Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени 10-го гвардейского УДТК» Приложение № 3 к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, принятой на Педагогическом совете МАОУ «СОШ № 30 имени 10-го гвардейского УДТК» протокол № 01 от 30.08.2023г., утвержденной приказом директора школы от 30.08.2023г. №432/д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) 5-9 классы Дегтярск 2023 Содержание курса на уровне основного общего образования Модуль 1«Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений, соответствующих различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций. Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Модуль 2«Формирование личностного самоопределения» Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные и коммуникативные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Экономическая и правовая компетентность. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств достижения жизненных планов. Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный и социальный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Модуль 3«Развитие коммуникативной деятельности» Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально-эмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе. Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. Организация занятий Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ЗПР. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагогпсихолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося с ЗПР в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности. При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии, тренинговых занятий и деловых игр. Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации осуществляется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе специальных подходов, методов и способов, учитывающих особенности подросткового возраста. При выборе форм и приемов работы необходимо опираться на ведущую деятельность подросткового возраста – общение. В ходе коррекционноразвивающего занятия педагогу-психологу важно учитывать принцип активного включения обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым деятельность, предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения, беседы, диалога. Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков саморегуляции. Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ЗПР. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагогпсихолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося с ЗПР в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности. При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» (психологические занятия) на уровень основного общего образования В результате изучения модуля «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» обучающийся научится и будет (сможет): • планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости; • самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности; • осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности, объективно оценивать собственные достижения; • регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации; • сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора; • владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение; • прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена; • сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих. В результате изучения модуля «Формирование личностного самоопределения» обучающийся научится и будет (сможет): • демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию; • иметь представление о своих личностных особенностях и уметь презентировать себя социально одобряемым способом; • иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения; • иметь представление об ответственном и безответственном, в том числе наказуемом, поведении, уметь принимать на себя посильную ответственность; • оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения; • оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил; • выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи; • ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда; • иметь представления о собственных профессиональных склонностях, способностях и профессиональном потенциале; • знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии; • иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; • иметь представление об экономических реалиях и адекватный уровень материальных притязаний, соотносимый с выбираемой профессией; • с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. В результате изучения модуля «Развитие коммуникативной деятельности» обучающийся научится и будет (сможет): • владеть навыками конструктивного общения; • использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации; • выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса, возраста, социальной роли и особенностей собеседника; • владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях; • конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников коммуникации; • критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; • самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его); • находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно- развивающего курса Диагностическое направление работы предполагает получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях и динамике развития обучающихся с ЗПР, позволяет оценить результаты освоения коррекционноразвивающего курса обучающимися. Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностическихметодик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся, а также моделирования экспериментально-психологических ситуаций. При оценке уровня произвольной регуляции следует обращать внимание на сформированность таких показателей, как: способность к осознанному планированию своей деятельности, выдвижению и удержанию ее целей; способность определять значимые условия для осуществления деятельности; способность к самоконтролю в процессе выполнения задания и при оценке результата; способность адекватно оценивать результат своей деятельности. Также необходимо оценивать степень самостоятельности при выполнении задания, эффективность оказываемой взрослым дозированной помощи. При оценке эмоциональной сферы подростков необходимо учитывать ее общую неустойчивость и высокий уровень ситуативной тревожности, характерный для обучающихся данного возраста. Показателями особенностей развития эмоциональной сферы выступают общее эмоциональное состояние и настроение, склонность к аффективному поведению, стрессоустойчивость, уровень эмпатии, выраженность агрессивности и личностной тревожности. При определении особенностей развития личности подростков следует оценить характерологические особенности и выраженность акцентуаций характера, уровень и структуру самооценки, ценностные ориентации, иерархию потребностей личности, уровень притязаний и уровень субъективного контроля. Для выявления профессионального самоопределения личности необходимо определить общую направленность личности, профессиональные склонности и интересы, мотивы выбора профессии, профессиональный тип личности, а также тип мышления. При оценке особенностей развития коммуникативной сферы важно обращать внимание на уровень общительности, развитие коммуникативных умений, уровень коммуникативных и организаторских способностей, тип поведения в конфликте, а также учитывать явления, характерные для малой группы (социальный статус в группе сверстников, оценочные отношения членов группы, преобладающий тип отношений к окружающим). Место курса в учебном плане В соответствии с учебным планом АООП ООО обучающихся с ОВЗ на изучение курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 3 часа в неделю (102 часов в учебном году). Продолжительность занятий – 30 минут. Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ЗПР и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 5 КЛАСС Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Знакомство со способами ориентировки в задании и способами определения цели. Выполнение анализа образца по заданному плану действий и следование образцу в заданиях на зрительно-моторную координацию. Сличение с образцом, корректировка ошибочных элементов. Отработка навыка следования словесной инструкции. Удержание последовательности действий на основании следования, инструкции. Удержание в умственном плане условий выполнения задания, с сохранением их до конца работы (упражнения на развитие концентрации и переключения внимания: графический диктант с условием). Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач (копирование сложной фигуры). Планирование этапов выполнения задания. Отработка поэлементного выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка правильности выполнения задания на основе сличения с конечным результатом. Представление словесного отчета по результатам выполнения задания. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации. Противоречивые эмоции, анализ внешних проявлений при целостном восприятии контекста социальной ситуации. Понимание и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Базовые навыки релаксации как способ регуляции эмоций. Знакомство с базовыми навыками контроля эмоциональных состояний, со способами управления проявлением негативных эмоций при неудаче в учебной ситуации. Способность прилагать волевое усилие при выполнении заданий. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, простые способы регуляции своего поведения. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Знакомство с базовыми навыками самопрезентации. Основные социальные роли, их разнообразие в жизни человека. Личная ответственность и обязанности по отношению к семье и обществу. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные ситуации), выделение сильных сторон и положительных качеств личности. Знакомство с навыками критичного оценивания результатов своей деятельности. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Значение профессиональной деятельности в жизни человека. Первичные представления о мире профессий. Определение и словесное обозначение собственных желаний и возможностей в сфере профессий. Соотнесение своих желаний и возможностей с направлениями профессиональной деятельности. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Знакомство с базовыми средствами вербального и невербального общения. Отработка использования позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Отработка навыков установления и поддержания продуктивного коммуникативного контакта в моделируемых ситуациях. Способы передачи информации между собеседниками. Знакомство с навыками активного слушания. Отработка приемов поддержания беседы. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Отработка навыков поддержания учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками с помощью взрослого. Знакомство с правилами совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. 6 КЛАСС Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Отработка способов ориентировки в задании. Оценка условий, необходимых для выполнения задания, с помощью взрослого. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач (с использованием цифробуквенного материала). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном со стимулирующей помощью взрослого. Выполнение заданий по готовой инструкции при индивидуальной и групповой работе. Отработка навыков пошагового и итогового контроля при выполнении задания. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Понимание и словесное обозначение своих эмоций в прошлом, настоящем и будущем. Определение физических проявлений различных эмоциональных состояний: телесные ощущения, мышечное напряжение, мимические и пантомимические движения. Соотнесение физических проявлений с конкретными эмоциями в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Позитивные и негативные эмоции, их влияние на эффективность общения и продуктивность деятельности. Отработка различных приемов релаксации. Знакомство с основными техниками и приемами регуляции эмоций. Способность совершать элементарное волевое усилие при трудностях в учебной работе. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы). Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Различение положительных и отрицательных качеств и черт характера на примере вымышленных и реальных персонажей. Отработка навыков оценивания собственных качеств и черт характера. Общая характеристика задатков и склонностей человека. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Разнообразие профессий в современном мире, основные направления профессиональной деятельности. Первичное представление о понятии «карьера». Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Определение и первичный анализ своих склонностей и познавательных способностей. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Отработка навыков общения в различных моделируемых социальных ситуациях. Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально- эмоциональным контекстом ситуации. Отработка навыков ведения диалога, поддержания беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками с помощью взрослого. Отработка навыков поддержания совместной работы и конструктивного взаимодействия. Уточнение недостающей информации в процессе совместной деятельности с помощью вопросов в моделируемых ситуациях. Принятие различных точек зрения в ходе совместной работы в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Знакомство со способами конструктивного отстаивания своих интересов в ходе совместной деятельности. 7 КЛАСС Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Самостоятельная оценка условий, необходимых для выполнения задачи. Определение последовательности действий для достижения совокупности поставленных задач (параллельные ряды). Самостоятельное планирование своих действий при выполнении задания с учетом заданного правила. Соотнесение своих результатов с заданным планом выполнения заданий. Самостоятельная корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе. Отработка приемов, помогающих сохранить концентрацию при выполнении задания. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Отработка навыков соотнесения телесных ощущений и эмоций. Знакомство с приемами снятия психоэмоционального напряжения посредством работы с телесными ощущениями. Отработка различных техники приемов регуляции эмоций. Использование приемов релаксации в разных моделируемых жизненных ситуациях. Признаки состояний утомления и пресыщения. Способность совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы. Отработка умения сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при возникновении помех в деятельности в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Отработка способов снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы), выделение наиболее предпочтительных и эффективных. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Определение и вербальная характеристика своих личностных особенностей. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний с и реальными возможностями. Определение своего уровня притязаний и соотнесение его с собственными способностями и возможностями. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Социальные роли в современном обществе, различные модели поведения в соответствии с этими ролями, правила и нормы поведения. Знакомство с понятием жизненного плана и его временной перспективы. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Краткая характеристика основных направлений профессиональной деятельности, определение соответствующих им профессий. Профессиональная направленность личности, определение собственной профессиональной направленности. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности. Соотнесение своих способностей и возможностей с профессиональной пригодностью в основных направлениях профессиональной деятельности, построение плана саморазвития на этой основе. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Отработка навыков активного слушания, полного и точного словесного представления своих мыслей с учетом задач и условий коммуникации. Определение коммуникативного намерения (своего и партнера), оценивание его реализации в общении. Условия, способствующие реализации коммуникативных намерений собеседников в ходе общения. Отработка навыков ведения дискуссии, использования различных речевых клише. Использование различных речевых средств для аргументации своей позиции. Определение и словесное обозначение позиции собеседника в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Анализ точки зрения собеседника, выделение аргументов в пользу его позиции. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Отработка навыков выстраивания продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Организация совместного действия по собственной инициативе в моделируемых ситуациях. 8 КЛАСС Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Самостоятельное определение цели и задачи деятельности, последовательность действий в краткосрочной перспективе при выполнении познавательных задач. Организация своей деятельности при индивидуальной и групповой работе с учетом условий, необходимых для выполнения задания (проектные задачи). Самостоятельное планирование этапов своей деятельности. Отработка навыков самостоятельного контроля всех этапов своей деятельности при выполнении задания в рамках индивидуальной и групповой работы. Отработка навыков оценки результатов своей деятельности, результатов работы группы, результативности своего участия в групповой работе. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Отработка специальных приемов регуляции своего эмоционального состояния в различных моделируемых жизненных ситуациях. Отработка приемов релаксации в разных жизненных ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний. Регуляция проявлений собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации. Знакомство с навыками регуляции негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, конфликта. Способность сохранения ровного эмоционального фона при отстаивании своего мнения в ситуации учебного сотрудничества. Ориентация на мнение значимых взрослых при регуляции своего поведения. Отработка умения прикладывать волевые усилия для сконцентрированной кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Соотнесение уровня притязаний со своими возможностями, способностями, индивидуальными особенностями. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Отработка способов поведения в провокационных ситуациях под контролем взрослого. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Временная перспектива жизни, выстраивание событий прошлого, настоящего и будущего в единую линию с учетом связей, последствий и перспектив. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Профессии, актуальные для современного рынка труда. Первичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Профессиональная направленности личности и ее структура. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Профессиональная пригодность, ограничения при выборе профессии. Моделирование образа желаемого профессионального будущего, пути и средства его достижения. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Отработка навыков ведения конструктивного диалога. Отработка навыков ведения групповой дискуссии, способности выделять общую точку зрения в дискуссии, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно). Позиции восприятия и осмысление коммуникативной ситуации. Отработка умения договариваться с партнерами по общению, имеющими иную точку зрения. Уважительное отношение к партнерам по общению, внимание к личности другого в процессе общения. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Компромисс как решение конфликтных ситуаций. Отработка навыков поведения в моделируемых конфликтных ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков самоконтроля эмоциональных проявлений для поддержания конструктивного общения в группе. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. 9 КЛАСС Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Самостоятельное определение цели и задачи деятельности в среднесрочной перспективе при выполнении познавательных задач. Самостоятельное планирование своих действий при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач. Оценка альтернативных ресурсов для выполнения поставленной задачи. Отработка навыков самостоятельного контроля и корректировки своих действий при совместной групповой работе (как в процессе ее реализации, так и после завершения). Объективная оценка результатов своей работы с учетом экспертного мнения взрослого. Отработка навыков оценки результатов работы группы, результативности участия в групповой работе (своего и других участников группы). Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Закрепление навыков регуляции проявлений своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора. Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Отработка техник контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, способствующих минимизации волнения и тревоги. Отработка умения прилагать волевые усилия при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Индивидуальные возможности, склонности, интересы и увлечения, их оценка. Выстраивание с помощью взрослого жизненной перспективы, жизненных планов. Планирование путей и средств достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей. Соотнесение своих поступков с общепринятыми нравственными ценностями, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах, финансовом мошенничестве, махинациях. Отработка навыков противостояния вовлечению в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Перспективы профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, их конкретность и реалистичность по отношению к собственной жизненной перспективе. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Выбор и выстраивание с помощью взрослого дальнейшей индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Закрепление навыков конструктивного общения. Отработка умения выдвигать контраргументы в дискуссии, перефразировать свою мысль. Понимание системы взглядов и интересов другого. Отработка умения при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и корректировать его. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Закрепление навыков эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях. Отработка умения договариваться в процессе сотрудничества, в т. ч. в конфликтных ситуациях. Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Закрепление навыков организации совместной деятельности в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 5 КЛАСС Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Обучающийся научится и будет (сможет): • с помощью взрослого планировать пути достижения цели, выбирать наиболее оптимальные способы решения познавательных задач; • контролировать время выполнения учебной работы ориентируясь на определенные таймером временные рамки; • ориентироваться в задании и условиях, необходимых для его выполнения с помощью взрослого; • определять последовательность действий в краткосрочном периоде для достижения поставленной задачи с помощью взрослого; • соотносить свои действия с планом, корректировать свои действия на основании расхождений результата с эталоном с развернутой помощью взрослого; • оценивать правильность выполнения задания на основе сличения с конечным результатом; • уметь давать словесный отчет о выполнении задания; • уметь действовать индивидуально и в группе по заданному взрослым алгоритму. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Обучающийся научится и будет (сможет): • выделять различные эмоциональные состояния и соотносить их с соответствующими внешними проявлениями (мимика, жесты, пантомимика, поза, интонация); • определять широкий спектр эмоциональных состояний по внешним проявлениям (включая противоречивые эмоции); • обращать внимание на свое эмоциональное состояние и уметь идентифицировать его и обозначать вербально; • владеть базовыми навыками релаксации, как способом регуляции эмоций; • сдерживать непосредственные (негативные) эмоциональные реакции в процессе деятельности и при оценке достигнутого результата; • управлять проявлением негативных эмоций при неудаче в учебной ситуации; • регулировать свое поведение в эмоционально напряженной коммуникативной ситуации; • соблюдать нормы и правила общественного поведения; • осознавать необходимость прилагать усилия для полноценного выполнения заданий. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Обучающийся научится и будет (сможет): • демонстрировать интерес к самопознанию; • владеть навыками самопрезентации (рассказывать о своих интересах, увлечениях, личностных качествах); • иметь представление об основных социальных ролях, их разнообразии в жизни человека, осознавать собственные социальные роли; • иметь представления о своих обязанностях перед семьей, обществом; • владеть навыками самооценивания, выделять свои положительные качества; • владеть навыками учебного самооценивания, критично оценивать результат деятельности, осознавать, что удалось выполнить, что нет. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Обучающийся научится и будет (сможет): • понимать значение профессиональной деятельности в жизни человека; • иметь первичные представления о мире профессий; • соотносить собственные желания и возможности с различными направлениями профессиональной деятельности. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Обучающийся научится и будет (сможет): • владеть базовыми средствами вербального и невербального общения; • использовать в коммуникации со сверстниками позитивную лексику, комплименты, правила этики общения; • определять качества личности и способы поведения, которые способствуют или препятствуют продуктивной коммуникации; • слушать и слышать информацию, передаваемую собеседником, уточнять ее с помощью вопросов, поддерживать тему разговора. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Обучающийся научится и будет (сможет): • поддерживать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками с помощью взрослого; • договариваться о правилах совместной работы; • уметь работать в группе над выполнением задания; • участвовать в коллективном обсуждении работы. 6 КЛАСС Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Обучающийся научится и будет (сможет): • ориентироваться в задании и оценивать необходимые для его выполнения условия (временные, пространственные, функциональные и т. д.) с помощью взрослого; • распределять время и силы при выполнении нескольких заданий, уметь определять состояние снижения работоспособности и сообщать об этом взрослому; • определять последовательность действий для достижения поставленной задачи; • соотносить свои действия с планом, корректировать свои действия на основании расхождений результата с эталоном со стимулирующей помощью взрослого; • уметь действовать по готовой инструкции при индивидуальной и групповой работе; • оценивать правильность выполнения задания в соответствии с образцом, приведенным в инструкции; • осуществлять пошаговый и итоговый контроль при выполнении задания; • проявлять интерес к мнению окружающих по поводу оценочных суждений результата своей деятельности, в случае ошибки корректировать результат с помощью взрослого. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Обучающийся научится и будет (сможет): • осознавать переживаемые эмоции в прошлом, настоящем и будущем, уметь называть их; • уметь сосредотачиваться на телесных ощущениях, мышечных напряжениях, выражении лица при переживании той или иной эмоции, называть их в моделируемых ситуациях под контролем взрослого; • выделять позитивные и негативные эмоции, иметь представление об их влиянии на эффективность общения и продуктивность деятельности; • владеть разными приемами релаксации; • иметь представление об основных техниках и приемах регуляции эмоций; • совершать элементарное волевое усилие при трудностях в учебной работе; • уметь минимизировать волнение в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы). Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Обучающийся научится и будет (сможет): • демонстрировать интерес к самопознанию и саморазвитию; • иметь представление о своих индивидуальных особенностях, качествах, чертах характера; • различать положительные и отрицательные качества, черты характера; • оценивать свои качества, черты характера; • иметь представление о своих задатках и склонностях; • демонстрировать позитивное самоотношение. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Обучающийся научится и будет (сможет): • проявлять интерес к миру профессий и приобретению профессии; • иметь представление о разнообразии профессий в современном мире, основных направлениях профессиональной деятельности; • иметь первичное представление о понятии карьера; • оценивать собственные склонности и познавательные способности, понимать их значение при определении направления профессиональной деятельности. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Обучающийся научится и будет (сможет): • выстраивать коммуникацию в различных социальных ситуациях; • использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социальноэмоциональному контексту ситуации; • уметь вести диалог, поддерживать беседу на заданную тему; • понимать наличие другой, альтернативной точки зрения в процессе общения со сверстниками; • конструктивно доносить свою позицию до других участников коммуникации. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Обучающийся научится и будет (сможет): • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками с помощью взрослого; • определять цели и функции участников совместной деятельности, способывзаимодействия; • поддерживать совместную работу, конструктивно взаимодействовать; • с помощью вопросов уточнять недостающую информацию в процессе совместной деятельности; • принимать точки зрения, отличные от собственной, конструктивно отстаивать свои интересы. 7 КЛАСС Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Обучающийся научится и будет (сможет): • самостоятельно оценивать необходимые для выполнения поставленной задачи условия (временные, пространственные, функциональные и т. д.); • определять последовательность действий для достижения совокупности поставленных задач; • самостоятельно планировать последовательность своих действий в соответствии с поставленной задачей; • соотносить свои действия с планом, корректировать самостоятельно свои действия на основании плана, проводить проверку по результату; • оценивать правильность выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе; • сдерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Обучающийся научится и будет (сможет): • осознавать телесные ощущения, соотносить их с эмоциями и использовать их для снятия психоэмоционального напряжения; • иметь представление о различных техниках и приемах регуляции эмоций; • использовать при необходимости приемы релаксации в разных жизненных ситуациях; • совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы; • сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при возникновении помех в деятельности; • уметь справляться с волнением в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы). Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Обучающийся научится и будет (сможет): • демонстрировать интерес и готовность к самопознанию и саморазвитию; • демонстрировать адекватно позитивное самоотношение; • иметь представление о своих личностных особенностях; • иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям; • иметь представление об ответственном поведении; • самостоятельно оценивать последствия своих действий, выбирать как поступить (в том числе в неоднозначных ситуациях) и отвечать за свой выбор; • иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения; • строить жизненные планы во временной перспективе. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Обучающийся научится и будет (сможет): • демонстрировать мотивацию к приобретению профессии в определенной области трудовой деятельности; • ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику основным направлениям профессиональной деятельности; • иметь первичное представление о понятии профессиональной направленности личности; • иметь представление о карьере как о профессиональном пути в жизни человека; • выделять собственные интересы и склонности, соотносить их с будущей профессиональной деятельностью; • иметь первичное представление о понятии профессиональной пригодности в основных направлениях профессиональной деятельности; • соотносить собственные способности с профессиональной пригодностью в основных направлениях профессиональной деятельности. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» научится и будет (сможет): • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • владеть приемами активного слушания; • уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение свое и партнера, оценивать степень его реализации в общении; • уметь спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; • принимать позицию собеседника, выделяя его точку зрения и аргументы в пользу его позиции; • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Обучающийся научится и будет (сможет): • уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • планировать совместные действия для достижения общей цели; • планировать и реализовывать общие способы работы с партнерами по совместной деятельности; • прогнозировать результат коллективной работы; • уметь согласовывать свои действия с действиями партнера для достижения общего результата; • брать на себя инициативу в организации совместного действия. 8 КЛАСС Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Обучающийся научится и будет (сможет): • осознавать цель и самостоятельно определять задачи в соответствии с ней, последовательность действий в краткосрочной перспективе; • организовывать свою деятельность при индивидуальной и групповой работе с учетом условий, необходимых для выполнения поставленных задач; • самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности; • проводить оценку результата своей деятельности; • оценивать работу группы сверстников и свой вклад в ее работу. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Обучающийся научится и будет (сможет): • иметь представление о возможности сознательно влиять на свое эмоциональное состояние с помощью специальных приемов при необходимости в различных жизненных ситуациях; • использовать приемы релаксации в разных жизненных ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний; • уметь направить усилия для сконцентрированной кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат; • регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации; • сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, конфликта; • сохранять ровный эмоциональный фон при отстаивании своего мнения в ситуации учебного сотрудничества; • принимать замечания от значимых взрослых по поводу своих действий и поступков, учитывать их при изменении своего поведения, прогнозировать последствия своего поведения. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Обучающийся научится и будет (сможет): • демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию; • иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям, способностям, индивидуальным особенностям; • проявлять ответственность, относительную независимость и устойчивость в отношении негативных воздействий среды, окружающих людей на собственное поведение; • оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил; • представлять временную перспективу жизни, где события прошлого, настоящего и будущего занимают соответствующее место и наделяются соответствующим статусом. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Обучающийся научится и будет (сможет): • ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда; • иметь представление о понятии профессиональной направленности личности и ее структуре; • иметь первичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; • иметь представления о собственных профессиональных склонностях и профессиональном потенциале; • знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии; • моделировать образ желаемого профессионального будущего, пути и средства его достижения. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Обучающийся научится и будет (сможет): • уметь вести конструктивный диалог; • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; • выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно таково); • выделять общую точку зрения в дискуссии; • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с партнерами пообщению, имеющими иную точку зрения; • демонстрировать уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого в процессе общения. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Обучающийся научится и будет (сможет): • иметь представление о понятии «конфликт» в ситуации сотрудничества; • иметь представление о различных стратегиях и правилах поведения в конфликтной ситуации; • уметь выбрать адекватную стратегию поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества; • поддерживать конструктивное общение в группе, контролируя собственные эмоциональные проявления; • иметь представление о компромиссном решении конфликтных ситуаций; • уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. 9 КЛАСС Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Обучающийся научится и будет (сможет): • самостоятельно определить цели и задачи своих действий в среднесрочной перспективе; • планировать действия при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач, в том числе с точки зрения альтернативы; • контролировать и корректировать выполнение своих действий в ходе совместной групповой работы как по завершению, так и по ходу ее реализации; • объективно оценивать результат своей работы; • оценивать работу группы сверстников и индивидуальный вклад в ее работу каждого участника. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Обучающийся научится и будет (сможет): • регулировать проявления своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора; • вести себя в соответствии с общим эмоциональным фоном коммуникативной ситуации; • иметь представление о состоянии стресса, его проявлениях и влиянии на продуктивность общения и деятельности; • иметь представление о стратегиях поведения в стрессовых ситуациях; • иметь представление о возможностях профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации; • владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение; • уметь прилагать волевые усилия при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена; • сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Обучающийся научится и будет (сможет): • оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения; • выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи; • планировать пути и средства достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей; • соизмерять свои поступки с общепринятыми нравственными ценностями, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам; • иметь начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах, финансовом мошенничестве, махинациях; • уметь противостоять вовлечению в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Обучающийся научится и будет (сможет): • иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; • иметь реалистичные представления о социальных и финансовых составляющих различных профессий; • с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; • владеть способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью; • иметь представление об индивидуальной стратегии выбора профессии. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Обучающийся научится и будет (сможет): • владеть навыками конструктивного общения; • уметь в дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; • критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; • уметь при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции; • понимать систему взглядов и интересов другого. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Обучающийся научится и будет (сможет): • владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях; • уметь договариваться в процессе сотрудничества, включая конфликтные ситуации; • оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его); • находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы. Организация занятий Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ЗПР. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагог- психолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося с ЗПР в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности. При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий. Тематическое планирование коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) 5-9 классы 1 Диагностический этап (стартовая диагностика) 8 часов 1. Диагностика познавательных и личностных особенностей (Тест «Личностный опросник Кеттелла») 2. Диагностика самооценки 3. Тест межличностных отношений 4. Диагностика личностных качеств обучающегося 5. Тест «Ценностные ориентации» 6. Диагностика профессиональных способностей и склонностей обучающихся (Анкета «Ориентация») 2 этап – основной (коррекционная работа) Модуль Раздел модуля Направление Содержание 1 модуль «Развитие Формирование -Определение последовательности действий для «Развитие регуляции произвольной достижения поставленных задач. саморегуляции познавательных регуляции поведения, -Самостоятельное планирование своих действий познавательной процессов» учебной деятельности при выполнении задания с учетом заданного деятельности и и собственных правила. поведения» эмоциональных -Соотнесение своих результатов с заданным состояний у планом выполнения заданий. обучающихся. -Отработка навыков выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе. - Отработка приемов, помогающих сохранить концентрацию при выполнении задания. «Развитие -Знакомство с приемами снятия саморегуляции психоэмоционального напряжения. эмоциональных и - Отработка различных техник и приемов функциональных регуляции эмоций. состояний» - Признаки состояний утомления и пресыщения. -Использование приемов релаксации в разных моделируемых жизненных ситуациях. 2 модуль «Развитие Осознание и принятие -Определение своих личностных особенностей. «Формирование личностного своих индивидуальных -Знакомство с понятием «уровень притязаний», самоопределения» личностных личностного связь уровня притязаний с и реальными самоопределения» особенностей, возможностями. позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения. «Развитие профессионального -Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. -Прогнозирование возможных последствий поведения в ситуациях, оценка различных вариантов поведения. - Социальные роли в современном обществе, различные модели поведения в соответствии с этими ролями, правила и нормы поведения. -Знакомство с понятием жизненного плана и его временной перспективы. -Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей самоопределения» профессиональной деятельностью. -Определение собственной профессиональной направленности. -Карьера как профессиональный путь в жизни человека. -Построение плана саморазвития на этой 3 модуль «Развитие «Развитие коммуникативных Развитие навыков личностного общения основе. -Отработка навыков активного слушания. -Отработка навыков ведения дискуссии, коммуникативной навыков» со использования различных речевых клише. «Развитие навыков сотрудничества» навыков продуктивной -Использование различных речевых средств. -Отработка навыков выстраивания продуктивного коммуникации взаимодействия со сверстниками и взрослыми. - Планирование и реализация общих способов работы с всоциальном партнерами посовместной окружении. деятельности для достижения общей цели. деятельности» сверстниками и ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс Раздел Тема Количество часов Диагностика 1 модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности иповедения» Развитие регуляции познавательных процессов Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний Умение действовать по инструкции Способы ориентировки в задании Удержание в умственном плане условий выполнения задания Выполнение анализа образца по заданному плану действий Эмоции и эмоциональные состояния Различение мимики, жестов, позы, интонации Противоречивые эмоции 8 6 5 6 5 5 5 5 4 Понимание и словесное обозначение своего эмоционального состояния 2 модуль «Формирование личностного самоопределения» Жизненные ценности 6 Развитие Навыки самопрезентации 5 дичностного Самовыражение человека 6 самоопределения Социальные роли 6 3 модуль «Развитие коммуникативной деятельности» 6 с базовыми средствами вербального Развитие Знакомство и невербального общения коммуникативных 5 Отработка использования позитивной лексики, навыков комплиментов, правил этики общения 7 Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения Диагностика 12 итого 102 6 класс Количество Раздел Тема часов Диагностика 8 1 модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Способы ориентировки в задании Развитие Удержание в умственном плане условий выполнения регуляции задания познавательных Выполнение анализа образца по заданному плану действий процессов Противоречивые эмоции Развитие Понимание и словесное обозначение своего саморегуляции эмоционального состояния поведения, Способы регуляции своего поведения эмоциональных и Контроль эмоциональных состояний функциональных состояний 2 модуль «Формирование личностного самоопределения» Самовыражение человека Развитие Социальные роли личностного Личная ответственность и обязанности по отношению к самоопределения семье и обществу Характер Сильные стороны и положительные качества личности 5 5 5 6 6 6 6 6 6 6 5 6 3 модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Отработка использования позитивной лексики, Развитие комплиментов, правил этики общения коммуникативных Психологические помехи в общении: психологические навыков качества личности, особенности поведения Способы передачи информации между собеседниками Диагностика итого 7 класс Раздел Тема 6 6 6 8 102 Количество часов Диагностика 1 модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Выполнение анализа образца по заданному плану Развитие регуляци действий ипознавательных Сличение с образцом, корректировка ошибочных процессов элементов Способы регуляции своего поведения Развитие саморегуляци Контроль эмоциональных состояний иповедения, Базовые навыки релаксации эмоциональных и функциональных состояний Развитие коммуникативных навыков Ощущение Зеркало» «Карлсон сказал» «Литературный пересказ» «Взаимодействие» «Комплимент» «Зеркальная стена» «Зеркало и обезьяна» Восприятие времени и пространства, развитие глазомера. «Определи отрезок», «Сколько жидкости поместится» ивосприятие Тренировка внимания «Графический диктант» «Корректурная проба» «Что изменилось» Развитие памяти «Заполни квадрат» «Магнитофон» «Продолжи ряд» Развитие мышления «Продолжи слово» «Кто больше» «Придумай продолжение» «Что перепутали» Развитие речи Составление рассказов, работа с запутанными предложениями и др. Воля «Найди отпечатки» «Мозаика» «Перепутанные линии» 2 модуль «Формирование личностного самоопределения» Характер Развитие личностного Сильные стороны и положительные качества личности самоопределения Навыки самооценивания Оценивание результатов своей деятельности 3 модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Способы передачи информации между собеседниками Развитие Особенности личности и модели поведения, коммуникативны способствующие продуктивного коммуникативного хнавыков контакта в моделируемых ситуациях Диагностика итого Раздел Тема 8 класс 8 6 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 4 102 Количество часов Диагностика 1 модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности иповедения» 8 Сличение с образцом, корректировка ошибочных элементов 6 Развитие Копирование образца 6 регуляции Выполнение анализа образца по заданному плану действий 6 познавательных процессов 6 Способы регуляции своего поведения Развитие Контроль эмоциональных состояний 6 саморегуляции Базовые навыки релаксации 6 поведения, 6 Способы управления эмоциями при неудаче в эмоциональных учебной ситуации и функциональных состояний 2 модуль «Формирование личностного самоопределения» 6 Сильные стороны и положительные качества личности Развитие Навыки самооценивания 6 личностного Оценивание результатов своей деятельности 6 самоопределения Положительное отношение к себе 6 3 модуль «Развитие коммуникативной деятельности» 6 Развитие Особенности личности и модели поведения, коммуникативных способствующие продуктивного коммуникативного навыков контакта в моделируемых ситуациях 6 Знакомство с навыками активного слушания. Отработка приемов поддержания беседы 6 Отработка использования позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения Диагностика 10 итого 102 9 класс Количество Раздел Тема часов Диагностика 1 модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Выполнение анализа образца по заданному плану действий Развитие Сличение с образцом, корректировка ошибочных элементов регуляции познавательных Копирование образца процессов Способы управления эмоциями при неудаче в Развитие учебной ситуации саморегуляции поведения, Волевое усилие при выполнении заданий эмоциональных и функциональных состояний Способы управления эмоциями при неудаче в учебной ситуации 2 модуль «Формирование личностного самоопределения» Оценивание результатов своей деятельности Положительное отношение к себе Уверенность в себе Развитие Толерантность личностного Навыки самопрезентации самоопределения 3 модуль «Развитие коммуникативной деятельности» 8 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 Отработка использования позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения Знакомство с навыками активного слушания. Отработка приемов поддержания беседы Знакомство с базовыми средствами вербального и невербального общения Диагностика итого Развитие коммуникатив ныхнавыков 6 6 6 10 102 Оценка эффективности коррекционной программы Основным объектом оценки эффективности коррекционной программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений, расширение сферы жизненной компетенции и преодоления/ослабления нарушений развития. Показатели результативности коррекционной работы: 1. Организация системы комплексной помощи, способствующей успешному освоению обучающимися адаптированной основной образовательной программы основного общего образования. 2. Соответствие требованиям к созданию в образовательной организации условий, способствующих обеспечению доступности и получению качественного основного общего образования обучающимся с ЗПР. 3. Обеспеченность направлений коррекционно-педагогической работы программами коррекционных курсов и дополнительных коррекционно- развивающих занятий, способствующих достижению обучающимися с ЗПР предметных, метапредметных и личностных результатов. 4. Сформированность у обучающихся с ЗПР навыков жизненной компетенции. 5. Стойкая положительная динамика в развитии познавательной, речевой, эмоционально- личностной, регуляторной и коммуникативной сфер. 6. Преодоление и/или ослабление нарушений в развитии, препятствующих в освоении АООП ООО. Целью итоговой диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на уровне основного общего образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и итоговой диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, в том числе расширения сферы жизненной компетенции, используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) и родителей обучающегося. Данная процедура осуществляется на заседаниях психолого- педагогического консилиума и объединяет всех участников образовательного процесса, сопровождающих обучающегося с ЗПР. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. В случаях отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы, трудностях освоения АООП ООО и с согласия родителей (законных представителей) необходимо направить обучающегося на расширенное психолого-медикопедагогическое обследование с целью уточнения или изменения образовательного маршрута. Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии преимущественно в совместной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению. В процессе обучения детей с задержкой психического развития целесообразно использовать следующие методы и приёмы: действия детей по образцу; использование приемов творческой деятельности. Психолого-педагогические условия. Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с педагогами (консультации педагогов по вопросам организации учебного процесса), родителями (консультации родителей, рекомендации). Материально-техническое обеспечение программы. Для проведения групповых психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за столами, и в движении: индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.); демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.; аудиоаппаратура и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими); значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности. Организация процесса обучения обучающихся с ЗПР предусматривает применение здоровьесберегающих технологий. Для обучающихся с ЗПР необходимы: − рациональная смена видов деятельности на уроке с целью предупреждения быстрой утомляемости обучающихся; организация подвижных видов деятельности, динамических пауз; − использование коммуникативных игр для решения учебных задач и формирования положительного отношения к учебным предметам; − формирование культуры здорового образа жизни при изучении предметов и коррекционных курсов; − формирование комфортной психологической атмосферы в процессе общения со сверстниками и преподавателями на занятиях по учебным предметам, коррекционным курсам и во внеурочное время.