РП КРЗ КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ЗПР 2023г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30
имени 10-го гвардейского УДТК»

Приложение к ООП НОО №3

Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса
«КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР»
1 (1 доп.) - 4 классы
Срок освоения 4 (5) года

Дегтярск 2023

I.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР»

1 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование и различение
звуков по артикуляционным и акустическим характеристикам. Уточнение
артикуляционных укладов гласных и согласных звуков. Коррекция и развитие
звукопроизношения. Определение места звука в слогах и словах. Определение
количества, последовательности звуков в слове. Закрепление и различение
образа печатных и письменных букв. Развитие зрительного внимания и
восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие
пространственно-временных представлений. Сравнение и различение
согласных звуков: сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких,
свистящих и шипящих, взрывных и щелевых. Условно-графические
обозначения звуков, составление схемы слога и слова. Слогообразующая роль
гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на
гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги прямые и
обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС). Графические схемы прямых и обратных
слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов
из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с
использованием
слоговой
таблицы.
Работа
с
ударением,
его
смыслоразличительная и фонетическая роль. Составление графических схем
слогового состава слова с выделением места ударного и безударного слогов (Хх; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Правописание гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу,
ча, чу, жи, ши. Формирование и развитие навыков письма и чтения,
профилактика специфических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Выделение слова из речевого потока. Соотнесение слова и предмета
(слова-предметы). Соотнесение слова и названия действия (слова-действия).
Соотнесение слова и признака (слова-признаки), подбор слов, обозначающих
признаки. Активизация и обогащение словаря по лексическим темам. Работа с
синонимами и антонимами. Отработка форм множественного и единственного
числа существительных. Образование новых слов различными способами по
образцу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью
суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным значением,
названий детенышей птиц и животных, слов-признаков от слов-предметов; с
помощью приставок – образование глаголов совершенного вида).
Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика
специфических ошибок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Различение слова и предложения. Составление предложений с
использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки (с опорой

на образец и картинки). Работа с деформированным предложением и текстом.
Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул
речевого этикета. Составление коротких описательных рассказов на заданную
тему с опорой на образец. Составление коротких повествовательных текстов с
опорой на сюжетные картинки, по опорным словам. Списывание предложений
и короткого текста. Формирование и развитие навыков письма и чтения,
профилактика специфических ошибок.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Коррекция и развитие звукопроизношения. Дифференциация гласных и
согласных звуков, различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных
звуков. Узнавание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на
друга). Отработка заглавных букв. Опознание правильно и зеркально
изображенных печатных и рукописных букв. Развитие зрительного внимания и
восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие
пространственно-временных представлений. Дифференциация похожих
гласных букв: А-О, О-У, И-У. Дифференциация похожих гласных и согласных
букв: И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, А-Д, Л-Я. Звуковой и слоговой анализ
слова. Профилактика фонематических, оптических и кинетических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой на
графические схемы. Уточнение значений слов при изменении позиции
ударного слога. Многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по
значению. Отработка навыков согласования имени существительного и имени
прилагательного, составления словосочетаний. Профилактика аграмматизма на
письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление, запись и прочтение коротких предложений. Различение
интонационных характеристик разных предложений (вопросительных,
восклицательных). Составление распространенных предложений по вопросам
педагога. Развитие диалогической речи (моделирование диалогов на заданную
тему с использованием вежливых слов). Составление рассказа-описания с
опорой на план. Чтение и пересказ коротких текстов / рассказов, содержащих
диалоги персонажей.
2 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка и развитие произношения. Упражнение в различении и
опознании букв, соответствующих гласным и согласным звукам.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Уточнение представлений о
слогообразующей функции
гласных
звуков. Уточнение
акустикоартикуляционных характеристик твердых и мягких звуков, дифференциация

согласных. Обозначение на письме мягких и твердых согласных. Отработка и
закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов.
Формирование навыка слогового деления слова, определение количества
звуков и слогов на слух. Придумывание слов на заданный слог.
Конструирование слов из предложенных слогов. Составление графических
схем. Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение слов: слово-предмет (одушевленные – неодушевленные),
слово-признак, слово-действие. Слово и его значение. Работа со словамипаронимами. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова.
Подбор однокоренных (родственных) слов. Обогащение словаря синонимами и
антонимами. Образование существительных при помощи уменьшительноласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-), суффикса -ниц- со
значением вместилища, суффиксов (-тель-, -чик-, -щик-, -льщик-, -чик-, -ник-)
для образования названий профессий, названий детенышей животных и птиц.
Работа со словарными словами. Образование притяжательных прилагательных
в мужском, женском и среднем родах. Образование качественных
прилагательных с суффиксами: -н-, -лив- в мужском, женском и среднем родах.
Образование относительных прилагательных с суффиксами -ов-/-ев- /-н-/-енн-/ск-/-ян-/-ан-. Образование глаголов с помощью приставок (в-, вы-, при-, от-, у-,
пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-). Употребление и написание
глаголов с частицей НЕ. Местоимение. Согласование слов в числе и роде,
составление словосочетаний с использованием алгоритма, карточек-подсказок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной
форме. Составление распространенных предложений по вопросам. Выделение
главных членов предложения по вопросам. Развитие диалогической и
монологической речи. Работа с разными текстами (повествованием, описанием,
рассуждением). Определение главной мысли текста, озаглавливание.
Определение количества слов в предложении; количества предложений в
тексте. Конструирование предложений с однородными членами. Составление
описательных и повествовательных рассказов по опорным словам и плану.
Составление рассказа по предложенному началу. Чтение и определение
последовательности частей текста. Работа над пониманием прочитанного
текста. Работа с деформированным текстом: нахождение лишних частей текста,
составление связного текста.
3 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка
четкого
произношения.
Уточнение
характеристик
смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому
сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).

Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение приставок и предлогов. Отработка слов с глухими и звонкими
согласными в корне. Слова с непроизносимым согласным звуком в корне
(способы проверки). Работа со словарными словами. Число и род имен
существительных. Отработка предложно-падежных конструкций, склонение
имени существительного и имени прилагательного. Личные местоимения.
Согласование глагола с именем существительным в числе, роде, изменение
глаголов по времени.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Работа с условно-графическими схемами предложений. Работа с
деформированным предложением. Работа с текстом. Определение границ и
количества предложений в тексте, количества слов в предложении. Работа на
уровне предложения: составление / завершение предложений, дописывание
подходящих слов (с использованием опорных слов), исключение лишних слов,
редактирование и распространение предложений, нахождение главных членов
предложения. Работа на уровне текста: озаглавливание, составление плана,
нахождение лишних предложений в тексте, сочинение продолжения текста.
4 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка
четкого
произношения.
Уточнение
характеристик
смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому
сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным
усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Обогащение номинативного словаря. Различение и употребление
синонимов, антонимов, омонимов. Работа со словарными словами. Отработка
навыков словоизменения, практическое употребление
существительных в
форме единственного и множественного числа. Отработка падежных форм
существительных. Дифференциация именительного и винительного,
родительного и винительного падежей. Употребление несклоняемых имен
существительных. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и
окончании слова. Тренировка в языковом анализе. Уточнение лексического и
грамматического значения слова. Дифференциация однокоренных и
родственных слов.
Образование и правописание сложных слов с
соединительными гласными О-Е. Развитие навыков приставочного
словообразования. Практическое употребление слов с приставками
пространственного значения, временного значения и многозначными
приставками. Различение предлогов и приставок. Согласование с
прилагательными (в роде, числе). Соотнесение предмета и признака в
различных предложно-падежных конструкциях. Отработка распознавания
глаголов, изменения глаголов по числам и временам, глаголов прошедшего
времени в единственном числе по родам. Согласование глагола с именем
существительным в числе, роде, изменение глаголов по времени. Согласование

числительных с существительными в роде и падеже. Употребление в речи
глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголовантонимов. Употребление и правописание числительных. Определение числа и
рода местоимения. Упражнение в использовании и склонении личных
местоимений с предлогами и без. Преодоление / минимизация аграмматизма в
устной речи и на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Соотнесение предложений с графической схемой. Построение сложных
предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему).
Конструирование предложений с однородными членами с союзами и, а, но (с
опорой на образец и схему).
Установление в сложных предложениях
причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: словосочетание –
предложение – текст. Согласование слов в предложении, выделение границ
предложения на письме. Закрепление умения составлять и записывать
предложения, пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми
словами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при
извинении или отказе. Выделение в тексте основной мысли, озаглавливание.
Связь между частями текста. Составление плана текста. Различение
особенностей текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения,
смешанного текста. Письменное изложение короткого текста по плану.
Написание мини-сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на
заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога).

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗПР»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения коррекционного курса «Коррекция
устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
•
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
•
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;
•
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны
и родного края;
•
проявление интереса к истории и многонациональной культуре
своей страны, уважения к своему и другим народам;
•
первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
•
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
•
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
•
применение правил совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных
на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
•
понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной
культуры,
проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
•
использование
полученных
знаний
в
продуктивной
и
преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
•
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя
и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной);
•
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:

•
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания:
•
осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
•
осознание
ценности
познания
для
развития
человека,
необходимости самообразования и саморазвития;
•
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих
знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
познавательных универсальных учебных действий (УУД):
- целенаправленно слушать учителя-логопеда (одноклассников), решая
познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и
учебных пособиях;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст,
рисунок, таблица, схема), под руководством учителя-логопеда;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы,
модели), в словесную форму под руководством учителя-логопеда;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме
(рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных
признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под
руководством учителя-логопеда);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных
фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя-логопеда);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителялогопеда;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным
опытом (под руководством учителя-логопеда).
Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать
собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих
регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую
определённому этапу логопедического занятия, с помощью учителя-логопеда;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в
справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным
материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения
учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий,
составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или
предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих
действий, вносить соответствующие коррективы.
Предметные результаты
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
• самостоятельно обращать внимание на звуковую сторону речи;
• иметь представления о правильных артикуляционных укладах
нарушенных звуков;
• различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом
потоке;
• дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и
безударные) и согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие
звуки);
• распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить со
звуками;
• обозначать мягкость согласных на письме;
• составлять графические схемы слов;
• выделять ударный и безударный слоги;
• уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех
ситуациях общения или минимизировать ошибки произношения;
• определять количество и последовательность звуков в слове;
• различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками;
• правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или
минимизируя их (в рамках изученного программного материала
начальных классов).

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
выделять и различать части слова: основу, корень, приставку, суффикс,
окончание;
образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и приставок
(по образцу);
конструировать словосочетания и предложения из предложенных слов;
различать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании;
оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать
изученные части речи;
соблюдать на письме изученные орфографические правила, правильно
произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя
их (в рамках изученного программного материала 1–4 классов).
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
участвовать в простых диалогах;
обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу;
выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.;
соотносить предложение с графической схемой;
конструировать простые и сложные предложения с однородными
членами, с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему);
устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные связи;
дифференцировать понятия: словосочетание — предложение — текст;
согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения на
письме;
определять главную мысль текста;
озаглавливать текст;
пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми
словами
приветствия,
прощания,
просьбы,
благодарности,
используемыми при извинении или отказе;
устанавливать связь между частями текста;
составлять план текста;
различать особенности текста-повествования, текста-описания, текстарассуждения, смешанного текста;
писать изложение короткого текста по плану;
составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на
заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога).

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
(групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 66 часов).
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

1. Входное диагностическое обследование.
2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
3. Текст. Предложение. Слово. Слог.
4. Гласные звуки, буквы.
5. Согласные звуки, буквы.
6. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.
7. Формирование связной речи.
8. Итоговое диагностическое обследование.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Кол-во
часов
4
20
9
10
10
7
4
2
66

2 КЛАСС
(групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 68 часов).
№ п/п
1.
2.
3.
4.

Наименование разделов и тем программы
Входное диагностическое обследование.
Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
Текст. Предложение. Слово.
Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.

Кол-во
часов

5. Гласные I иIIряда.

4
13
5
9
12

6. Буква мягкий знак.

5

7. Парные звонкие – глухие согласные.

12

8. Формирование связной речи.
9. Итоговое диагностическое обследование.

6
2
68

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3 КЛАСС
(групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 68 часов).
Кол-во
№ п/п Наименование разделов и тем программы
часов
Входное диагностическое обследование.
Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
Текст. Предложение.
Обозначение мягкости согласных двумя способами.
Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное
5.
сходство.
6. Состав слова.
7. Формирование связной речи.
8. Дифференциация предлогов и приставок.
9. Итоговое диагностическое обследование.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1.
2.
3.
4.

4
10
7
10
16
11
4
4
2
68

4 КЛАСС
(групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 68 часов).
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

1. Входное диагностическое обследование.
2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
3. Текст. Предложение.
4. Состав слова.
5. Части речи.
6. Безударные гласные.
7. Формирование связной речи.
8. Итоговое диагностическое обследование.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Кол-во
часов
4
10
12
12
16
8
4
2
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».