РП_ВУД_ «Разговоры о важном»_5-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30
имени 10-го гвардейского УДТК»

Приложение №2 к ООП ООО

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для обучающихся 5–9-х классов

Дегтярск 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
•
•

•
•
•
•
•
•

•

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
Методических рекомендаций «Разговоры о важном» 2023 года,
разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на
2024/25 учебный год, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования»;
основной образовательной программы ООО МАОУ «СОШ №30 имени 10-го
гвардейского УДТК», утвержденной приказом от 30.08.2024 № 430/д и 431/д.

Цель курса: развитие у обучающихся ценностного отношения к Родине, природе,
человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Задачи курса:
1. Формировать:
российскую гражданскую идентичность обучающихся;
интерес к познанию;
осознанное отношение к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
• мотивацию к участию в социально-значимой деятельности;
• готовность к личностному самоопределению.
•
•
•

1. Развивать:
•
•

общекультурную компетентность школьников;
умение принимать осознанные решения и делать выбор.

1. Способствовать:
•
•

осознанию обучающимися своего места в обществе;
самопознанию обучающихся, познанию своих мотивов,
склонностей;

устремлений,

•

выстраиванию обучающимися
нравственных и правовых норм.

собственного

поведения

с

позиции

Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ «СОШ №30 имени 10-го
гвардейского УДТК»: учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х классов;
рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
Форма проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и/или беседа
с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций ФОП
ООО. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
•
•

В основе определения содержания и тематики внеурочных занятий лежат два
принципа:
1. Соответствие датам календаря.
2. Значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в
календаре в текущем году.

Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа
ежегодно: государственные и профессиональные праздники, даты
исторических событий. Например, «День народного единства», «День
защитника Отечества», «День учителя», «День российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.
Например, «Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского».

В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с
текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К
примеру: «Что значит быть взрослым?», «Твой вклад в общее дело» и др.
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы школы, поэтому
тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей:
становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Поэтому в
планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются
нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.

Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три
структурные части сценария:
•
•
•

первая часть – мотивационная,
вторая часть – основная,
третья часть – заключительная.

Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия. Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение
разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой

(обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество). В заключительной
части подводятся итоги занятия.

Содержание курса внеурочной деятельности
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир,
направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и
наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и независимая Россия.
Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент
будущего. Знания – это возможность найти своё место в обществе и быть полезным
людям и стране. Россия – страна возможностей, где каждый может реализовать свои
способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее
мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство
неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции – быть источником достоверной информации о
России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать
фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для
пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной
сферы стратегически важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях
очень перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности
нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению
всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей
треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила
в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами,
информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и
востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая
привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения.
В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает
влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти –

основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в
мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с
духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека.
Финансовая самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого гражданина
страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему важна
крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о
предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные
традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой,
историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид
путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью
знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной
источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые дела
граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств
и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо, образ
«Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери:
примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации. Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем
страны. Защита материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления
волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя –
человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к

героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность,
стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов
от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От инициативы
людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению
(позитивные примеры). Участие молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года.
Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём
люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника.
Информационные источники формируют общественное мнение. Профессиональная
этика журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей
многих профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой
информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В.
Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для
творчества и самореализации. Перспективы получения высшего образования. Как
сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран
БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику,
обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия
успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение
российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от структуры
хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Цифровая экономика – это 20 деятельность, в основе которой
лежит работа с цифровыми технологиями. Какое значение имеет использование
цифровой экономики для развития страны? Механизмы цифровой экономики.
Технологическое предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость
технологического предпринимательства для будущего страны и её технологического
суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный
интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими
знаниями и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.

Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации,
проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня
рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина:
смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития
страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база
России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли.
Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с
проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица,
мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины
ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и
здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о
собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека.
Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и
традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это
уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и
народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения
до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия –
страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей,
художников, признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение
своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю,
способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот
честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и
культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в
космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического
пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых
материалов и создании новых технологий.

Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиковиспытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков.
Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет
ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач
– не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и
человеческого сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность
поколений и профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества.
Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления.
Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего:
что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата,
память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память
о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу
историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят
друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива.
Участие в общественном движении детей и молодежи, знакомство с различными
проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны.

Планируемые
результаты
освоения
курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной

совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту
и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
• выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно,
систематизировать информацию.
•
•

В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
•
•
•
•

•
•

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость

•

•

•

•
•

применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговые штурмы»и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.

В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
•
•
•

•
•

•
•
•

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ
выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.

Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности.
Русский язык:
совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности;
• формирование
умений речевого взаимодействия: создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных
•

•
•
•
•
•
•

впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной
литературы;
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации;
овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым);
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею.

Литература:
•

•

•

•

•

понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её
роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности
заложенных в них художественных смыслов;
овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя
подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы
по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;
развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с
позицией
автора
и
мнениями
участников
дискуссии,
давать
аргументированную оценку прочитанному.

Иностранный язык:
•

развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и
традициях народов России и других стран

Информатика:
освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических
средств информационно-коммуникационных технологий;
• развитие умения соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной
этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети
Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
•

История:

•

•
•

•

•

•

формирование умений соотносить события истории разных стран и народов с
историческими периодами, событиями региональной и мировой истории,
события истории родного края и истории России, определять современников
исторических событий, явлений, процессов;
развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях,
процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их
участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и
знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
развитие умений выявлять существенные черты и характерные признаки
исторических событий, явлений, процессов, устанавливать причинноследственные, пространственные, временны́е связи исторических событий,
явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с
важнейшими событиями XX – начала XXI вв.;
формирование умения определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов
России

Обществознание:
освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как
базового социального института, о характерных чертах общества, о
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и
политической сферах жизни общества, об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, правовом
статусе
гражданина
Российской
Федерации
(в
том
числе
несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об
основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
• развитие умения характеризовать традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины);
• формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в
различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных
•

•

•

•

•

•

объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их
элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и
природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства, связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве;
развитие умения использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности;
развитие умений с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам
социальной действительности;
развивать
умения
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную информацию,
соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
развитие умений оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности;
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
осознание ценности культуры и традиций народов России.

География:
освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании
качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в
решении современных практических задач своего населённого пункта,
Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития;
• формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными
природными, социальными и экономическими явлениями и процессами,
реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;
• развитие умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития.
•

Тематическое планирование
Тематическое планирование рассчитано на 36 часов в год в 5–9-х классах в
соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» на 2024/25 учебный год, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования». При этом данное тематическое планирование будет
скорректировано в ходе учебно-воспитательного процесса в соответствии с
планированием на сайте razgovor.edsoo.ru и часами, выделенными на курс «Разговоры
о важном» в плане внеурочной деятельности ООО: 34 часа в год в 5–9-х классах.

5–7-е классы
№ п/п

Тема занятия

Количество
часов,
отводимых
ЦОР/ЭОР
на
освоение
темы

1

Образ будущего. Ко Дню знаний

1

razgovor.edsoo.ru

2

Век информации. 120 лет Информационному
агентству России ТАСС

1

razgovor.edsoo.ru

3

Дорогами России

1

razgovor.edsoo.ru

4

Путь зерна

1

razgovor.edsoo.ru

5

День учителя

1

razgovor.edsoo.ru

6

Легенды о России

1

razgovor.edsoo.ru

7

Что значит быть взрослым?

1

razgovor.edsoo.ru

8

Как создать крепкую семью. День отца

1

razgovor.edsoo.ru

9

Гостеприимная Россия. Ко Дню народного
единства

1

razgovor.edsoo.ru

10

Твой вклад в общее дело

1

razgovor.edsoo.ru

11

С заботой к себе и окружающим

1

razgovor.edsoo.ru

12

День матери

1

razgovor.edsoo.ru

13

Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра)

1

razgovor.edsoo.ru

14

День Героев Отечества

1

razgovor.edsoo.ru

15

Как пишут законы?

1

razgovor.edsoo.ru

16

Одна страна – одни традиции

1

razgovor.edsoo.ru

17

День российской печати

1

razgovor.edsoo.ru

18

День студента

1

razgovor.edsoo.ru

19

БРИКС (тема о международных отношениях)

1

razgovor.edsoo.ru

Бизнес и технологическое
предпринимательство

1

razgovor.edsoo.ru

21

Искусственный интеллект и человек. Стратегия
1
взаимодействия

razgovor.edsoo.ru

22

Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня
рождения Ф. Ушакова

razgovor.edsoo.ru

20

1

Арктика – территория развития

1

razgovor.edsoo.ru

Международный женский день

1

razgovor.edsoo.ru

25

Массовый спорт в России

1

razgovor.edsoo.ru

26

День воссоединения Крыма и Севастополя с
Россией. 100-летие Артека

1

razgovor.edsoo.ru

27

Служение творчеством. Зачем людям
искусство? 185 лет со дня рождения П. И.
Чайковского

1

razgovor.edsoo.ru

28

Моя малая Родина (региональный и местный
компонент)

1

razgovor.edsoo.ru

29

Герои космической отрасли

1

razgovor.edsoo.ru

30

Гражданская авиация России

1

razgovor.edsoo.ru

31

Медицина России

1

razgovor.edsoo.ru

32

Что такое успех? (ко Дню труда)

1

razgovor.edsoo.ru

33

80-летие Победы в Великой Отечественной
войне

1

razgovor.edsoo.ru

34

Жизнь в Движении

1

razgovor.edsoo.ru

35

Ценности, которые нас объединяют

1

razgovor.edsoo.ru

23
24

Общее количество часов по программе

35

8–9-е классы
№ п/п

Тема занятия

Количество
часов,
отводимых
ЦОР/ЭОР
на
освоение
темы

1

Образ будущего. Ко Дню знаний

1

razgovor.edsoo.ru

2

Век информации. 120 лет Информационному
агентству России ТАСС

1

razgovor.edsoo.ru

3

Дорогами России

1

razgovor.edsoo.ru

4

Путь зерна

1

razgovor.edsoo.ru

5

День учителя

1

razgovor.edsoo.ru

6

Легенды о России

1

razgovor.edsoo.ru

7

Что значит быть взрослым?

1

razgovor.edsoo.ru

8

Как создать крепкую семью. День отца

1

razgovor.edsoo.ru

9

Гостеприимная Россия. Ко Дню народного
единства

1

razgovor.edsoo.ru

10

Твой вклад в общее дело

1

razgovor.edsoo.ru

11

С заботой к себе и окружающим

1

razgovor.edsoo.ru

12

День матери

1

razgovor.edsoo.ru

13

Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра)

1

razgovor.edsoo.ru

14

День Героев Отечества

1

razgovor.edsoo.ru

15

Как пишут законы?

1

razgovor.edsoo.ru

16

Одна страна – одни традиции

1

razgovor.edsoo.ru

17

День российской печати

1

razgovor.edsoo.ru

18

День студента

1

razgovor.edsoo.ru

19

БРИКС (тема о международных отношениях)

1

razgovor.edsoo.ru

Бизнес и технологическое
предпринимательство

1

razgovor.edsoo.ru

21

Искусственный интеллект и человек. Стратегия
1
взаимодействия

razgovor.edsoo.ru

22

Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня
рождения Ф. Ушакова

1

razgovor.edsoo.ru

23

Арктика – территория развития

1

razgovor.edsoo.ru

Международный женский день

1

razgovor.edsoo.ru

25

Массовый спорт в России

1

razgovor.edsoo.ru

26

День воссоединения Крыма и Севастополя с
Россией. 100-летие Артека

1

razgovor.edsoo.ru

27

Служение творчеством. Зачем людям
искусство? 185 лет со дня рождения П. И.
Чайковского

1

razgovor.edsoo.ru

28

Моя малая Родина (региональный и местный
компонент)

1

razgovor.edsoo.ru

29

Герои космической отрасли

1

razgovor.edsoo.ru

30

Гражданская авиация России

1

razgovor.edsoo.ru

31

Медицина России

1

razgovor.edsoo.ru

32

Что такое успех? (ко Дню труда)

1

razgovor.edsoo.ru

33

80-летие Победы в Великой Отечественной

1

razgovor.edsoo.ru

20

24

войне
34

Жизнь в Движении

1

razgovor.edsoo.ru

35

Ценности, которые нас объединяют

1

razgovor.edsoo.ru

Общее количество часов по программе

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».