МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского УДТК» Приложение к ООП ООО №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Финансовая грамотность» для обучающихся 8 классов Срок освоения 1 год Дегтярск 2023 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского УДТК» Аннотация к рабочей программе учебного курса «Финансовая грамотность» Программа учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации . Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности в сфере экономики семьи. В 7-8 классах вопросы бюджетирования рассматриваются обучающимися на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Вместе с тем учащиеся 7–8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и практико-ориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни. Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте формирования финансовой культуры. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАМОТНОСТЬ» УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; формирование основ финансовой грамотности у учащихся, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Задачи реализации учебного курса «Финансовая грамотность»: формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения; развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой ориентированной на получение доходов; трудовой деятельности, освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения; развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи; создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Курс «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Обществознание», «История», «Математика», «География». МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В В соответствии с учебным планом финансовая грамотность изучается в 8 классе 34 часа – 1 час в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. - осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье; - понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений; - осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс- мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; - понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях; - осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; - понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях; - понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; - осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; - оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях; - понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; - осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; - осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; - понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; - понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). Регулятивные: • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; • применение приёмов само регуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные: • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Выпускник научится: ∙ объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; ∙ различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; ∙ раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; ∙ характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; ∙ характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; ∙ объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; ∙ называть и конкретизировать примерами виды налогов; ∙ характеризовать функции денег и их роль в экономике; ∙ раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; ∙ анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; ∙ формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; ∙ раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; ∙ характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; ∙ использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; ∙ обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: ∙ анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; ∙ выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; ∙ анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; ∙ решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; ∙ грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; ∙ сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. Тематическое планирование 8 класс Для проведения уроков используется портал https://edu.pacc.ru/Videosandpresentations/articles/presenations/ № п/п Тема урока Кол-во часов 1 «Что такое потребительская культура». 1 2 «Потребление: структура и нормы». 3 «Поговорим о культуре питания». 4 «Кто такой потребитель?» «Разнообразие человеческих потребностей и их 5 классификация». 6 «Психология потребителя» 1 1 1 1 1 Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О 7 защите прав потребителя». 1 8 «Что такое рынок?» 9 «Виды и способы торговли». 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 Решение экономических задач «Дешевле только даром». «Разумные расходы – статья доходов». «Статьи доходов и расходов». «Рациональный бюджет школьника». «Каждый платит налоги». «Источники информации». «Реклама и ее виды». «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». 1 1 1 1 1 1 1 1 18 «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». 19 «Индекс Е: что он означает». 20 «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». 21 «Качество товаров». 1 1 1 22 «Как покупать продукты питания?» 1 23 Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» 1 24 «Бытовая техника: всерьез и надолго». 1 25 «Всегда ли товар можно обменять?» 1 26 «Правила пользования коммунальными услугами». 1 27 «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу». 1 28 «Государственные органы защиты прав потребителей». 1 1 29 «Общественные организации по защите прав потребителей». «В каких случаях потребитель имеет право на судебную 30 защиту?» 1 31 «Что такое моральный вред и как он возмещается?» 1 32 «Кто защищает потребителя?» Подготовка и оформление творческих исследовательских 33 проектов учащихся 1 34 Защита проектов 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)