МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского УДТК» Приложение №2 к ООП СОО Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» для обучающихся 10–11-х классов Дегтярск 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» («Россия — мои горизонты») составлена на основе примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» для основного и среднего общего образования. Рабочая программа реализуется в рамках реализации профессионального минимума в 10–11-х классах с учетом возможностей МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК». Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год в каждом классе. Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: • • • • • • • • • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732); приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и Порядком реализации профориентационного минимума в образовательных организациях РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, направленными письмами Минпросвещения от 17.08.2023 № ДГ-1773/05 и от 21.02.2024 № АЗ-323/05; Методическими рекомендациями по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6–11-х классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования; планом внеурочной деятельности среднего общего образования, утвержденным приказом МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК» от 30.08.2024 № 377/д «Об утверждении основной образовательной программы среднего общего образования»; • рабочей программой воспитания МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК». • Данная рабочая программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 10–11-х классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее». Участие школы во Всероссийском проекте «Билет в будущее» — современный и эффективный вариант реализации профориентационной работы в школе. Мероприятия программы обеспечивают содействие самоопределению обучающихся школы через сочетание мотивационно-активизирующего, информационнообучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (ГПС) обучающихся 10–11-х классов МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК». Задачи: • • • • • содействовать профессиональному самоопределению обучающихся МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК»; сформировать индивидуальные рекомендации для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от интересов, способностей, доступных им возможностей; информировать обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ); формировать у обучающихся навыки и умения карьерной грамотности и другие компетенции, необходимые для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; формировать ценностное отношение к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Данная рабочая программа разработана с учетом преемственности задач профориентации при переходе обучающихся 10–11-х классов из класса в класс и из основной школы в среднюю. Формы проведения занятий: беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога. Данная программа составлена с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется: в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей программе воспитания; • возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» программы воспитания; • возможности проведения единых и общих тематических занятий в разновозрастных группах, организованных для профориентационной деятельности; • в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей. • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения» – 1 час Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей. Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ , возможности личного кабинета обучающегося. Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» – 1 час 10-й класс. Структура высшего образования, укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСН). Варианты образования и карьерного пути. 11-й класс. Различные жизненные сценарии и профессиональные пути после окончания школы. Персональный карьерный путь – выбор и развитие. Приемы построения маршрутов карьерного развития. Выбор образовательной организации: образовательной организации высшего образования (ООВО), профессиональной образовательной организации (ПОО) как первого шага для формирования персонального образовательно-профессионального маршрута. Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» – 1 час Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. 10 класс – диагностика «Мои интересы». 11 класс –диагностика «Мои ориентиры». Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство – 1 час Знакомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления как: полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей растениеводство и садоводство. Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность – 1 час Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейший работодатель отрасли - корпорация "Росатом", географическая представленность корпорации, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества, характерные для профессий в атомной отрасли и возможности построения карьеры. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для корпорации Росатом. Тема 6. Практико-ориентированное занятие — 1 час Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии, созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет профессиональной деятельности, направление дополнительного образования, условия работы, школьные предметы, личные качества, цели и ценности, а также компетенции. Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание – 1 час Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как пищевая промышленность и общественное питание. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в аграрной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей. Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология – 1 час Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология», актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере здоровья. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых. Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана – 1 час Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в службах безопасности. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей. Тема 10. Практико-ориентированное занятие – 1 час Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): пищевая промышленность и общественное питание; биотехнологии и экология. Тема 11. Россия комфортная: транспорт – 1 час Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли. Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация – 1 час Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере здравоохранения. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей медицина и фармация. Тема 13. Россия деловая: предпринимательство – 1 час Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как предпринимательство. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в деловой сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли «предпринимательство». Тема 14. Россия комфортная: энергетика – 1 час Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в энергетике. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли. Тема 15. Практико-ориентированное занятие – 1 час Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): транспорт и энергетика; медицина и фармация; предпринимательство. Тема 16. Проектное занятие – 1 час Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и поиску ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией. Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми). В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более широкий список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью. Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной деятельности. Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» – 1 час 10-й класс. Личностные особенности и выбор профессии. Формирование представлений о значимости личностных качеств в жизни человека и в его профессиональном становлении. Повышение мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках отдельных профессиональных обязанностей. Средства компенсации личностных особенностей, затрудняющих профессиональное развитие и становление. Обсуждение темы универсальных компетенций, их влияние на профессиональное становление профессионала. 11-й класс. Профессиональные склонности и профильность обучения. Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и профильности общего обучения, дополнительное образование. Персонализация образования. Способы самодиагностики профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному самоопределению. Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике профессиональных интересов и их возможного соотнесения с профильностью обучения «Мои качества». Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка – 1 час Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как добыча и переработка. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей добычи и переработки. Тема 19. Россия индустриальная: легкая промышленность – 1 час Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для легкой промышленности. Тема 20. Россия умная: наука и образование – 1 час Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в науке и образовании. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых отраслей. Тема 21. Практико-ориентированное занятие – 1 час Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): добыча и переработка, легкая промышленность; наука и образование. Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение – 1 час Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и машиностроения в экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для тяжелой промышленности и машиностроения. Тема 23. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс – 1 час Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях военно-промышленного комплекса, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для военно-промышленного комплекса. Тема 24. Практико-ориентированное занятие – 1 час Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): тяжелая промышленность и машиностроение; военно-промышленный комплекс. Тема 25. Россия умная: программирование и телекоммуникации – 1 час Знакомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуникаций в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях программирования и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых отраслей. Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура – 1 час Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях строительства и архитектуры, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей строительства и архитектуры. Тема 27. Практико-ориентированное занятие – 1 час Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): программирование и телекоммуникации; строительство и архитектура. Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм – 1 час Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в социальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей сервиса и туризма. Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн – 1 час Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для искусства и дизайна. Тема 30. Практико-ориентированное занятие – 1 час Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): сервис и туризм; искусство и дизайн. Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика – 1 час Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для животноводства, селекции и генетики. Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона – 1 час Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская оборона» в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для вооруженных сил и гражданской обороны. Тема 33. Практико-ориентированное занятие – 1 час Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): животноводство, селекция и генетика; вооруженные силы, гражданская оборона. Тема 34. Рефлексивное занятие – 1 час Итоги изучения курса за год. Что было самым важные и впечатляющим. Какие действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в урочной и внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле, дополнительном образовании и т. д.). Самооценка собственных результатов. Оценка курса обучающимися, их предложения. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные результаты Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе. По основным направлениям воспитания: • • • • • гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; патриотическое: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние свое и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; • трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; • экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; • ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды: • • • • • • • • • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: • • • • • • • • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; • • 3) работа с информацией: • • • • • • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: • • • • • • • • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: • • • • • • • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: • • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; • делать выбор и брать ответственность за решение; • 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • оценивать соответствие результата цели и условиям; • • • 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; • регулировать способ выражения эмоций; • • • 4) принятие себя и других: • • • • • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10-Й КЛАСС № Наименование раздела/темы раздела/темы 1 Установочное занятие Количество часов, отводимых на освоение каждой темы 1 ЭОР bvbinfo.ru «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения» 2 Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» 1 bvbinfo.ru 3 Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» 1 bvbinfo.ru 4 Россия аграрная: растениеводство, садоводство 1 bvbinfo.ru 5 Россия индустриальная: атомная промышленность 1 bvbinfo.ru 6 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 7 Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание 1 bvbinfo.ru 8 Россия здоровая: биотехнологии, экология 1 bvbinfo.ru 9 Россия безопасная: полиция, противопожарная 1 служба, служба спасения, охрана bvbinfo.ru 10 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 11 Россия комфортная: транспорт 1 bvbinfo.ru 12 Россия здоровая: медицина 1 и фармация bvbinfo.ru 13 Россия деловая: предпринимательство 1 bvbinfo.ru 14 Россия комфортная: энергетика 1 bvbinfo.ru 15 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 16 Проектное занятие 1 bvbinfo.ru 17 Профориентационное 1 bvbinfo.ru тематическое занятие «Мое будущее» 18 Россия индустриальная: добыча и переработка 1 bvbinfo.ru 19 Россия индустриальная: легкая промышленность 1 bvbinfo.ru 20 Россия умная: наука и образование 1 bvbinfo.ru 21 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 22 Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение 1 bvbinfo.ru 23 Россия безопасная: военно1 промышленный комплекс bvbinfo.ru 24 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 25 Россия умная: программирование и телекоммуникации 1 bvbinfo.ru 26 Россия комфортная: строительство и архитектура 1 bvbinfo.ru 27 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 28 Россия социальная: сервис и туризм 1 bvbinfo.ru 29 Россия креативная: искусство и дизайн 1 bvbinfo.ru 30 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 31 Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика 1 bvbinfo.ru 32 Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона 1 bvbinfo.ru 33 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 34 Рефлексивное занятие Итого за учебный год 1 bvbinfo.ru 34 11-Й КЛАСС № Наименование раздела/темы раздела/темы Количество часов, отводимых на освоение каждой темы ЭОР 1 Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения» 1 bvbinfo.ru 2 Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» 1 bvbinfo.ru 3 Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» 1 bvbinfo.ru 4 Россия аграрная: растениеводство, садоводство 1 bvbinfo.ru 5 Россия индустриальная: атомная промышленность 1 bvbinfo.ru 6 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 7 Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание 1 bvbinfo.ru 8 Россия здоровая: биотехнологии, экология 1 bvbinfo.ru 9 Россия безопасная: полиция, противопожарная 1 служба, служба спасения, охрана bvbinfo.ru 10 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 11 Россия комфортная: транспорт 1 bvbinfo.ru 12 Россия здоровая: медицина 1 bvbinfo.ru и фармация 13 Россия деловая: предпринимательство 1 bvbinfo.ru 14 Россия комфортная: энергетика 1 bvbinfo.ru 15 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 16 Проектное занятие 1 bvbinfo.ru 17 Профориентационное тематическое занятие «Мое 1 будущее» bvbinfo.ru 18 Россия индустриальная: добыча и переработка 1 bvbinfo.ru 19 Россия индустриальная: легкая промышленность 1 bvbinfo.ru 20 Россия умная: наука и образование 1 bvbinfo.ru 21 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 22 Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение 1 bvbinfo.ru 23 Россия безопасная: военно1 промышленный комплекс bvbinfo.ru 24 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 25 Россия умная: программирование и телекоммуникации 1 bvbinfo.ru 26 Россия комфортная: строительство и архитектура 1 bvbinfo.ru 27 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 28 Россия социальная: сервис и туризм 1 bvbinfo.ru 29 Россия креативная: искусство и дизайн 1 bvbinfo.ru 30 Практико-ориентированное 1 bvbinfo.ru занятие 31 Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика 1 bvbinfo.ru 32 Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона 1 bvbinfo.ru 33 Практико-ориентированное 1 занятие bvbinfo.ru 34 Рефлексивное занятие bvbinfo.ru Итого за учебный год 1 34