МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского УДТК» Приложение к ООП НОО №3 Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР» 1 - 4 классы Срок освоения 4 года Дегтярск 2023 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР» Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы обучающихся. Рабочая программа направлена на коррекцию устной речи обучающихся и профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии. Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов: I этап. Логопедическое диагностическое обследование. Логопедическая диагностика предусматривает: - обследование обучающихся с 1 по 15 сентября и с 15 по 24 мая (для вновь поступивших учащихся, зачисленных после 1 сентября, логопедическое обследование проводится в течение первой недели их обучения). - изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медикопедагогической комиссии; - комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля; -выявление особенностей и уровня речевого развития обучающихся с ТНР; - определение особенностей поведения и деятельности; - анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы коррекционной работы, комплектования групп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с тяжелыми нарушениями речи используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В.,И.Н. Садовниковой. Результаты обследования отражаются в речевой карте. По итогам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа, обучающиеся делятся по группам, составляются рабочие программы и график логопедических занятий. Коррекционно-развивающая работа проводится в форме групповых занятий, направленных на формирование полноценных речемыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельности детей с ТНР, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения в начальной школе. II этап. Коррекционная работа включает разделы: 1 раздел. Совершенствование произносительной стороны речи. 2 раздел. Восполнение пробелов в развитии навыков языкового анализа и синтеза. 3 раздел. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. 4 раздел. Формирование связной речи и речевого общения. Раздел 1. Совершенствование произносительной стороны речи. Звукопроизношение Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы. Коррекция дефектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во фразах. Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения. Просодика Обучение технике нижне-диафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определённые речевые отрезки. Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками. Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки) Фонематические процессы Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опорой на акустические и артикуляционные признаки (твердые-мягкие, звонкие-глухие и др.) Формирование фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков произношения слов сложного слогового состава. Раздел 2. Восполнение пробелов в развитии навыков языкового анализа и синтеза. Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез слов. Характеристика звука. Слово и предложение. Предложение и текст. Составление предложений по заданной схеме. Гласные звуки и буквы. Признаки гласных звуков. Буквы гласных звуков. Сходство и различие гласных Iи II ряда. Обозначение мягкости согласных двумя способами. Согласные звуки и буквы. Признаки согласных звуков. Различие гласных и согласных. Буквы согласных звуков. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные и согласные. Характеристика согласных звуков. Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Слогообразующая роль гласных. Смыслоразличительная роль ударения. Слого-ритмическая схема слова. Деление слов на слоги. Слова сложной слоговой структуры. Раздел3. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. Активизация и обогащение словарного запаса по различным темам. Развитие и уточнение пространственных представлений. Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения предлогов: В-ИЗ, НА-С(СО), НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Схемы предлогов. Предложно-падежное управление. Различие приставок и предлогов. Понятие об однокоренных родственных словах. Ознакомление с морфемным составом слова. Корень. Приставка. Суффикс. Состав слова. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи. Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Профилактика смысловых ошибок при чтении и письме. Раздел 4. Формирование связной речи и речевого общения. Повышение мотивации говорения; развитие и коррекция навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР» Личностные результаты. У обучающегося будут сформированы: - осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – использовать знаков символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приемов решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные результаты По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь: - различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу; - определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь: - различать предложение, словосочетание, слово; -анализировать слова по звуковому составу; -составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи); - различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, гласные ударные и безударные; -писать под диктовку предложения и тексты; -правильно читать вслух целыми словами; -соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию; -отвечать на вопросы по прочитанному; -высказывать своё отношение к поступку героя, событию; -пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно. -устно рассказывать на темы, близкие их интересам. По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь: -производить звукобуквенный анализ и синтез слов; -дифференцировать звуки по акустическому сходству; -подбирать к слову родственные слова; -владеть навыками словообразования и словоизменения; -подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи; -дифференцировать предлоги и приставки; -составлять распространенные предложения. К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по коррекционному курсу «КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»: Научится: – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и обучающихся; – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам; – осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями; – подробно и выборочно пересказывать текст; – выполнять разбор слова по составу; – производить звукобуквенный анализ слов; – правильно списывать тексты; – писать слова и предложения под диктовку; – распознавать части речи и выполнять морфологический разбор; – ставить пунктуационные знаки конца предложения; – определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор; – составлять предложения с однородными членами. Обучающиеся должны уметь: – ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; – планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; – работать в соответствии с поставленной задачей; – искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях; – составлять описание объекта; – составлять простой и сложный план текста; – работать с текстом; – сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда; – оценивать свою работу и работу товарища; – устанавливать причинно-следственные связи; – составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста; – правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы. Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе. III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 66 часов). № п/п Наименование разделов и тем программы 1. Входное диагностическое обследование. 2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. 3. Текст. Предложение. Слово. Слог. 4. Гласные звуки, буквы. 5. Согласные звуки, буквы. 6. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. 7. Формирование связной речи. 8. Итоговое диагностическое обследование. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Кол-во часов 4 20 9 10 10 7 4 2 66 2 КЛАСС (групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 68 часов). № п/п Наименование разделов и тем программы Кол-во часов 1. Входное диагностическое обследование. 2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. 3. Текст. Предложение. Слово. 4 13 5 9 4. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. 5. Гласные I иIIряда. 6. Буква мягкий знак. 12 5 7. Парные звонкие – глухие согласные. 12 8. Формирование связной речи. 9. Итоговое диагностическое обследование. 6 2 68 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 КЛАСС (групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 68 часов). № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование разделов и тем программы Входное диагностическое обследование. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. Текст. Предложение. Обозначение мягкости согласных двумя способами. Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Состав слова. Кол-во часов 4 10 7 10 16 11 7. Формирование связной речи. 8. Дифференциация предлогов и приставок. 9. Итоговое диагностическое обследование. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 4 2 68 4 КЛАСС (групповые и подгрупповые занятия по 2 часа в неделю, в год – 68 часов). № п/п Наименование разделов и тем программы 1. Входное диагностическое обследование. 2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка. 3. Текст. Предложение. 4. Состав слова. 5. Части речи. 6. Безударные гласные. 7. Формирование связной речи. 8. Итоговое диагностическое обследование. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Кол-во часов 4 10 12 12 16 8 4 2 68