсальных учебных
действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу,
представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Предметные результаты освоения АООП ООО для обучающихся с ТНР
(вариант 5.1) с учетом специфики содержания предметных областей,
включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом
учебном материале, с использованием способов действий, релевантных
содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также
компетентностей,
релевантных
соответствующим
направлениям
функциональной грамотности.
Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и
понимание, применение, функциональность.
Обобщенный критерий "знание и понимание" включает знание и
понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в
различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а
также процедурных знаний или алгоритмов.

Обобщенный критерий "применение" включает:
- использование изучаемого материала при решении учебных задач,
различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием
универсальных познавательных действий и операций, степенью
проработанности в учебном процессе;
- использование специфических для предмета способов действий и видов
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и
преобразованию при решении учебных задач или проблем, в том числе в ходе
поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной
деятельности.
Обобщенный критерий "функциональность" включает осознанное
использование приобретенных знаний и способов действий при решении
внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания,
читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
Оценка функциональной грамотности направлена на выявление
способности обучающихся применять предметные знания и умения во
внеучебной ситуации, в реальной жизни.
Оценка предметных результатов в МАОУ «СОШ №30» осуществляется
педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического,
промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к АООП ООО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному
предмету включает:
список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая), устно
(письменно), практика);
требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости - с учетом степени значимости отметок за отдельные
оценочные процедуры);
график контрольных мероприятий.
Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной
организации с целью оценки готовности к обучению на уровне основного
общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 5 класса (первого года
обучения на уровне основного общего образования) и выступает как основа

(точка отсчета) для оценки
обучающихся.

динамики образовательных достижений

Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность
учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для
основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе:
средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами,
логическими операциями.
Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с
целью оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты
стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных
программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и
направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную
оценочную деятельность), и диагностической, способствующей выявлению и
осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих
проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые
результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом
планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используется различные формы и методы проверки
(устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы,
индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы
продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации
учебного процесса.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня
достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету.
Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
стартовая диагностика;
оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
оценка уровня функциональной грамотности;
оценка уровня профессионального мастерства педагогического
работника, осуществляемого на основе выполнения обучающимися

проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных
заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается
решением педагогического совета образовательной организации. Результаты
внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций
для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или)
для повышения квалификации педагогического работника.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения АООП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ТНР
планируемых результатов освоения ПКР.
Оценка достижений по Программе коррекционной работы имеет
дифференцированный характер, в связи с чем может определяться
индивидуальными программами развития обучающихся с ТНР.
Мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов ПКР
предполагает:
проведение
специализированного
комплексного
психологопедагогического обследования каждого обучающегося, при переходе на
уровень основного общего образования (стартовая диагностика в начале
обучения в пятом классе), а также ежегодно в начале и в конце учебного года;
- систематическое осуществление педагогических наблюдений в учебной
и внеурочной деятельности;
- проведение мониторинга социальной ситуации и условий семейного
воспитания (проводится в начале обучения в пятом классе, а также не реже
одного раза в полугодие);
- изучение мнения о социокультурном развитии обучающихся
педагогических работников и родителей (законных представителей), а также
при взаимодействии с общественными организациями, их представителей
(проводится при переходе на уровень основного общего образования, а также
не реже одного раза в полугодие).
Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов
ПКР проводится педагогическими работниками в том числе учителямилогопедами, педагогами-психологами, социальными педагогами, другими
педагогическими работниками.
Решение о достижении обучающимися планируемых результатов ПКР
принимает
психолого-педагогический
консилиум
образовательной
организации на основе анализа материалов комплексного изучения каждого

обучающегося, а также на основе его решений разрабатываются рекомендации
для дальнейшего обучения.
2.2 Содержательный раздел
2.2.1. Программа формирования УУД АООП ООО обучающихся с ТНР
соответствует ООП ООО МАОУ «СОШ №30».
2.2.2. Рабочие программы по учебным предметам, курсам
внеурочной деятельности соответствуют ООП ООО МАОУ «СОШ №30».
Рабочие программы разрабатываются учителями на основе ФРП и являются
приложением к ООП ООО МАОУ «СОШ №30».
Рабочие программы учитывают особые образовательные потребности
обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации
образовательной деятельности.
2.2.3. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым
структурным
компонентом
основной
образовательной
программы
образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) и соответствует требованиям,
предъявляемым в ФАОП ООО.
В соответствии с ФГОС ООО ПКР направлена на осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-педагогической
помощи
обучающимся с тяжелыми нарушениями речи в освоении АООП ООО
(вариант 5.1) с учетом их особых образовательных потребностей, социальную
адаптацию и личностное самоопределение. ПКР уровня основного общего
образования непрерывна и преемственна с начальным уровнем образования.
ПКР обеспечивает:
- успешное освоение основной образовательной программы на основе
компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений
в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации
личности обучающегося;
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
и оказание им специализированной помощи при освоении основной
образовательной программы основного общего образования;
- определение оптимальных специальных условий для получения
основного общего образования обучающимися с ТНР, для развития их
личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
-

разработку

и

использование

индивидуально-ориентированных

коррекционных образовательных программ для обучающихся с ТНР;
реализацию
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями
ПМПК, ППк, индивидуальной программой реабилитации или реабилитации
инвалида);
- реализацию комплексной системы мероприятий по социальной
адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;
- обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с ТНР;
- осуществление информационно-просветительской и консультативной
работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
ПКР должна содержать:
- план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
индивидуальных
образовательных
потребностей обучающихся с ТНР, освоение ими АООП ООО (вариант 5.1);
- описание условий обучения и воспитания обучающихся (с учетом их
особых образовательных потребностей), методы их обучения и воспитания,
применение, при необходимости, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специализированных компьютерных программ,
используемые технические средства обучения, ассистивные технологии,
особенности проведения групповых и индивидуальных коррекционноразвивающих занятий;
- описание основного содержания рабочих программ коррекционноразвивающих курсов;
- перечень дополнительных коррекционно-развивающих занятий (при
наличии);
- планируемые результаты коррекционной работы и подходы к их оценке.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от особых
образовательных потребностей, характера имеющихся трудностей и
особенностей социальной адаптации обучающихся с ТНР, региональной
специфики и особенностей образовательно-коррекционного процесса в
МАОУ «СОШ №30».
ПКР предусматривает создание условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать индивидуальные образовательные потребности
обучающихся
посредством
дифференцированного
психологопедагогического сопровождения, индивидуализации и дифференциации

образовательно-коррекционного процесса.
ПКР предусматривает организацию индивидуально-ориентированных
коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР в освоении АООП
ООО.
ПКР может быть реализована при разных формах получения образования
обучающимися, в том числе обучение на дому и с применением
дистанционных технологий. Степень включенности специалистов в
программу коррекционной работы устанавливается образовательной
организацией самостоятельно. Объем помощи, направления и содержание
коррекционно-развивающей работы с обучающимся определяются на
основании заключения ППк и ПМПК.
Реализация ПКР предусматривает осуществление комплексного подхода
в образовательно-коррекционном процессе на основе взаимодействия
участников
образовательных
отношений.
Основным
механизмом,
обеспечивающим системность помощи, является психолого-педагогический
консилиум образовательной организации.
ПКР разрабатывается на период получения
образования, включает следующие разделы:

основного

общего

Цели, задачи и принципы построения ПКР.
Перечень и содержание направлений работы.
Механизмы реализации программы.
Условия реализации программы.
Планируемые результаты реализации программы.
2.2.4.

Рабочая программа воспитания для обучающихся
ТНР соответствует ООП ООО МАОУ «СОШ №30».

с

2.3. Организационный раздел
2.3.1. Учебный план
Учебный план АООП ООО обучающихся с ТНР (обязательные
предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствует
ООП ООО МАОУ «СОШ №30».
Учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).

Организация образовательного процесса при обучении регламентируется
Учебным планом, Календарным учебным графиком, индивидуальным
учебным планом и расписанием занятий, разрабатываемыми, утверждёнными
и реализуемыми школой с учётом индивидуальных особенностей и
психофизических возможностей обучающихся.
Продолжительность урока – 40 минут.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах – 34 учебные недели.
Для обучающихся с ТНР может быть разработан индивидуальный учебный
план как на весь период обучения, так на один год или иной срок. Данный
индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких задач,
указанных ниже:
- усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение
которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически
обусловленные или индивидуально ориентированные трудности, например,
увеличено время на предметы "Русский язык", "Развитие речи", "Математика"
или других учебных предметов (за счет часов части учебного плана,
определяемой участниками образовательных отношений);
- введение в содержание образовательной программы учебных
дисциплин, отвечающих особым образовательным потребностям, в том числе
потребностям в сохранении и укреплении здоровья (предмет "Адаптивная
физическая культура");
- проведение коррекционно-развивающих курсов по программе
коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных
коррекционно-развивающих занятий в соответствии с "Индивидуальным
планом коррекционно-развивающей работы" за счет часов внеурочной
деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
- организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по
обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим
особого внимания для пропедевтики возникновения специфически
обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении;
- реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом
интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного
обучающимся профиля в обучении.
Из часов, отводимых на внеурочную деятельность, не менее 5
академических часов на каждого обучающегося отводится на коррекционноразвивающие курсы. Из этих часов не менее 2-х часов недельной нагрузки на
одного обучающегося выделяются на коррекционно-развивающий курс

"Индивидуальные и групповые логопедические занятия", который является
неотъемлемой частью внеурочной деятельности (часы считаются на основе
суммирования времени посещения обучающимся как индивидуальных, так и
групповых логопедических занятий).
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного
плана с целью коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
Коррекционно
развивающая
область

КоррекционноОсновные задачи реализации
развивающие
содержания:
занятия
«Коррекция
Коррекция отдельных сторон психической
устной и
деятельности и личностной сферы.
письменной речи», Формирование
учебной
мотивации,
стимуляция
сенсорно-перцептивных,
мнемических
и
интеллектуальных
«Укрепление
психологического процессов.
Гармонизация
психоэмоционального
здоровья ».
состояния, формирование
позитивного
отношения к своему
«Я», повышение уверенности в себе,
развитие самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля.
Развитие
и
коррекция
речевой
деятельности, формирование и развитие
различных видов устной речи (разговорнодиалогической,
описательноповествовательной).
Коррекция индивидуальных пробелов в
знаниях.

Промежуточная аттестация для обучающихся по адаптированной
программе подразделяется на годовую. Сроки проведения промежуточной
аттестации определяются календарным учебным графиком на текущий
учебный год.
Форма проведения промежуточной аттестации –выставление годовой
отметки по итогам учебного года.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО в 5-9 классах
организуется внеурочная деятельность по основным направлениям
развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Внеурочная
деятельность
осуществляется
на
основе
оптимизационной модели организации внеурочной деятельности, что
предполагает оптимизацию всех внутренних ресурсов школы. В реализации

этой модели принимают участие педагогические работники школы
(учителя, педагоги дополнительного образования, библиотекарь),
координирующую роль на уровне класса выполняет классный
руководитель.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности
школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач
воспитания детей.
Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся
и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством
различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, в
соответствии с планом внеурочной деятельности.
АООП ООО для обучающихся с ТНР предусматривает первый вариант
федерального недельного учебного плана - для общеобразовательных
организаций, в которых обучение ведется на русском языке.
Предметные области

Учебные предметы
Классы

Часть,
формируемая
образовательных отношений

участниками

Количество часов в неделю
V
2

VI

VII

1

2

VIII
2

IX
1

Всего
9

Максимально допустимая недельная нагрузка

29

30

32

33

33

157

Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область)

10

10

10

10

10

50

Коррекционный курс:
"Коррекционно-развивающие
занятия:
психо-коррекционные (психологические и
дефектологические)"
Коррекционный курс: "Логопедические занятия"
Другие направления внеурочной деятельности

3

3

3

3

3

15

2

2

2

2

2

10

5

5

5

5

5

25

Ежегодный учебный план обсуждается и принимается педагогическим
советом и утверждается приказом директора МАОУ «СОШ №30» на начало
каждого учебного года как приложение к ООП ООО МАОУ «СОШ №30».
Календарный учебный график соответствует календарному учебному
графику ООП ООО МАОУ «СОШ №30».
Продолжительность учебного года в МАОУ «СОШ №30»:
начало учебного года – первый рабочий день сентября,
окончание учебного года – 24 мая.
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования для
обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Кадровые условия
В МАОУ «СОШ №30» реализуют АООП ООО обучающихся с ТНР
учителя предметники, учитель музыки, учитель физической культуры,

учитель иностранного (английского/немецкого) языка, педагог – психолог,
учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор, педагоги
дополнительного образования.
Ежегодно организуется психолого – педагогическое сопровождение
участников образовательных отношений на уровне основного общего
образования.
Педагоги МАОУ «СОШ №30», которые реализуют программу
коррекционной работы АООП ООО обучающихся с ТНР, имеют высшее
профессиональное образование или средне специальное образование.
Коррекционная работа ведётся и самостоятельно родителями с привлечением
специалистов. Развивающая работа ведется в соответствии с планом
внеурочной деятельности ООП ООО.
Продолжительность учебной недели в 5-9 классах МАОУ «СОШ №30»
– 5 дней. Обучение проходит в две смены. Продолжительность учебного дня
для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с
учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Распорядок
учебного дня обучающихся с ТНР устанавливается с учетом их повышенной
утомляемости в соответствии с требованиями к здоровье сбережению.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ТНР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, в совокупности не превышает величину
недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.3648-20.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение
учебной недели.
Учебные занятия начинаются 8.00.
Продолжительность учебных занятий 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут,
большой перемены (после 2-го и 3-го уроков) - 20 минут. Между началом
внеклассных занятий, кружков, секций и последним уроком после перерыва
продолжительностью не менее 40 минут.
Материально – техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение заключается в создании
надлежащих материально – технических условий для беспрепятственного
доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в
здание и помещения МАОУ «СОШ №30», организацию их пребывания,
обучения, а также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно –
развивающую среды МАОУ «СОШ №30»: наличие Сенсорной комнаты.
Все кабинеты начальной школы оборудованы электронными
средствами обучения, что составляет 100%. Данное оборудование
используется педагогами для учащихся 5-9 классов для проведения уроков с
применением
образовательных
ИКТ
(использование
электронных
приложений к учебникам, осуществления проектной деятельности и т.п.). Все

кабинеты для занятий и кабинеты специалистов оборудованы безопасным
доступом в Интернет с целью использования электронных образовательных
ресурсов федеральных и региональных центров информационно –
образовательных ресурсов.
Учебный и дидактический материал
В МАОУ «СОШ №30» при освоении АООП ООО обучающиеся с ТНР
обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений
здоровья, а также занимаются по дидактическим материалам, имеющим
преимущественно натуральную и иллюстративнуюнаглядность.
Информационное обеспечение
В рамках данного направления формируется банк нормативно –
правовых документов федерального, регионального, муниципального и
школьных уровней.
Реализуются разработанные рабочие программы на уровень обучения по
учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно
– развивающей области.
В рамках методического объединения учителей на заседаниях
рассматриваются различные вопросы реализации АООП ООО для
обучающихся с ТНР, работа по самообразованию педагогов планируется с
учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебновоспитательной деятельности, проводятся семинары для учителей начальных
классов.
В реализации внеурочной деятельности могут принимать участие все
педагогические работники школы (учителя, педагог-психолог, социальный
педагог и др.).
Особенности организации учебного процесса по АООП ООО размещаются
на сайте, рассматриваются на общешкольных родительских собраниях для
будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».