МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского УДТК» Приложение к ООП НОО №3 Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР» 1 (1 доп.) - 4 классы Срок освоения 4 (5) года Дегтярск 2023 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР» 1 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование и различение звуков по артикуляционным и акустическим характеристикам. Уточнение артикуляционных укладов гласных и согласных звуков. Коррекция и развитие звукопроизношения. Определение места звука в слогах и словах. Определение количества, последовательности звуков в слове. Закрепление и различение образа печатных и письменных букв. Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие пространственно-временных представлений. Сравнение и различение согласных звуков: сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых. Условно-графические обозначения звуков, составление схемы слога и слова. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС). Графические схемы прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы. Работа с ударением, его смыслоразличительная и фонетическая роль. Составление графических схем слогового состава слова с выделением места ударного и безударного слогов (Хх; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Правописание гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу, ча, чу, жи, ши. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок. Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Выделение слова из речевого потока. Соотнесение слова и предмета (слова-предметы). Соотнесение слова и названия действия (слова-действия). Соотнесение слова и признака (слова-признаки), подбор слов, обозначающих признаки. Активизация и обогащение словаря по лексическим темам. Работа с синонимами и антонимами. Отработка форм множественного и единственного числа существительных. Образование новых слов различными способами по образцу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, названий детенышей птиц и животных, слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок – образование глаголов совершенного вида). Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Различение слова и предложения. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки (с опорой на образец и картинки). Работа с деформированным предложением и текстом. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого этикета. Составление коротких описательных рассказов на заданную тему с опорой на образец. Составление коротких повествовательных текстов с опорой на сюжетные картинки, по опорным словам. Списывание предложений и короткого текста. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Коррекция и развитие звукопроизношения. Дифференциация гласных и согласных звуков, различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков. Узнавание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на друга). Отработка заглавных букв. Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв. Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие пространственно-временных представлений. Дифференциация похожих гласных букв: А-О, О-У, И-У. Дифференциация похожих гласных и согласных букв: И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, А-Д, Л-Я. Звуковой и слоговой анализ слова. Профилактика фонематических, оптических и кинетических ошибок. Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой на графические схемы. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога. Многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Отработка навыков согласования имени существительного и имени прилагательного, составления словосочетаний. Профилактика аграмматизма на письме. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Составление, запись и прочтение коротких предложений. Различение интонационных характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных). Составление распространенных предложений по вопросам педагога. Развитие диалогической речи (моделирование диалогов на заданную тему с использованием вежливых слов). Составление рассказа-описания с опорой на план. Чтение и пересказ коротких текстов / рассказов, содержащих диалоги персонажей. 2 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Отработка и развитие произношения. Упражнение в различении и опознании букв, соответствующих гласным и согласным звукам. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. Уточнение акустикоартикуляционных характеристик твердых и мягких звуков, дифференциация согласных. Обозначение на письме мягких и твердых согласных. Отработка и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов. Формирование навыка слогового деления слова, определение количества звуков и слогов на слух. Придумывание слов на заданный слог. Конструирование слов из предложенных слогов. Составление графических схем. Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения. Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Различение слов: слово-предмет (одушевленные – неодушевленные), слово-признак, слово-действие. Слово и его значение. Работа со словамипаронимами. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова. Подбор однокоренных (родственных) слов. Обогащение словаря синонимами и антонимами. Образование существительных при помощи уменьшительноласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-), суффикса -ниц- со значением вместилища, суффиксов (-тель-, -чик-, -щик-, -льщик-, -чик-, -ник-) для образования названий профессий, названий детенышей животных и птиц. Работа со словарными словами. Образование притяжательных прилагательных в мужском, женском и среднем родах. Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-, -лив- в мужском, женском и среднем родах. Образование относительных прилагательных с суффиксами -ов-/-ев- /-н-/-енн-/ск-/-ян-/-ан-. Образование глаголов с помощью приставок (в-, вы-, при-, от-, у-, пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-). Употребление и написание глаголов с частицей НЕ. Местоимение. Согласование слов в числе и роде, составление словосочетаний с использованием алгоритма, карточек-подсказок. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной форме. Составление распространенных предложений по вопросам. Выделение главных членов предложения по вопросам. Развитие диалогической и монологической речи. Работа с разными текстами (повествованием, описанием, рассуждением). Определение главной мысли текста, озаглавливание. Определение количества слов в предложении; количества предложений в тексте. Конструирование предложений с однородными членами. Составление описательных и повествовательных рассказов по опорным словам и плану. Составление рассказа по предложенному началу. Чтение и определение последовательности частей текста. Работа над пониманием прочитанного текста. Работа с деформированным текстом: нахождение лишних частей текста, составление связного текста. 3 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте). Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Различение приставок и предлогов. Отработка слов с глухими и звонкими согласными в корне. Слова с непроизносимым согласным звуком в корне (способы проверки). Работа со словарными словами. Число и род имен существительных. Отработка предложно-падежных конструкций, склонение имени существительного и имени прилагательного. Личные местоимения. Согласование глагола с именем существительным в числе, роде, изменение глаголов по времени. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Работа с условно-графическими схемами предложений. Работа с деформированным предложением. Работа с текстом. Определение границ и количества предложений в тексте, количества слов в предложении. Работа на уровне предложения: составление / завершение предложений, дописывание подходящих слов (с использованием опорных слов), исключение лишних слов, редактирование и распространение предложений, нахождение главных членов предложения. Работа на уровне текста: озаглавливание, составление плана, нахождение лишних предложений в тексте, сочинение продолжения текста. 4 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте). Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Обогащение номинативного словаря. Различение и употребление синонимов, антонимов, омонимов. Работа со словарными словами. Отработка навыков словоизменения, практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Отработка падежных форм существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Употребление несклоняемых имен существительных. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании слова. Тренировка в языковом анализе. Уточнение лексического и грамматического значения слова. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Образование и правописание сложных слов с соединительными гласными О-Е. Развитие навыков приставочного словообразования. Практическое употребление слов с приставками пространственного значения, временного значения и многозначными приставками. Различение предлогов и приставок. Согласование с прилагательными (в роде, числе). Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Отработка распознавания глаголов, изменения глаголов по числам и временам, глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам. Согласование глагола с именем существительным в числе, роде, изменение глаголов по времени. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголовантонимов. Употребление и правописание числительных. Определение числа и рода местоимения. Упражнение в использовании и склонении личных местоимений с предлогами и без. Преодоление / минимизация аграмматизма в устной речи и на письме. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Соотнесение предложений с графической схемой. Построение сложных предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему). Конструирование предложений с однородными членами с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему). Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: словосочетание – предложение – текст. Согласование слов в предложении, выделение границ предложения на письме. Закрепление умения составлять и записывать предложения, пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или отказе. Выделение в тексте основной мысли, озаглавливание. Связь между частями текста. Составление плана текста. Различение особенностей текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, смешанного текста. Письменное изложение короткого текста по плану. Написание мини-сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога). II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР» Личностные результаты Личностные результаты освоения коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Метапредметные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных универсальных учебных действий (УУД): - целенаправленно слушать учителя-логопеда (одноклассников), решая познавательную задачу; - ориентироваться в учебнике; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях; - работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя-логопеда; - понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию; - преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя-логопеда; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя-логопеда); - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя-логопеда); - делать выводы в результате совместной работы класса и учителялогопеда; - подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения; - осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя-логопеда). Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге; - задавать вопросы, отвечать на вопросы других; - принимать участие в работе парами и группами; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: - принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую определённому этапу логопедического занятия, с помощью учителя-логопеда; - понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом; - высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Предметные результаты Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» • самостоятельно обращать внимание на звуковую сторону речи; • иметь представления о правильных артикуляционных укладах нарушенных звуков; • различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; • дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и безударные) и согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки); • распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить со звуками; • обозначать мягкость согласных на письме; • составлять графические схемы слов; • выделять ударный и безударный слоги; • уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех ситуациях общения или минимизировать ошибки произношения; • определять количество и последовательность звуков в слове; • различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками; • правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного программного материала начальных классов). • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» выделять и различать части слова: основу, корень, приставку, суффикс, окончание; образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и приставок (по образцу); конструировать словосочетания и предложения из предложенных слов; различать грамматически правильные и неправильные словосочетания; уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании; оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать изученные части речи; соблюдать на письме изученные орфографические правила, правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 1–4 классов). Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» участвовать в простых диалогах; обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу; выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.; соотносить предложение с графической схемой; конструировать простые и сложные предложения с однородными членами, с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему); устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные связи; дифференцировать понятия: словосочетание — предложение — текст; согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения на письме; определять главную мысль текста; озаглавливать текст; пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или отказе; устанавливать связь между частями текста; составлять план текста; различать особенности текста-повествования, текста-описания, текстарассуждения, смешанного текста; писать изложение короткого текста по плану; составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога). III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 66 часов). № п/п Наименование разделов и тем программы 1. Входное диагностическое обследование. 2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. 3. Текст. Предложение. Слово. Слог. 4. Гласные звуки, буквы. 5. Согласные звуки, буквы. 6. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. 7. Формирование связной речи. 8. Итоговое диагностическое обследование. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Кол-во часов 4 20 9 10 10 7 4 2 66 2 КЛАСС (групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 68 часов). № п/п 1. 2. 3. 4. Наименование разделов и тем программы Входное диагностическое обследование. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. Текст. Предложение. Слово. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Кол-во часов 5. Гласные I иIIряда. 4 13 5 9 12 6. Буква мягкий знак. 5 7. Парные звонкие – глухие согласные. 12 8. Формирование связной речи. 9. Итоговое диагностическое обследование. 6 2 68 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 КЛАСС (групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 68 часов). Кол-во № п/п Наименование разделов и тем программы часов Входное диагностическое обследование. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. Текст. Предложение. Обозначение мягкости согласных двумя способами. Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное 5. сходство. 6. Состав слова. 7. Формирование связной речи. 8. Дифференциация предлогов и приставок. 9. Итоговое диагностическое обследование. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1. 2. 3. 4. 4 10 7 10 16 11 4 4 2 68 4 КЛАСС (групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 68 часов). № п/п Наименование разделов и тем программы 1. Входное диагностическое обследование. 2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. 3. Текст. Предложение. 4. Состав слова. 5. Части речи. 6. Безударные гласные. 7. Формирование связной речи. 8. Итоговое диагностическое обследование. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Кол-во часов 4 10 12 12 16 8 4 2 68