УП АООП НОО ТНР (5.1) 2023-2024

Выписка из
Адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (вари- ант 5.1), принятой
на Педагогическом совете МАОУ «СОШ № 30 имени
10-го гвардейского УДТК» протокол № 01
от 30.08.2023г,утвержденной приказом директора
от 30.08.2023г. №428/д

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК» городского округа Дегтярск
(далее МАОУ «СОШ №30»), реализующей адаптированную основную общеобразовательную
программу начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1), обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ТНР и выполнение
гигиенических требований к режиму образовательной деятельности, установленных действующим
СанПиНом, определяет общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей
по классам (годам обучения).
Режим функционирования
МАОУ «СОШ №30» реализует адаптированную основную общеобразовательную программу
начального общего образования для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) - нормативный срок освоения 4
года. Продолжительность учебного года: для обучающихся 1-х классов - 33 учебные недели; для
обучающихся 2-4 классов - 34 учебные недели.
Периоды, сроки учебного и каникулярного времени, сроки проведения промежуточной аттестации определены календарным учебным графиком на 2023-2024 учебный год.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающимися с ТНР составляют 4 года.
Продолжительность учебной недели для обучающихся 1-4 классов составляет 5 дней.
Учебные занятия начинаются в 08.00 часов утра. Продолжительность урока для обучающихся
1-х классов – 35 минут в первом полугодии, 40 минут – во втором полугодии, для обучающихся 2-4
классов - 40 минут.
Трудоемкость учебных предметов и других форм организации обучения определяется Санитарными правилами и нормами организации образовательной деятельности и учитывается при составлении расписания уроков и внеурочной деятельности.
Недельная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимой, определенной нормами
СанПиН.
Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся с ОВЗ имеют облегченный учебный день в среду или четверг.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут. После 2 и 3 урока
устанавливаются две перемены по 20 минут каждая.
Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется так, чтобы: затраты времени на
его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4 классах – 2 ч. В
1-х классах обучение без домашних заданий.
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.
Согласно СанПиН 1.2.3685-21 в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока продолжительностью 35 минут каждый. При этом федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начальной школы, учебным
планом, как составной частью программы, в первом классе максимальная учебная нагрузка составляет 21
час. Таким образом, возникает разница в учебном времени при организации адаптационного периода (15
часов в неделю) и учебным планом (21 час в неделю).
В сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми
прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу
снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебной деятельности.
В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-экскурсий и т.п. Эти уроки также
являются обучающими, где изучается или закрепляется программный материал.
Уроки физической культуры в течение первых двух месяцев направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и, по погодным условиям, проводится на свежем воздухе.
На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (психокоррекционными), направленными на преодоление и
профилактику нарушений чтения и письма, устной речи, а также овладение навыками коммуникации
и сохранение психического здоровья обучающихся с ТНР.

Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие
занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3039 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на уровне начального общего обучения составляет − 1350 часов, из них 675 ч приходится на коррекционно-развивающее направление.
Промежуточная аттестация.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная аттестация обучающихся – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных образовательной программой,
оценка качества усвоения обучающимися всего содержания учебного предмета за текущий учебный
год.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по учебным предметам (курсам, дисциплинам) по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой.
К промежуточной аттестации обучающихся относятся:
−
четвертная (полугодовая) - это оценка качества освоения содержания компонентов какой-либо части конкретного учебного предмета (курса, дисциплины) за четверть по результатам текущего оценивания;
−
годовая - проводится на основе результатов четвертной промежуточной аттестации.
Четвертная, годовая промежуточная аттестация для обучающихся 1-х классов в течение
учебного года осуществляется качественно, без фиксации их достижений в классных журналах.
По учебным курсам «Основы религиозных культур и светской этики», «Учусь создавать проект» применяется безотметочная система оценивания. Объектами контроля по данному курсу является достижение каждым обучающимся личностных и метапредметных результатов, предусмотренных образовательной программой по учебному курсу.
Результаты промежуточной аттестации фиксируются в документах в электронном журнале.
Сроки проведения четвертной промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком на текущий учебный год.
Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.
Форма проведения четвертной промежуточной аттестации обучающихся 2-4 классов – выставление четвертной отметки по учебному предмету (курсу, дисциплине) в соответствии с учебным
планом по итогам учебной четверти.
Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, использована на изучение курса «Учусь создавать проект» в обязательной части учебного плана.
Обязательная часть учебного плана обеспечивает реализацию содержания обязательных
предметных областей, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ТНР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующем уровне основного
общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ТНР учебного плана, состоящего
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» предусматривает изучение
учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение». На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится 4 часа в неделю в 1-4-х классах.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится 3 часа в неделю в 1-4-х
классах.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» по
заявлению родителей предусматривает изучение учебных предметов: «Родной (русский) язык»,
«Литературное чтение на родном (русском) языке». На изучение учебных предметов «Родной
(русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» отводится по 3,5 часа в
неделю в 1-4-х классах.
Предметная область «Иностранный язык» предусматривает изучение учебного предмета
«Иностранный язык. Английский язык. Немецкий язык». Учебный предмет «Иностранный язык.
Английский язык. Немецкий язык» изучается со II класса по 2 часа в неделю. При проведении
учебных занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы.
Предметная область «Математика и информатика» предусматривает изучение учебного
предмета «Математика» и приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности обучающимися в рамках:
1.
учебного предмета «Математика» реализуется при изучении раздела «Работа с информацией»;
2.
учебного предмета «Технология» - при изучении раздела «Практика работы на компьютере;
3.
подраздела междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности – через часы всех учебных предметов. На изучение учебного предмета «Математика» отводится 4 часа в неделю в 1-4-х классах.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» предусматривает изучение учебного интегрированного предмета «Окружающий мир». На изучение учебного
предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю в 1-4-х классах.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает
изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4-х классах 1 час в неделю. Этот предмет представлен
модулями «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры». Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется на основании
заявлений родителей (законных представителей) учащихся.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». На изучение учебного предмета «Музыка» отводится 1 час в неделю в 1-4-х
классах.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю в 1-4х классах.
Предметная область «Технология» предусматривает изучение предмета «Технология». На
изучение учебного предмета «Технология» отводится 1 час в неделю в 1-4-х классах.
Предметная область «Физическая культура» предусматривает изучение предмета «Физическая культура». На изучение учебного предмета «Физическая культура» отводится 2 час в неделю в
1-4-х классах.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена коррекционно-развивающей областью.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (психокоррекционными) направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор
коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение, содержание осуществляется организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ТНР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и
групповой форме.

Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие
все педагогические работники организации (учителя, педагоги-психологи), так же и медицинские
работники.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 5 ч отводится на проведение коррекционных
занятий.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Коррекционноразвивающая
область

КоррекционноОсновные задачи реализации содержания:
развивающие занятия
«Коррекция устной и Преодоление нарушений устной речи, преодоление и
письменной речи»,
профилактика нарушений чтения и письма.
«Развитие речи»
Овладение навыками коммуникации.
«Сохранение и укрепление
психологического здоровья обучающихся с ТНР».

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.
Перечень предметов и часы, отведенные на их изучение, представлены в годовой и недельной
сетке.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1)

на 2023-2024 учебный год
Предметные
области

Учебные
предметы
классы

Количество часовв неделю
IV

Всего

I

II

III

Русский язык

5/165

5/170

5/170

5/170

20/675

Литературное
чтение

3/99

3/102

3/102

3/102

12/405

1/33

1/34

1/34

0/1/17

3,5/118

1/33

1/34

1/34

1/0/17

3,5/118

-

2/68

2/68

2/68

6/204

Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное чтение на
родном языке

Родной язык и (или)
государственный язык
республики
Российской Федерации
Литературное
чтение на
родном языке

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и
информатика

Математика

4/132

4/136

4/136

4/136

16/540

Обществознание
и
естествознание
(окружающий мир)

Окружающий мир

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы
религиозных
культур и светской
этики

-

-

-

1/34

1/34

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

21/693

23/782

23/782

23/782

90/3039

-

-

Музыка
Искусство

Изобразительное
искусство

Технология

Технология

Физическая
культура

Физическая
культура

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений при 5дневной неделе
Максимально допустимая аудиторная
недельная нагрузка при 5-ти дневной
неделе
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно – развивающую

-

21/693

10/330

-

23/782

10/340

-

23/782

23/782

10/340

10/340

90/ 3039

40/1350

область)
Коррекционно-развивающая область
Развитие речи
Коррекция устной и письменной речи
Сохранение
и укрепление
психологического
здоровья
обучающихся с ТНР
Направления внеурочной деятельности

5/165

5/170

5/170

5/170

20/675

1/33
2/66

1/34
2/68

1/34
2/68

1/34
2/68

4/135
8/270

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

5/165

5/170

5/170

5/170

20/675

33/1122

33/1122

33/1122

130/4389

Всего 31/1023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».