РП ВУД_«Россия — мои горизонты»_10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30
имени 10-го гвардейского УДТК»

Приложение №2 к ООП СОО

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
для обучающихся 10–11-х классов

Дегтярск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»
(«Россия — мои горизонты») составлена на основе примерной рабочей программы
курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» для основного и среднего
общего образования.
Рабочая программа реализуется в рамках реализации профессионального минимума
в 10–11-х классах с учетом возможностей МАОУ «СОШ №30 имени 10-го
гвардейского УДТК». Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год в каждом
классе.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
•
•
•

•
•

•

•

•

•

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения от 12.08.2022
№ 732);
приказом
Минпросвещения
от 18.05.2023
№ 371
«Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам —
образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020
№ 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021
№ 2;
Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума
в образовательных
организациях РФ,
реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего
образования, и Порядком реализации профориентационного минимума
в образовательных
организациях РФ,
реализующих
образовательные
программы
основного
общего
и среднего
общего
образования,
направленными письмами Минпросвещения от 17.08.2023 № ДГ-1773/05 и от
21.02.2024 № АЗ-323/05;
Методическими рекомендациями по реализации проекта «Билет в будущее»
по профессиональной
ориентации
обучающихся
6–11-х
классов
образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования;

планом
внеурочной
деятельности
среднего
общего
образования,
утвержденным приказом МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского
УДТК» от 30.08.2024 № 377/д «Об утверждении основной образовательной
программы среднего общего образования»;
• рабочей программой воспитания МАОУ «СОШ №30 имени 10-го
гвардейского УДТК».
•

Данная рабочая программа разработана с целью реализации комплексной
и систематической профориентационной работы для обучающихся 10–11-х классов
на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее».
Участие школы во Всероссийском проекте «Билет в будущее» — современный
и эффективный вариант реализации профориентационной работы в школе.
Мероприятия программы обеспечивают содействие самоопределению обучающихся
школы
через
сочетание
мотивационно-активизирующего,
информационнообучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов
к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению
всех участников образовательного процесса.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (ГПС)
обучающихся 10–11-х классов МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК».
Задачи:
•
•

•

•

•

содействовать профессиональному самоопределению обучающихся МАОУ
«СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК»;
сформировать индивидуальные рекомендации для обучающихся по
построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
интересов, способностей, доступных им возможностей;
информировать обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными
и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями
экономики РФ);
формировать у обучающихся навыки и умения карьерной грамотности
и другие компетенции, необходимые для осуществления всех этапов
карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно
значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды
профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения
профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной
образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом
имеющихся компетенций и возможностей среды;
формировать ценностное отношение к труду как основному способу
достижения
жизненного
благополучия,
залогу
его
успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне.

Данная рабочая программа разработана с учетом преемственности задач
профориентации при переходе обучающихся 10–11-х классов из класса в класс
и из основной школы в среднюю.
Формы проведения занятий: беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии
на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий,
профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога
и психолога.
Данная программа составлена с учетом федеральной рабочей программы воспитания.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие учащегося. Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в федеральной
рабочей программе воспитания;
• возможности
включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты» программы воспитания;
• возможности
проведения единых и общих тематических занятий
в разновозрастных группах, организованных для профориентационной
деятельности;
• в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую
их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность
и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей.
•

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения» – 1
час
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение труда
как
условие
его
эффективности.
Разнообразие
отраслей.
Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основные
образовательные
формы,
правила
взаимодействия.
Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ , возможности личного кабинета
обучающегося.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» – 1
час
10-й класс. Структура высшего образования, укрупненные группы специальностей и
направлений подготовки (УГСН). Варианты образования и карьерного пути.
11-й класс. Различные жизненные сценарии и профессиональные пути после
окончания школы. Персональный карьерный путь – выбор и развитие. Приемы
построения маршрутов карьерного развития. Выбор образовательной организации:

образовательной организации высшего образования (ООВО), профессиональной
образовательной организации (ПОО) как первого шага для формирования
персонального образовательно-профессионального маршрута.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» – 1 час
Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности диагностик для
самостоятельного прохождения на платформе «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. 10
класс – диагностика «Мои интересы». 11 класс –диагностика «Мои ориентиры».
Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы
развития.
Крупнейшие
работодатели:
агрохолдинги,
их
географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Рассматриваются такие направления как: полеводство, овощеводство,
садоводство, цветоводство, лесоводство.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей
растениеводство и садоводство.
Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике нашей
страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейший работодатель отрасли - корпорация "Росатом",
географическая представленность корпорации, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества, характерные для профессий в
атомной отрасли и возможности построения карьеры. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для корпорации
Росатом.
Тема 6. Практико-ориентированное занятие — 1 час
Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии, созданной для
облегчения поиска профессии по критериям: предмет профессиональной деятельности,
направление дополнительного образования, условия работы, школьные предметы,
личные качества, цели и ценности, а также компетенции.
Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание – 1
час

Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике
нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях аграрной сферы,
актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как пищевая промышленность и общественное
питание.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в аграрной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей.
Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология», актуальные
задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере здоровья. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для рассматриваемых.
Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения,
охрана – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей страны.
Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи и перспективы
развития. Особенности работодателей, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как полиция, противопожарная служба, служба
спасения, охрана.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в службах безопасности. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых
отраслей.
Тема 10. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.

На материале профессий из отраслей (на выбор): пищевая промышленность и
общественное питание; биотехнологии и экология.
Тема 11. Россия комфортная: транспорт – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отрасли.
Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны.
Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и
фармация.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере здравоохранения. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей медицина и
фармация.
Тема 13. Россия деловая: предпринимательство – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей страны.
Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные задачи и перспективы
развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как
предпринимательство.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в деловой сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отрасли «предпринимательство».
Тема 14. Россия комфортная: энергетика – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны. Достижения
России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие
работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.

10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в энергетике. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отрасли.
Тема 15. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор): транспорт и энергетика; медицина и
фармация; предпринимательство.
Тема 16. Проектное занятие – 1 час
Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения упражнений к
более активному проектированию собственной деятельности и поиску ответов на свои
вопросы, связанные с профориентацией. Занятие посвящено теме «Поговори с
родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической
беседы с родителями (значимыми взрослыми). В зависимости от возраста ученики
готовят более узкий или более широкий список вопросов для беседы и знакомятся с
правилами
и
особенностями
проведения
интервью.
Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной
деятельности.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» – 1 час
10-й класс. Личностные особенности и выбор профессии. Формирование
представлений о значимости личностных качеств в жизни человека и в его
профессиональном становлении. Повышение мотивации к самопознанию, пониманию
своих преимуществ и дефицитов в рамках отдельных профессиональных обязанностей.
Средства компенсации личностных особенностей, затрудняющих профессиональное
развитие и становление. Обсуждение темы универсальных компетенций, их влияние на
профессиональное становление профессионала.
11-й класс. Профессиональные склонности и профильность обучения. Роль
профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и
профильности общего обучения, дополнительное образование. Персонализация
образования.
Способы
самодиагностики
профессиональных
интересов,
индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение мотивации к
самопознанию,
профессиональному
самоопределению.
Анонс
возможности
самостоятельного участия в диагностике профессиональных интересов и их
возможного соотнесения с профильностью обучения «Мои качества».
Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка – 1 час

Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике нашей
страны. Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как добыча и переработка.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей добычи и
переработки.
Тема 19. Россия индустриальная: легкая промышленность – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике нашей
страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для легкой
промышленности.
Тема 20. Россия умная: наука и образование – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в науке и образовании. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для изучаемых отраслей.
Тема 21. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор): добыча и переработка, легкая
промышленность; наука и образование.

Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение – 1
час
Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и машиностроения в
экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой промышленности и
машиностроении, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие
работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для тяжелой
промышленности и машиностроения.
Тема 23. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в экономике
нашей страны. Достижения России в отраслях военно-промышленного комплекса,
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии
и
содержание
профессиональной
деятельности.
Варианты
профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования
в подготовке специалистов для военно-промышленного комплекса.
Тема 24. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор): тяжелая промышленность и
машиностроение; военно-промышленный комплекс.
Тема 25. Россия умная: программирование и телекоммуникации – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуникаций в
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях программирования и
телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии
и
содержание
профессиональной
деятельности.
Варианты
профессионального образования.

10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых отраслей.
Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях строительства и архитектуры, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей строительства и архитектуры.
Тема 27. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор): программирование и
телекоммуникации; строительство и архитектура.
Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей страны.
Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в социальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей сервиса и туризма.
Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи и перспективы
развития.
Крупнейшие
работодатели:
агрохолдинги,
их
географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.

10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для искусства и дизайна.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор): сервис и туризм; искусство и дизайн.
Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики в экономике
нашей страны. Достижения России в изучаемых, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для животноводства,
селекции и генетики.
Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона – 1 час
Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская оборона» в
экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития. Государство как работодатель, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для вооруженных сил и гражданской обороны.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.

На материале профессий из отраслей (на выбор): животноводство, селекция и генетика;
вооруженные силы, гражданская оборона.
Тема 34. Рефлексивное занятие – 1 час
Итоги изучения курса за год. Что было самым важные и впечатляющим. Какие
действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в урочной и
внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле, дополнительном
образовании и т. д.). Самооценка собственных результатов. Оценка курса
обучающимися, их предложения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
По основным направлениям воспитания:
•

•

•

•

•

гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
готовность
к разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи;
патриотическое:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России;
духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства
коммуникации
и самовыражения;
понимание
ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других,
не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние свое и других,
умение
управлять
собственным
эмоциональным
состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека;
• трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей;
• экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой
как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской
деятельности,
установка
на осмысление
опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
•

•
•

•

•

•

•
•
•

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах,
включая
семью,
группы,
сформированные
по профессиональной
деятельности,
также
в рамках
социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия
с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:
•
•
•
•
•
•
•

•

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать
выводы
с использованием
дедуктивных
и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
•
•

3) работа с информацией:
•

•
•
•

•
•

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
оценивать
надежность
информации
по критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:

•
•
•

•
•

•
•
•

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные
и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:
•

•

•
•

•
•
•

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчета перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
•
•

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний
об изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
•

2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся
обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
•
•
•

3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
•
•
•

4) принятие себя и других:
•
•
•
•
•

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10-Й КЛАСС

№
Наименование
раздела/темы раздела/темы
1

Установочное занятие

Количество часов,
отводимых
на освоение
каждой темы
1

ЭОР

bvbinfo.ru

«Моя Россия – мои
горизонты, мои
достижения»

2

Тематическое
профориентационное
занятие «Открой свое
будущее»

1

bvbinfo.ru

3

Тематическое
профориентационное
занятие «Познаю себя»

1

bvbinfo.ru

4

Россия аграрная:
растениеводство,
садоводство

1

bvbinfo.ru

5

Россия индустриальная:
атомная промышленность

1

bvbinfo.ru

6

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

7

Россия аграрная: пищевая
промышленность и
общественное питание

1

bvbinfo.ru

8

Россия здоровая:
биотехнологии, экология

1

bvbinfo.ru

9

Россия безопасная:
полиция, противопожарная
1
служба, служба спасения,
охрана

bvbinfo.ru

10

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

11

Россия комфортная:
транспорт

1

bvbinfo.ru

12

Россия здоровая: медицина
1
и фармация

bvbinfo.ru

13

Россия деловая:
предпринимательство

1

bvbinfo.ru

14

Россия комфортная:
энергетика

1

bvbinfo.ru

15

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

16

Проектное занятие

1

bvbinfo.ru

17

Профориентационное

1

bvbinfo.ru

тематическое занятие «Мое
будущее»
18

Россия индустриальная:
добыча и переработка

1

bvbinfo.ru

19

Россия индустриальная:
легкая промышленность

1

bvbinfo.ru

20

Россия умная: наука и
образование

1

bvbinfo.ru

21

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

22

Россия индустриальная:
тяжелая промышленность,
машиностроение

1

bvbinfo.ru

23

Россия безопасная: военно1
промышленный комплекс

bvbinfo.ru

24

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

25

Россия умная:
программирование и
телекоммуникации

1

bvbinfo.ru

26

Россия комфортная:
строительство и
архитектура

1

bvbinfo.ru

27

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

28

Россия социальная: сервис
и туризм

1

bvbinfo.ru

29

Россия креативная:
искусство и дизайн

1

bvbinfo.ru

30

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

31

Россия аграрная:
животноводство, селекция
и генетика

1

bvbinfo.ru

32

Россия безопасная:
вооруженные силы,
гражданская оборона

1

bvbinfo.ru

33

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

34

Рефлексивное занятие

Итого за учебный год

1

bvbinfo.ru

34

11-Й КЛАСС

№
Наименование
раздела/темы раздела/темы

Количество часов,
отводимых на
освоение каждой
темы

ЭОР

1

Установочное занятие
«Моя Россия – мои
горизонты, мои
достижения»

1

bvbinfo.ru

2

Тематическое
профориентационное
занятие «Открой свое
будущее»

1

bvbinfo.ru

3

Тематическое
профориентационное
занятие «Познаю себя»

1

bvbinfo.ru

4

Россия аграрная:
растениеводство,
садоводство

1

bvbinfo.ru

5

Россия индустриальная:
атомная промышленность

1

bvbinfo.ru

6

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

7

Россия аграрная: пищевая
промышленность и
общественное питание

1

bvbinfo.ru

8

Россия здоровая:
биотехнологии, экология

1

bvbinfo.ru

9

Россия безопасная:
полиция, противопожарная
1
служба, служба спасения,
охрана

bvbinfo.ru

10

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

11

Россия комфортная:
транспорт

1

bvbinfo.ru

12

Россия здоровая: медицина 1

bvbinfo.ru

и фармация
13

Россия деловая:
предпринимательство

1

bvbinfo.ru

14

Россия комфортная:
энергетика

1

bvbinfo.ru

15

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

16

Проектное занятие

1

bvbinfo.ru

17

Профориентационное
тематическое занятие «Мое 1
будущее»

bvbinfo.ru

18

Россия индустриальная:
добыча и переработка

1

bvbinfo.ru

19

Россия индустриальная:
легкая промышленность

1

bvbinfo.ru

20

Россия умная: наука и
образование

1

bvbinfo.ru

21

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

22

Россия индустриальная:
тяжелая промышленность,
машиностроение

1

bvbinfo.ru

23

Россия безопасная: военно1
промышленный комплекс

bvbinfo.ru

24

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

25

Россия умная:
программирование и
телекоммуникации

1

bvbinfo.ru

26

Россия комфортная:
строительство и
архитектура

1

bvbinfo.ru

27

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

28

Россия социальная: сервис
и туризм

1

bvbinfo.ru

29

Россия креативная:
искусство и дизайн

1

bvbinfo.ru

30

Практико-ориентированное 1

bvbinfo.ru

занятие
31

Россия аграрная:
животноводство, селекция
и генетика

1

bvbinfo.ru

32

Россия безопасная:
вооруженные силы,
гражданская оборона

1

bvbinfo.ru

33

Практико-ориентированное
1
занятие

bvbinfo.ru

34

Рефлексивное занятие

bvbinfo.ru

Итого за учебный год

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».