РП НОО_СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ_ТНР_5.1

Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
имени 10-го гвардейского УДТК»

Приложение № 3
к Адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1, 5.2), принятой на Педагогическом
совете МАОУ «СОШ № 30 имени 10-го
гвардейского УДТК» протокол № 01 от
30.08.2023г.,
утвержденной приказом директора школы
от 30.08.2023г. №428

Рабочая программа
курса «Сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»
уровень: начальное общее образование

Пояснительная записка
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной
мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. даже хорошо подготовленные дети в период адаптации
испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в
школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного
психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на
всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуальнопознавательной активности детей, а как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития.» (В. В. Давыдов).
Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном
освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение,
произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются
познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов,
формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. В
контексте психологической готовности к школе и формирования учебной мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в
психологию Л. С. Выготским — спонтанное и реактивное обучение. Спонтанное обучение, прежде всего, характерно для детей,
организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию, стремлению. Такие стремления возникают непроизвольно,
желание чему-то научиться зависит от многих субъективных факторов. Школьная практика опирается на реактивное обучение, т. е. на
способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе, но наличие способности к реактивному обучению вовсе не
означает, что ребенок психологически готов учиться в школе. Важно понять, что умение учиться только по чужой программе ставит перед
учителем проблем не меньше, чем умение учиться, подчиняясь только сиюминутным интересам, т. с. спонтанно. Зачастую подача
содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На
традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени подкрепляются.
Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает
необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе,
принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить
новый деятельностный опыт.
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно первоклассников, создание
ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной,
изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях по решению задач и упражнений позволяет
решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение
контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать,
синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).
ЦЕЛЬ: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для учащихся с ТНР и укрепления психологического здоровья.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать у детей когнитивные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной школе.
2. Формировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня
школьной тревожности.
3. Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и
соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Каждое занятие рассчитано на 30мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и
особенностей класса.
4. Принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются.
5. Наращивание темпа выполнения заданий.
6. Смена разных видов деятельности. Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно используемые
психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что школьные
методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является
наглядно-образное мышление, связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся
система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного
контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ,
как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как
следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон
настроения. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в
обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они
не требуют специально организованного пространства, просты в выполнении.
Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Структура занятия:
Материал каждого занятия рассчитан на 30минут.
1. ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия.
Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических
процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется
решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального
фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность,
быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной
деятельности.
3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ,
ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют

развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,
разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень
их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но
и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие
предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными
средствами русского языка.
6. КОРРЕ ГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и
достижению состояния зрительного комфорта
7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).
В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия;
развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
или РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.
8. РЕФЛЕКСИЯ.
Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю. Занятия можно проводить в группах по 8-10 человек. Помещение для занятий
должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры.
Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления,
воображения). А также формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических
качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение копировать образец, заданный как в
наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение
учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего
школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального
манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными
процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;
рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки);
формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что
соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки
или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия
мыслительную деятельность.
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению
контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является
формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаковсимволов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать
определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается
всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование,
установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной
составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.
Ожидаемые результаты по окончанию курса:
На момент поступления На момент окончания 1
в школу
класса

На момент окончания 2
класса
Личностные УУД
Проявляет
Проявляет
Проявляет
самостоятельность в
самостоятельность в
самостоятельность в
игровой деятельности.
разных видах детской
некоторых видах
Пытается оценивать себя деятельности, оценивает
учебной деятельности.
и свои поступки
деятельность и поступки
Оценивает деятельность
не только свои, но и своих литературных
сверстников.
персонажей пытается
обосновывать свои
мысли
Открыто относиться ко
Относиться открыто ко
Относиться открыто ко
внешнему миру, не
внешнему миру, чувствует внешнему миру,
всегда чувствует
уверенность в своих силах чувствует свою
уверенность в своих
во внеурочной
уверенность не только в
силах
деятельности
игровой деятельности,
умеет адаптироваться к

На момент окончания 3
класса

У выпускников
начальной школы

Проявляет
самостоятельность в
учебной деятельности,
оценивает поступки детей
и взрослых,
аргументирует свой ответ

Понимает цель
обучения, планирует
результат своей
деятельности способен
работать на результат с
отсрочкой его
достижения.

Относиться открыто ко
внешнему миру, чувствует
уверенность в своих силах
в учебной деятельности,
умеет адаптироваться к
новым ситуациям в

Умеет адаптироваться к
динамично
меняющемуся миру,
способен сделать
личностный выбор на
основе норм морали

новым ситуациям
Взаимодействует со
Взаимодействует со
Взаимодействует со
сверстниками и
сверстниками и
взрослыми и
взрослыми через участие взрослыми через
сверстниками на основе
в совместных играх. В
совместную игровую или
любой совместной
игре способен вести
учебную деятельность.
деятельности умеет
переговоры. Пытается
Способен договариваться договариваться о
сдерживать свои эмоции и учитывать интересы
совместных действиях и
других, сдерживает свои
плане совместной
деятельности
эмоции
В рамках игры
Обсуждает проблемы
Обсуждает проблемы
обсуждает возникающие возникающие в учебной
возникающие в
проблемы, правила,
игровой деятельность,
интересующей его сфер,
может поддержать
может поддержать
с интересом обсуждает
разговор на
разговор на
интересующие его
интересующую его тему интересующую его тему
вопросы, расспрашивает
взрослых
Положительно
Понимает чувства других Способен сочувствовать
относится к себе и
людей и сопереживает им, и сопереживать,
окружающим. Отзывчив понимает оценки учителей принимает оценку своим
к переживаниям другого своим и чужим поступкам поступкам от
человека
сверстников
Регулятивные УУД
Проявляет инициативу и Принимает и сохраняет
С помощью педагога
самостоятельность в
учебную задачу
ставит учебную задачу
различных видах
детской деятельности

учебной деятельности
Взаимодействует со
сверстниками и
взрослыми даже не имея
совместной деятельности,
имея целью достигнуть
какой-либо личной цели
(Н-Р, получить нужную
информацию, совершить
покупку)
Обсуждает проблемы ,
избегает конфликты, с
интересом обсуждает
интересующие его
вопросы, расспрашивает
взрослых о том. Что для
него важно
Доброжелательно
реагирует на замечания
способен исправиться в
ответ на предложение
взрослого

Умеет выбирать себе
род занятий и
выстраивать внутренний
план действий в игровой

Способен самостоятельно
выстроить внутренний
план действий в
некоторых видах учебной

Переносит навыки
построения внутреннего
плана действий из
игровой деятельности из

Совместно с учителем
учитывает выделенные
педагогом ориентиры
для построения

Способен сам поставить
задачу в творческой
деятельности связанной с
учебной

Ориентируется в
социальных ролях умеет
выстраивать
межличностные
взаимоотношения.

Умеет находить выход
из конфликтной
ситуации,
договариваться о
взаимовыгодном
сотрудничестве, обмене
коллекций и т.п.
Строит свои отношения
со сверстниками и
взрослыми на основе
взаимопонимания и
поддержки
Ставит учебную задачу
на основе соотнесения
того, что уже известно и
усвоено учащимися, и
того, что еще не
известно
Самостоятельно
определяет ориентиры в
новом материале,
прогнозирует результат

деятельности

игровой деятельности в
учебную

Проявляет умения
произвольности
предметных действий

Овладевает способами
самооценки выполнения
действий

внутреннего плана
действия в учебном
материале
Адекватно принимают
оценку своей
деятельности со стороны

Коммуникативные УУД
Формируются навыки
совместной учебной
деятельности над
проектом: выполнение
роли, заданной
учителем, помощь
товарищам по проекту

деятельности

учебной деятельности

Планирует свои действия
совместно с учителем,
анализирует проблемы и
результат

Умеет планировать
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата, вносит
изменения в план с
учетом результата
предыдущего действия

Планирует учебное
сотрудничество совместно
с учителем, принимает
участие в контроле чужой
деятельности,
осуществляет рефлексию

Планирует учебное
сотрудничество со
сверстниками: участвует
в распределении ролей,
составлении плана
деятельности,
обсуждении результатов.
рефлексии
Способен поставить
задачи для
инициативного
сотрудничества при
поиске и сборе
информации
Владеет способами
разрешения конфликта,
может стать
посредником в
разрешении

Активно
взаимодействует со
сверстниками и
взрослыми на основе
общей деятельности

Имеет первоначальные
навыки работы в группе:
совместное обсуждение
правил, распределение
ролей.

Проявляет любопытство
ко всему новому и
необычному

Умеет задавать вопросы,
проявляет не только
любопытство, но и
любознательность

Умеет задавать вопросы,
чем проявляет свою
любознательность, умеет
слушать

Умеет сотрудничать со
сверстниками и
взрослыми в поисках
интересующей
информации

Способен
договариваться,
учитывать интересы
других в игровой
деятельности

Умеет выслушать и
понять точку зрения
другого, отстаивать свою

Частично владеет
навыками преодоления
конфликта

Чувствуя приближения
конфликта способен его
избежать или быстро
нивелировать

Результатом прохождения занятий по данной программе является повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем
школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС второго поколения.
Содержание программы.
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов

1.

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к
предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают
преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной
деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает
использование практических действий.
№

Цель занятия

Содержание

Кол-во

занят

часов

ия
1

Знакомство.

- Вводная беседа.

Пояснение целей и задач

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального

занятий.

напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания.

Установление контакта.

(психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок»,

2

«запрещенное движение», «бывает не бывает»
- Рисование. Графический диктант.
2

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы)

Развитие

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

пространственного

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»)

2

восприятия и

- Графический диктант. Штриховка.

сенсомоторной
координации
Развитие навыков
саморегуляции.
3

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы)

мыслительных операций

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

Развитие аналитических

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Право - лево»)

способностей и

- Графический диктант. Штриховка.

2

способности рассуждать.
4

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций

- Динамическая пауза («Незнайки», «лево - право»)

2

- Графический диктант. Штриховка.
5

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал»)

2

- Графический диктант. Штриховка.
6

Развитие логического

- Психогимнастика.

2

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы)

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

закономерностей

- Динамическая пауза («Лево - право», «Веселый счет»)

Развитие аналитических

- Графический диктант. Штриховка.

способностей и
способности рассуждать
7

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы)

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

образного мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

2

- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.
8

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

2

- Графический диктант. Штриховка.
9

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы)

Развитие

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

пространственного

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

восприятия и

- Графический диктант. Штриховка.

2

сенсомоторной
координации

10

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы)

мыслительных операций

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

Развитие аналитических

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Веселый счет»)

способностей и

- Графический диктант. Штриховка.

2

способности рассуждать.
11

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций

- Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен»)

2

- Графический диктант. Штриховка.

12

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет»)

2

- Графический диктант. Штриховка.
13

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы)

2

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

закономерностей

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»)

Развитие аналитических

- Графический диктант. Штриховка.

способностей и
способности рассуждать
14

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы)

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

образного мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

2

- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.

15

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

2

- Графический диктант. Штриховка.
16

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы)

Развитие

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

пространственного

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»)

восприятия и

- Графический диктант. Штриховка.

2

сенсомоторной
координации

17

18

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Тренировка слуховой

- Разминка (вопросы – ответы)

памяти.

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

Совершенствование

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

мыслительных операций

- Графический диктант. Штриховка.

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»)

2

2

- Графический диктант. Штриховка.
19

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы)

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

закономерностей

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»)

Развитие аналитических

- Графический диктант. Штриховка.

2

способностей и
способности рассуждать
20

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы)

2

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

образного мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)
- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.

21

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

2

- Графический диктант. Штриховка.
22

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы)

Развитие

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

пространственного

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

восприятия и

- Графический диктант. Штриховка.

2

сенсомоторной
координации

23

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы)

мыслительных операций

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

Развитие аналитических

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

способностей и

- Графический диктант. Штриховка.

2

способности рассуждать.
24

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)

2

- Графический диктант. Штриховка.
25

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет»)

2

- Графический диктант. Штриховка.
26

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы)

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

закономерностей

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»)

Развитие аналитических

- Графический диктант. Штриховка.

2

способностей и
способности рассуждать
27

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы)

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

образного мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

2

- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.
28

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

2

- Графический диктант. Штриховка.
29

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы)

Развитие

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

пространственного

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

восприятия и

- Графический диктант. Штриховка.

2

сенсомоторной
координации

30

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы)

мыслительных операций

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

Развитие аналитических

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»)

способностей и

- Графический диктант. Штриховка.

2

способности рассуждать.
31

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

2

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы)

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)
- Графический диктант. Штриховка.

32-33

Подведение итогов.

- Психогимнастика.

Выявление уровня

- Психодиагностика.

развития внимания,

- Подведение итогов, планы на будущее

2

памяти, воображения,
мышления.
Итого:

66

Примечание. Количество занятий в 1-х классах по учебному плану составляет 66ч в связи с дополнительными каникулами.
Тематическое планирование занятий с учащимися 2-х классов
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на
усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также
познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению
причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
№
заняти
я
1

Цель занятия

Содержание

- Вводная беседа.
Обсуждение планов на будущее.
Постановка целей и задач на учебный - Психотехнические игры и упражнения на снятие
психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный
год.
ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение»,

Кол-во
часов
2

2

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных
операций

3

Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных
операций
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций

4

5

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.

6

Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

7

8

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.

«бывает не бывает»
- Рисование.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да – нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал» «Футбол»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый
лишний»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.

2

2

2

2

2

2

2

9

10

11

Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных
операций
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций

12

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.

13

Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

14

15

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.

- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»)

2

2

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что
услышали», «Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Я знаю пять ...», «Муха»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перекличка»)

2

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.

2

2

2

2

16

17

18

19

20

Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

21

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.

22

Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных

23

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справ»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)

2

2

2

2

2

2

2

2

24

операций
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций

25

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.

26

Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

27

28

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций.

29

Развитие концентрации внимания.
Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных
операций

30

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон
сказал…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Футбол», «Да - нет»)

2

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

2

2

2

2

2

2

31

Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных
операций

32

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных
операций.

33

Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать
Подведение итогов.
Выявление уровня развития
внимания, памяти, воображения,
мышления.
Итого:

34

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Футбол», «Что будет, если...»)

2

- Психогимнастика.
- Психодиагностика.
- Подведение итогов, планы на будущее

2

2

2

68

Тематическое планирование занятий с учащимися 3-х классов
В 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна
из таких особенностей — смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления
учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный
вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по
форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема
самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

№
занятия

Цель занятия

1

Обсуждение
планов
на
будущее.
Постановка целей и задач на
учебный год.

- Вводная беседа.
- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального
напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок»,
«запрещенное движение», «Перекличка»)
- Рисование.

2

2

Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен»)

2

2

2

3

Содержание

часов

5

Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово»)

6

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний»)

4

Кол-во

2

2

7

Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

8

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.

9

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций

10

11

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

12

Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

13

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

14

Совершенствование

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь»)

2

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на
букву..»)
- Психогимнастика.

2

2

2

2

2

2

2

воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
15

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.

16

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций
Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

17

18

19

20

21

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Скульптор»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

2

2

2

2

2

2

2

22

23

24

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

25

Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

26

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

27

28

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.

29

Развитие концентрации

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

2

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»)

2

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Разведчики», «Да - нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)
- Психогимнастика.

2

2

2

2

2

2

30

31

внимания.
Развитие пространственного
восприятия и сенсомоторной
координации
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

32

Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

33

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Подведение итогов.
Выявление уровня развития
внимания, памяти,
воображения, мышления.
Итого:

34

- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал»)

2

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет»)

2

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Перечисли предметы », «Хор»)
- Психогимнастика.
- Психодиагностика.
- Подведение итогов, планы на будущее

2

2

2

68

Тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов
Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей
детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым,

частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания,
которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и
запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и
дедуктивньие умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или
будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

№
занятия

Цель занятия

Содержание

Кол-во часов

1
Постановка целей и задач на - Вводная беседа.
учебный год.
- Психотехнические игры и упражнения на снятие
психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный
ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение»,
«Перекличка»)
- Рисование.

2

Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций

2

2

3

Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор»)

-Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа»,
«Смена имен»)

2

4

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)

2

5

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово»)

2

6

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый
лишний»)

2

7

Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать
из…»)
- Решение ребусов.

2

8

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»)

2

9

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение
слов»)

2

10

Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»)

2

11

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что
услышали», «Будь внимателен»)

2

12

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь»)

2

13

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Скульптор», «Перечисли предметы на
букву..»)

2

14

Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Футбол»)
- Решение ребусов.

2

15

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Хор»)

2

16

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа»)

2

Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

2

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Я знаю…»)

2

19

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Море волнуется», «Хор»)

2

20

Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)
- Решение ребусов.

2

21

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

2

17

18

22

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

2

23

Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон
сказал…»)

2

24

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен»)

2

25

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»)

2

26

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

2

нестандартные задачи.

- Динамическая пауза («Разведчики», «Мы собирались в поход»)

27

Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)
- Решение ребусов.

2

28

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

2

29

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

2

30

Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон
сказал…»)

2

31

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен»)

2

32

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Мы собирались в
поход»)

2

33

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Разведчики», «Цепочка слов»)

2

34

Поведение итогов.

Интеллектуальный марафон.

2

Итоги:

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».