РП НОО_РАЗВИТИЕ РЕЧИ_ТНР_5.1

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
имени 10-го гвардейского УДТК»

Приложение № 3
к Адаптированной основной образовательной программе
начального общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1), принятой на Педагогическом
совете МАОУ «СОШ № 30 протокол № 01 от 30.08.2023г.,
утвержденной приказом директора школы
от 30.08.2023г. №428

Рабочая программа
Коррекционного курса
«Развитие речи»
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
уровень: начальное общее образование

Пояснительная записка
На занятиях «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года, нормах
общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы
языковой действительности.
На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение
словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.
Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», « Работа над предложением», « Работа
над связной речью». Работа над всеми разделами ведется преимущественно параллельно
Раздел «Работа над словом» призван решать следующие задачи:
– обогащение и развитие словарного запаса детей как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения
пользоваться различными способами словообразования;
–уточнение значений слов;
–развитие лексической системности;
–актуализация словаря;
– расширение и закрепление связей слова с другими словами. Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием
познавательной деятельности детей в целом на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
углубления и обобщения знаний о них. Учащиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать
связи и отношения между ними и выражать их в речи.
Обогащение словаря осуществляется и через ознакомление с различными способами словообразования и активного его
использования в составе различных словосочетаний и предложений.
На занятиях развития речи учащиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.
Основное внимание в словарной работе уделяется лексическим упражнениям. Упражнения носят характер практической
речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять точное употребление слов в речи. Теоретические
сведения по лексике учащимся не сообщаются. Слова отбираются в соответствии с темой занятия и включаются в тематический
словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой
формирования структуры предложения.
При усвоении слов конкретного значения используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его
изображения на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются
словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению и др.).
Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение. Программой
предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слова и грамматического оформления связей слов в
предложениях.
Раздел «Работа над предложением» решает следующие задачи:
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в
предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.
Овладение грамматическим
строем языка в начальных классах ведется
в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и
синтаксических) обобщений.

Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе речевых образцов, так и на основе
демонстрирующего действия, с помощью картинок. При введении в речь той или иной модели предложения ведется с опорой на
внешние схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты. Опора на внешние схемы обеспечивает
материализацию умственного действия по структурированию предложения.
Основные задачи раздела «Работа над связной речью» следующие
– формирование у детей умения планировать содержание связного собственного высказывания,
- анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие
семантические отношения,
- самостоятельно определять языковые средства связной речи. Программой предусматривается овладение разными формами
речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщения, повествование,
описание, рассуждение).
Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит с учетом психологической структуры
этого вида речевой деятельности: побудительный мотив к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста, ситуации,
в создании плана связного высказывания сначала с внешними опорами и схемами, затем про себя.
Программой предусмотрена следующая последовательность формирование связной речи
- пересказ с опорой на серии сюжетных картинок; - пересказ по сюжетной картинке;
- пересказ без опоры на наглядность;
- рассказ по серии сюжетных картинок;
- рассказ по сюжетной картинке (с предварительной беседой); - самостоятельный рассказ на заданную тему.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиеся знакомятся на отдельных уроках,
экскурсиях. Это способствует расширению знаний обучающихся о живой и неживой природе, культуре родного края, формирует
уважение и любовь к родному краю, обогащению, систематизации и активизации словарного запаса обучающихся воспитанников.
Планируемые результаты освоения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
3)
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта
слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения
терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
11) воспитание любви к природе родного края, уважения к культуре и истории Урала (национальные, региональные,
этнокультурные особенности).

Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных
и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями
и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в
устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) Формирование речевой деятельности обучающихся с ТНР, профилактика вторичных речеязыковых расстройств.
2) Развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной
деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления).

3) Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной
деятельности.
4) Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи, уточнение значений слов, развитие лексической
системности, формирование семантических полей.
5) Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения продуктивными и непродуктивными
способами словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
предложений.
6) Развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную
функцию: формирование умения планировать собственное связанное высказывание; анализировать неречевую ситуацию, выявлять
причинно – следственные, пространственные, временные и
другие семантические отношения; самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства оформления связного
высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации.
7) Овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или
стилями (повествование, описание, рассуждение).

Содержание курса
Наш класс, наша школа
Здание школы, ее оформление. Номер (название) школы. Особенности микрорайона, улицы, учреждения, жилые дома,
магазины и т.д. Двор школы, его оборудование. Труд на пришкольном участке.
Знакомство с классной комнатой, с названием и назначением предметов в классе, с правилами поведения во время урока, на
перемене. Название личных учебных вещей, учебных принадлежностей.
Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, библиотекарь, врач и др.
Имя, отчество учителя, воспитателя, имена товарищей по классу. Основные виды учебной деятельности школьников.
Уважительное отношение к труду работников школы. Основные формы обращения (приветствие, прощание, просьба, извинение,
благодарность).
Распределение обязанностей в классе, в работе, ролей в игре, выполнение поручений взрослых.
Знакомство со школой. Расположение классов, столовой, спортивного зала, библиотеки, медицинского кабинета и др.
название и назначение их. Оборудование помещений. Режим дня. Назначение одежды, обуви. Правила гигиены. Название частей
тела, предметов ухода за телом.
Режим питания. Правила поведения в столовой и при приеме пищи.
Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.
Режим отдыха. Название игрушек, их назначение, название отдельных частей игрушки, описание ее, название сюжетно –
ролевых игр. Значение сна в жизни человека. Название мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды.
Бережное отношение к школьному и личному имуществу.
Экскурсии по школе.
Вспомним лето.
Летние месяцы. Погода летом. Картины летней природы. Представления о лесе, роще, поляне, луге, поле. Растительный мир
летом. Зеленые насаждения у жилья человека. Лес в жизни человека. Названия лиственных и хвойных деревьев, наиболее
распространенных растений лесов, полей, лугов. Береги природу.

Животный мир летом. Уточнение представлений о диких и домашних животных и их детенышах. Польза и вред птиц и
насекомых.
Рассказы детей о летнем отдыхе. Интересные события, путешествия, летние развлечения, труд детей летом.
Труд людей в поле, в саду, в огороде. Уборка летнего урожая. Жатва, сенокос, вспашка полей, начало уборки урожая. Сбор
грибов и ягод. Грибы съедобные и несъедобные.
Пословицы, поговорки и народные приметы о лете.
Осень.
Наблюдения за изменениями в природе осенью (похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад, осадки).
Характерные признаки осени, осенние месяцы.
Ранняя осень. Золотая осень. Характерные признаки поздней осени.
Листопад, первые заморозки.
Описание картин осенней природы: ранняя, золотая поздняя осень по личным наблюдениям, картинам, на основе
прочитанного материала. Сопоставление своих наблюдений с авторским.
Описание растений осенью (осенние краски).
Деревья, кустарники, цветы на пришкольном участке, в парке или в сквере. Различение и название 3 – 4 видов деревьев и 2
видов кустарников. Название их частей. Бережное отношение к растениям, уход за ними. Посадка деревьев и кустарников.
Плодовый сад и огород осенью. Название фруктов и овощей. Описание 2-3 овощей, фруктов (форма, размеры, вкус, запах,
способ употребления).
Грибы съедобные и несъедобные. Сбор грибов и ягод.
Домашние животные и их детеныши. Названия 2-3 животных, польза для человека. Названия и различение действий,
совершаемых домашними животными. Уход за домашними животными. Описание внешнего вида животного
и птицы. Обобщение знаний о домашних животных (повадки, образ жизни, польза для человека). Свободные рассказы детей о
жизни зверей, птиц, насекомых.
Профессии, связанные с уходом за животными (доярка, пастух, конюх, птичница и др.)
Временные понятия (вчера, сегодня, завтра).
Начало, конец, середина (месяца, недели, дня). Названия дней недели, осенних месяцев, их последовательность.
Труд детей на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток, помощь взрослым в посадке растений, в уборке урожая.
Рассказы о труде людей осенью, о работах в поле, огороде, саду, парке. Названия сельскохозяйственных профессий. Названия
действий, которые совершают при уборке урожая. Помощь детей. Подготовка людей к зиме. Подготовка животных и птиц к зиме.
Перелетные птицы. Отлет птиц. Уход за комнатными растениями. Экскурсии на пришкольный участок, в зоопарк. Экскурсии для
наблюдения за изменениями в природе ранней, поздней осени. Рассказы по наблюдениям детей и по аналогии с прочитанным.
Пословицы, загадки, стихи об осени.
Наш дом, моя семья.
Домашний адрес (заполнение конверта). Знания школьника о себе: имя, отчество, фамилия, возраст, день рождения. Состав
семьи. Имена, отчества родителей, их профессии. Понимание родственных отношений в семье: мать, отец, бабушка, дедушка, дочь,
сын и др. Труд и отдых в семье. Обязанности членов семьи. Помощь взрослым по дому, уход за младшими братьями и сестрами.
Внимательные и заботливые отношения в семье, уважение к старшим, к труду взрослых.
Режим дня. Правила
поведения
дома. Соблюдение
правил гигиены.
Самообслуживание в доме. Использование техники в быту. Мое рабочее место.

Название игрушек. Описание любимой игрушки.
Названия предметов мебели, одежды, обуви, уход за ними. Название чайной
и столовой посуды. Бережное отношение к домашнему и личному имуществу. Уход за домашними животными, за комнатными
растениями. Название 2-3 комнатных растений.
Сохранение общественного имущества (зданий, игровых и спортивных площадок во дворе), охрана зеленых насаждений.
Правила вежливости. Внимательное отношение к окружающим (к взрослым, ровесникам, малышам).
Правила поведения в гостях.
Зима.
Зимние месяцы. Характерные признаки: низкая температура воздуха, осадки, состояние водоемах. Описание картин зимней
природы в лесу, в поле, на реке, в парке по собственным наблюдениям, по картине, на основе прочитанного материала. Картины
зимней природы в музыке и живописи. Сравнение с наблюдениями детей.
Хвойные и лиственные деревья, кустарники зимой.
Обобщение знаний и впечатлений о труде людей зимой, о жизни зверей, птиц, насекомых, домашних животных зимой.
Зимующие птицы. Подкормка птиц. Изготовление кормушек. Охрана природы. Участие детей в охране природы зимой.
Труд людей зимой. Зимняя одежда и обувь. Участие детей в общественно полезном труде.
Устные и письменные рассказы о зимних каникулах, о детских зимних развлечениях и играх, о встрече Нового года.
Короткие рассказы о спортсменах, занимающихся зимними видами спорта (лыжник, биатлонист, конькобежец, хоккеист и др.)
Употребление пословиц, поговорок, народных примет о зиме.
Экскурсия в природу для наблюдения за картинами зимней природы, за зимующими птицами. Описание птицы
(отличительные особенности, названия отдельных частей тела).
Наш город.
Название города. История города. Основные достопримечательности города. Главная улица, площадь нашего города,
проспект. Улицы. Название улицы, где находится школа.
Основные предприятия и учреждения города (заводы, фабрики, больницы).
Строительство в городе.
Культурные и спортивные учреждения города: музеи, библиотеки, театры и др.
Торговые предприятия города. Названия промтоварных и продовольственных магазинов.
Продукты питания (молочные, мясные, хлебобулочные, кондитерские и др.) профессии и труд людей, работающих в
магазине.
Профессии людей занятых на заводах, фабриках, на строительстве, в сфере обслуживания, в сельском хозяйстве, в
медицинских, культурных, образовательных учреждениях. Машины, облегчающие труд людей.
Транспорт города. Виды транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный). Профессии людей на транспорте. Правила
поведения учащихся на улице, в транспорте.
Весна.
Весенние месяцы.
Наблюдение за характерными признаками весны: потепление, таяние снега, появление зеленой травы, первых цветов, прилет
птиц.
Свободные рассказы детей о пробуждающейся природе в разные периоды весны по собственным наблюдениям, по картинкам
известных художников, на основе прочитанных книг.

Описание весенних изменений в жизни растений: набухание почек, распускание листьев, цветение, в жизни насекомых, птиц
и зверей. Озеленение городов. Охрана зеленых насаждений.
Животный мир весной. Возвращение перелетных птиц, появление детенышей. Устное описание 2-3 перелетных птиц,
насекомых, раннецветущих растений. Польза птиц, их охрана. Бережное отношение человека к животным.
Описание половодья.
Свободные рассказы детей о труде людей весной в поле, в саду, в огороде. Название орудий труда. Посада деревьев и
кустарников. Названия фруктов, овощей, цветов и плодовых деревьев. Профессии в сельском хозяйстве, назначение
сельскохозяйственных машин.
Свободные устные и письменные рассказы о весне, о весенних каникулах. Растения пришкольного участка (названия, уход за
зелеными насаждениями).
Пословицы, поговорки, народные приметы о весне.
Экскурсии для наблюдения за изменениями природы весной.
Родная страна.
Наша Родина - Россия. Столица России – Москва. Флаг. Гимн. Герб России.
Крупные города России. Города – герои. Крупные моря и реки.
Праздники и знаменательные даты.
Участие детей в подготовке праздничных утренниках.
Устное народное творчество.
Народные пословицы, поговорки, загадки. Народная мудрость. Русские народные сказки (волшебные, бытовые, о животных).
Картины летней природы в произведениях устного народного творчества. Рассказы о хороших и плохих поступках героев
сказок, о повадках
животных по материалам прочитанных и послушанных сказок.
Описание русских богатырей на основе прочитанного материала.
Уроки народной мудрости в произведениях устного народного творчества.
Обобщение и систематизация знаний детей о народном творчестве.
О наших друзьях- животных.
Домашние животные и их детеныши. Места содержания домашних животных, образ жизни. Польза домашних животных.
Бережное отношение человека к животным.
Дикие животные и их детеныши. Места обитания диких животных, повадки, образ жизни. Животные – хищники. Значение
диких животных для человека.
О дружбе и товариществе.
Устные рассказы о хороших и плохих поступках детей (по личным впечатлениям, по просмотренным фильмам), об
интересных делах, о смелых поступках, о товариществе.
Устные рассказы о друзьях.
О дружбе и товариществе.
Устные рассказы о хороших и плохих поступках детей (по личным впечатлениям, по просмотренным кинофильмам), о
взаимоотношениях в детском коллективе, об интересных делах, о смелых поступках, о товариществе.
Описание учебных занятий в классе, мастерской, спортивном зале, участие во внеклассных мероприятиях. Умение дать
оценку работы товарищей по отношению к труду, к порученному делу.

Устные рассказы о друзьях, школьной дружбе, о знакомых. Описание внешнего вида и поступков товарищей по классу.
Пословицы о дружбе, о человеке и его качествах, о труде и мастерстве.
В борьбе за великую Родину.
Рассказы о страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.: защита Отечества на фронтах войны, борьба с
врагом в тылу. Свободные рассказы детей о Великой Отечественной войне. Героизм на фронте и в тылу. Дети на войне. Рассказы
детей о героях войны, о вкладе мирных жителей в Победу.
Города – герои. Подвиг блокадного Ленинграда.
Изображение войны в художественных произведениях, живописи, музыке. Рассказы повествовательного характера по
картинам, по прослушанным и прочитанным текстам.
Благодарная память потомков.
Экскурсии в музеи, встреча с ветеранами.
Из прошлого нашей Родины.
Страницы истории нашей Родины.
Устные рассказы по просмотренным фильмам, по прочитанным книгам, по картинам известных художников XIХ века о
жизни народа в XIХ веке, важных исторических событиях, о подвигах народа при защите Отечества, о выдающихся исторических
личностях (С.Разине, А.Суворове, И.Сусанине и др.), о жизни детей до начала ХХ века, о жизни детей в наши дни.
Тематическое планирование коррекционных занятий по развитию речи обучающихся ТНР (вариант 5.1)
1 класс
Тема занятия
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

1сентября - День знаний! Экскурсия по школе.
Знакомство с классной комнатой.
Правила поведения в классе и школе.
Название игрушек, их назначение. Обобщение знаний по теме: «Наша школа, наш класс».
Характерные признаки осени. Осенние месяцы, их последовательность.
Название фруктов и овощей
Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Начало, конец, середина (месяца, недели, дня). Названия дней
недели, их последовательность.
Названия домашних животных. Описание внешнего вида животных.
Профессии, связанные с уходом за животными (доярка, пастух, птичница, конюх). Обобщение знаний по
теме: «Осень».
Название города.
Строительство в городе.
Транспорт города. Обобщение знаний по теме: «Наш город».
Характерные признаки зимы. Зимние месяцы.
Жизнь животных в лесу зимой.
23 февраля - День защитника Отечества. Профессии военных.

Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Зимняя одежда и обувь.
8 Марта – Международный женский день. Обобщение знаний учащихся по теме: «Зима».
Домашний адрес. Знания школьника о себе. Знание состава своей семьи.
Режим дня. Правила личной гигиены.
12 декабря – День Конституции.
Названия предметов мебели, уход за ними. Бережное отношение к книгам, игрушками, спорт инвентарю,
оборудованию квартиры.
Названия предметов одежды, уход за ними.
1января – Новый год. Обобщение знаний по теме: «Наш дом, моя семья».
Характерные признаки весны. Весенние месяцы.
1 Мая – Праздник весны и труда.
9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Обобщение знаний по теме: «Весна».
Моя родная страна – Россия.
Флаг России. Герб. Гимн России.
Обобщение знаний по теме: «Родная страна».
Сезонные изменения природы. Летние месяцы.
Лес летом.
Развлечения на реке летом. Обобщение по теме: «Лето».
Знакомство с русскими народными сказками (волшебными, бытовыми, о животных). Обобщение полученных
знаний в течение учебного года.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование коррекционных занятий по развитию речи обучающихся ТНР (вариант 5.1)
2 класс
Тема занятия
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1 сентября - День знаний. Учебные заведения страны. Роль образования в жизни человека. Пословицы.
Погода летом. Растительный и животный мир летом. Летний труд людей.
Осенние месяцы. Ранняя осень. Признаки. Экскурсия.
Осенний труд людей.
Подготовка животных и растений к осени
Поздняя осень. Признаки. Обобщение.
Домашние животные и их детёныши. Места их содержания, образ жизни.
Дикие животные и их детёныши. Места обитания диких животных, повадки, образ жизни
Значение диких животных для человека. Обобщение и проверка знаний по теме: «О наших друзьяхживотных».
Зимние месяцы. Характерные признаки зимы: низкая температура воздуха, осадки, состояние водоёмов.

Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

31 декабря - Новогодний праздник. Игры, развлечения, забавы детей у Новогодней ёлки. Новогоднее
поздравление.
Картины природы зимой в лесу, в поле, на реке, в парке. Экскурсия: наблюдение за картинами зимней
природы.
Растения и деревья зимой. Народные приметы. Пословицы, загадки о зиме. Жизнь домашних и диких
животных зимой. Жизнь домашних и диких животных зимой.
Зимующие птицы. Участие детей в охране природы зимой. Подкормка птиц. Труд людей зимой. Обобщение и
проверка знаний по теме: «Зима»
Наш дом. Домашний адрес. Состав семьи. Имена, отчества родителей, их профессии. Труд и отдых в семье.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения в семье
Мебель и посуда. Назначение отдельных предметов мебели и посуды, применение в быту. Бережное
отношение к домашнему и личному имуществу. Правила вежливости
23 февраля - День защитника Отечества. Профессии военных. Роль пограничников в защите Отечества
Наш город. История города. Основные достопримечательности города. Главная улица, площадь нашего
города. Основные предприятия и учреждения. Культурные учреждения города: музеи, библиотеки
Профессии людей, занятых на заводах, фабриках, на строительстве, в сфере обслуживания, в сельском
хозяйстве, в медицинских, культурных, образовательных учреждениях.
Транспорт города. Виды транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный). Профессии людей на
транспорте. Обобщение и проверка знаний по теме «Наш город».
Весенние месяцы. Характерные изменения в природе весной. Народные приметы о весне. Ранняя весна.
Экскурсия. Растительный и животный мир весной. Труд людей весной.
12 апреля – День космонавтики. Роль космических исследований в жизни человека
9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне. Героизм защитников Отечества на фронте, героизм
мирных жителей в тылу. Памятники погибшим воинам
Обобщение и проверка знаний по теме «Весна».
Наша Родина – Россия
Столица России – Москва
Крупные города России
Крупные города России
Столица Урала - Екатеринбург
Устное народное творчество
Народные пословицы, поговорки, загадки
Русские народные сказки
Русские народные сказки
Русские народные сказки

Тематическое планирование коррекционных занятий по развитию речи обучающихся ТНР (вариант 5.1)
3 класс

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема занятия
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

1 сентября – День знаний. Труд людей летом. Пословицы о хлебе.
Летние месяцы. Картины летней природы. Живая природа летом. Краткие рассказы детей повествовательного
характера о летнем отдыхе («На реке», «В лесу».) Интересные события, путешествия, летние развлечения.
Лес в жизни человека. Названия лиственных и хвойных деревьев. наиболее распространенных растений
лесов.
Осенние месяцы. Приметы осени. Картины осенней природы: ранняя осень. Осенние изменения в природе.
Грибы съедобные, несъедобные. Сбор грибов и ягод. Труд людей на полях, в садах. Помощь детей.
Рассказы по наблюдениям детей и по аналогии с прочитанным об осенних изменениях в природе. Картины
осенней природы: золотая осень.
Картины осенней природы: поздняя осень. Пословицы, загадки, стихи об осени
Обобщение знаний о домашних животных (повадки, образ жизни, польза для человека). Описание внешнего
вида домашних жизни, польза для человека). Описание внешнего вида домашних
Обобщение по теме: «Осень». 4 ноября – День народного единства.
Устные рассказы о хороших и плохих поступках (по личным впечатлениям). Устные рассказы детей об
интересных делах (по просмотренным диафильмам)
Устные рассказы о смелых поступках, о товариществе (по просмотренным фильмам).
Устные рассказы о друзьях.
Пословицы о дружбе, о человеке и его качествах, о труде и мастерстве.
Обобщение по теме: «О дружбе и товариществе».
Описание картин зимней природы. Изображение зимней природы в художественных произведениях, в
живописи и в музыке. Изменения в природе зимой. Экскурсия
Рассказы детей о зимних развлечениях («В лесу», «В парке», «На горке»). Зимние виды спорта. Знаменитые
спортсмены. Рассказы детей о зимних каникулах
Употребление пословиц, поговорок и народных примет о зиме. Обобщение знаний и личных впечатлений о
труде людей зимой.
Обобщение знаний и личных впечатлений о жизни зверей и домашних животных в зимнее время
12 декабря – День Конституции.1января –Новый год
Страницы истории нашей Родины. «Лента времени». Устные рассказы по прочитанным книгам о подвигах
народа при защите Отечества.
Устные рассказы по книгам и фильмам о важных исторических событиях и личностях в истории Родины.
23 февраля – День Защитника Отечества. 8марта – Международный Женский день.
Рассказы повествовательного характера с элементами описания по прочитанным книгам о жизни детей до
начала XXв. и в наши дни.
Обобщение знаний по теме: «Наша Родина».
Великая Отечественная война (1941 – 1945). Нападение фашистской Германии на нашу Родину. Защита
Отечества на фронтах войны. Борьба с врагом в тылу.

Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Свободные рассказы детей о героях ВОВ, о партизанском движении в годы войны
Свободные рассказы детей о вкладе мирных жителей в Победу. Города – герои. Подвиг блокадного
Ленинграда.
Рассказы повествовательного характера по картинам, по серии сюжетных картинок, по прослушанным и
прочитанным текстам о Великой Отечественной войне. Рассказы
Изображение войны в художественных произведениях, в живописи и музыке. Благодарная память потомков.
Забота о ветеранах. Экскурсия в парк «Победы»
Свободные рассказы детей по материалам наблюдений за изменениями природы ранней весной. Устное
описание раннецветущих растений.
Описание половодья. Устное описание двух–трех перелётных птиц, насекомых
Свободные рассказы детей по картинам известных художников о природе весной.
Описание весенних работ в поле, в саду, в огороде.
Пословицы, поговорки, народные приметы о весне. Обобщение знаний по теме: «Весна».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование коррекционных занятий по развитию речи обучающихся ТНР (вариант 5.1)
4 класс
Тема занятия
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

1 сентября – День знаний. Свободные рассказы детей о лете.
Пословицы, поговорки и народные приметы о лете.
Обобщение знаний по теме: «Лето».
Описание растений осенью (осенние краски).
Свободные рассказы о жизни животных осенью.
Свободные рассказы о жизни птиц осенью.
Свободные рассказы о жизни насекомых осенью.
Обобщение знаний по теме «Осень».
Охрана природы (леса, животных).
Охрана природы (водоемов, воздуха).
Охрана природы (полезных ископаемых, почв).
Обобщение знаний по теме «Охранять природу – значит охранять Родину».
Рассказы детей о жизни народа в XIX веке на основе прочитанного материала.
Обобщение знаний по теме «Из прошлого нашей Родины».
Картины зимней природы в музыке и живописи.
1 января – Новый год. Короткие рассказы о спортсменах, занимающихся зимними видами спорта.
Обобщение знаний о жизни животных, птиц и насекомых зимой.
Охрана природы зимой.
Обобщение знаний по теме «Зима».

Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Рассказы о плохих и хороших поступках детей (на основе прочитанного).
Рассказы о взаимоотношениях в детском коллективе. Что такое мораль и закон.
Свободные рассказы о примерах школьной дружбы, о знакомых и друзьях.
23 февраля – День защитника Отечества.
Художественный портрет. Описание внешнего вида и поступков окружающих.
Что такое юмор? Можно ли смеяться над собой, над недостатками других людей.
Обобщение знаний по теме «О дружбе и товариществе».
8 марта – Международный Женский день. Свободные рассказы о пробуждающейся природе ранней весной (по
собственным наблюдениям).
Свободные рассказы о пробуждающейся природе весной на основе прочитанных книг.
12 апреля – День космонавтики. Описание половодья на основе прочитанного материала.
Обобщение знаний по теме «Весна».
9 Мая –День Победы. Свободные рассказы детей о Великой Отечественной войне.
Обобщение знаний по теме: «В час великих испытаний».
Описание русских богатырей на основе прочитанных былин.
Уроки народной мудрости в произведениях устного народного творчества. Обобщение знаний по теме.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».