МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 имени 10-го гвардейского УДТК» Приложение №2 к ООП НОО Рабочая программа курса внеурочной деятельности «БУДЬ ЗДОРОВ!» для обучающихся 1–4-х классов Дегтярск 2024 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Будь здоров!» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты спортивно - игрового развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. Общая характеристика курса Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительной и игровой деятельности по направлению «Будь здоров!» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Программа внеурочной деятельности курса внеурочной деятельности «Будь здоров!», предполагает обучение на двух основных уровнях: • первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; • второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Место курса в учебном плане На изучение курса внеурочной деятельности «Будь здоров» в учебном плане МАОУ «СОШ №30 имени 10-го гвардейского УДТК» отводится: Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю. Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Цели изучения курса внеурочной деятельности «Будь здоров!» Приоритетная цель обучения: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач: 1. формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; 2. формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; 3. обеспечить физическое и психическое саморазвитие; 4. научить использовать полученные знания в повседневной жизни; 5. добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. 4. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. 5. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 6. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: 1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД: 1. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 2. Слушать и понимать речь других. 3. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). 4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 6. Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Предметные результаты Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Будь здоров!» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Будь здоров!» выпускник научится: Понимать: 1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем; 2. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника; 3. особенности воздействия двигательной активности на организм человека; 4. основы рационального питания; 5. правила оказания первой помощи; 6. способы сохранения и укрепление здоровья; 7. основы развития познавательной сферы; 8. свои права и права других людей; 9. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях; 10. влияние здоровья на успешную учебную деятельность; 11. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; 12. знания о полезных и вредных продуктах, значение режима питания. Выпускник получит возможность научиться: 1. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; 2. выполнять физические упражнения для развития физических навыков; 3. различать полезные и вредные продукты; 4. использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит; 5. определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье; 6. заботиться о своем здоровье; 7. находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет; 8. применять коммуникативные и презентационные навыки; 9. использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; 10. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах; 11. находить выход из стрессовых ситуаций; 12. принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; 13. адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; 14. отвечать за свои поступки; 15. отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Программа внеурочной деятельности состоит из четырёх частей: 1 класс «Первая ступенька к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими, выработка первичных соревновательных навыков. 2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края, формирование у учащихся начальных пониманий ответственности за свое здоровье. 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях. Выработка потребностей в здоровом образе жизни. 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за свое здоровье, профилактика вредных привычек. Формы работы: • беседы; • встречи с людьми различных профессий; • просмотр и обсуждение видеоматериала; • экскурсии, • конкурсы; • выставки детских работ; • коллективные творческие дела; • праздники; • викторины; • творческие проекты, презентации; • мастерские подарков; • аукционы добрых дел; • общественно полезные практики; • социально-значимые акции, • проекты Раздел курса Содержание курса "Будь здоров!" 1 класс Количество часов Форма проведения Введение. «Здравствуй, школьная страна» Питание и здоровье 1 кружок 2 кружок Моё здоровье в моих руках 5 кружок Я в школе и дома 8 кружок про 10 кружок выше, 5 кружок «Вот и стали мы на год взрослей» 2 кружок Чтоб забыть докторов Быстрее, сильнее Итого: Раздел курса Содержание курса "Будь здоров!" 2 класс Количество часов Форма проведения 2 кружок 2 кружок Моё здоровье в моих руках 6 кружок Я в школе и дома 7 кружок про 10 кружок выше, 5 кружок «Вот и стали мы на год взрослей» 2 кружок Быстрее, сильнее Итого: спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая 33 часа Введение. «Здравствуй, школьная страна» Питание и здоровье Чтоб забыть докторов Вид деятельности 34 часа Вид деятельности спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая Раздел курса Содержание курса "Будь здоров!" 3 класс Количество часов Форма проведения Введение. «Здравствуй, школьная страна» Питание и здоровье 3 кружок 4 кружок Моё здоровье в моих руках 8 кружок Я в школе и дома 7 кружок про 4 кружок выше, 6 кружок «Вот и стали мы на год взрослей» 2 кружок Чтоб забыть докторов Быстрее, сильнее Итого: Раздел курса Содержание курса "Будь здоров»" 4 класс Количество часов Форма проведения 4 кружок 5 кружок Моё здоровье в моих руках 7 кружок Я в школе и дома 6 кружок про 4 кружок выше, 5 кружок «Вот и стали мы на год взрослей» 3 кружок Быстрее, сильнее Итого: спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая 34 часа Введение. «Здравствуй, школьная страна» Питание и здоровье Чтоб забыть докторов Вид деятельности 34 часа Вид деятельности спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая спортивно – оздоровительная и игровая Тематическое планирование 1 класс «Первая ступенька к здоровью» п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Наименование разделов и Часы План дисциплин Введение «Здравствуй, школьная страна» 1 час Тропинка к здоровью 1 Питание и здоровье 2 часа 1 Осенние дары. Устный журнал. Красный! Жёлтый! Зелёный! – (всё о 1 фруктах) Моё здоровье в моих руках - 5 часов Что значит режим дня? 1 На зарядку становись! 1 Экскурсия «Человек и природа» 1 Как обезопасить свою жизнь. 1 В здоровом теле здоровый дух. 1 Я в школе и дома - 8 часов 1 До чего же я красива! До чего же хорош! Поговорим о зрении. 1 Осанка – это красиво. 1 Отдохнём на переменке. 1 Здоровье и домашние задания. 1 Мы весёлые ребята, быть здоровыми 1 хотим, все болезни победим. Мы весёлые ребята, быть здоровыми 1 хотим, все болезни победим. «Прыг-скок, прыг – скок» это первый 1 шажок к олимпийским медалям. Чтоб забыть про докторов – 10 часов «Солнце воздух и вода – наши 1 лучшие друзья». Почемучка на медицинском пункте. 1 День здоровья. «Игра - игралка». 1 Спортивный час. «Снежный ком». 1 День здоровья «В стране здоровейки». 1 Спортивный праздник «В гостях у 1 Айболита». «Как хорошо здоровым быть». 1 День здоровья. «Вместе весело 1 шагать». В стране «Спортландия». 1 В стране «Спортландия». 1 Быстрее, выше, сильнее – 5 часов Подвижные игры: « К своим 1 флажкам», «Медведи пчёлы», «Мы весёлые ребята», «Альпинисты». Вредные и полезные привычки. 1 Сдача норм комплекса «Прыг-скок, 1 прыг – скок». Факт ЦОР https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 30. 31. 32. 33. Школьные соревнования по лёгкой атлетике, лыжам, шахматношашечный турнир, весёлые старты. Наша речка. 1 1 https://resh.edu.ru/ «Вот и стали мы на год взрослей» - 2 часа Подведение итогов комплекса «Прыг1 скок, прыг – скок». Чему мы научились за год. 1 ИТОГО: 33 часа https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Тематическое планирование 2 класс «Если хочешь быть здоровым – будь им!» п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Наименование разделов и Часы План дисциплин Введение «Здравствуй, школьная страна» 2 часа Что мы знаем о ЗОЖ. 1 Берегите здоровье. 1 Питание и здоровье – 2 часа 1 Правильное питание – залог здоровья. Светофор здорового питания. 1 Моё здоровье в моих руках - 6 часов Сон и его значение для здоровья 1 человека. «Если хочешь быть здоров – 1 закаляйся!». Режим дня и его соблюдение. 1 Иммунитет – сложная задача. 1 «Нет вредным привычкам». 1 1 Спорт в нашей жизни. Я в школе и дома - 7 часов Двигательный режим дня. 1 Почему устают глаза? 1 Гигиена позвоночника. 1 Шалости и травмы. 1 «Я сажусь за уроки» (Переутомление 1 и утомление). Я и опасность. 1 Умники и умницы. Презентация «Как развивать память». Чтоб забыть про докторов – 10 часов «О вредных привычках». 1 День здоровья «Здоровье сгубишь – 1 новое не купишь». Спортивный праздник «Формула 1 здоровья». «Разговор о правильном питании». 1 День здоровья «Сильные, смелые, 1 умелые» Спортивный час «Снежный ком». 1 Управляй эмоциями и чувствами. 1 «Мы - олимпийцы». 1 «Мы - олимпийцы». 1 Оказание первой помощи при 1 травмах. Быстрее, выше, сильнее – 5 часов Подвижные игры: «Два мороза», 1 «Салки с мячами и другими снарядами. Сдача норм комплекса «Прыг- скок, 1 прыг – скок». Школьные соревнования по лёгкой 1 атлетике, лыжам, подвижным играм, шахматно - шашечный турнир. У леса на опушке (поход). 1 Факт ЦОР https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 32. 33. 34. Весёлые старты. 1 «Вот и стали мы на год взрослей» - 2 часа Подведение итогов сдачи комплекса 1 «Прыг-скок, прыг – скок». Наши успехи и достижения. 1 ИТОГО: 34 часа https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Тематическое планирование 3 класс «По дорожкам здоровья» п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Наименование разделов и Часы План дисциплин Введение «Здравствуй, школьная страна» 3 часа «Здоровый образ жизни, что сказки 1 это?». «Суд книжки над неряхой 1 мальчишкой». «Остров здоровья». 1 Питание и здоровье – 4 часа 1 Игра «Смак». Что значит правильное питание? 1 Ярмарка здоровой пищи. 1 «Волшебный сундучок». 1 Моё здоровье в моих руках - 8 часов Занятие по гигиеническим навыкам. 1 Устный журнал «Вредные микробы». 1 «Здоровье и труд рядом идут». 1 Своя игра «Человек и здоровье». 1 День здоровья «Спортивный аудит». 1 « Шутка минутка, а заряжает на час». 1 Заочное путешествие «Природа – 1 источник здоровья». «Моё здоровье в моих руках». 1 Я в школе и дома - 7 часов Мой внешний вид – залог здоровья. 1 Беседа врача «Клещ энцефалитный». 1 День здоровья «Игровые забавы». 1 «Бесценный дар - зрение». 1 Гигиена правильной осанки. 1 «Скорая помощь». 1 Спортивный праздник « Солнце, 1 воздух и вода - наши лучшие друзья». Чтоб забыть про докторов – 4 часа В гостях у Мойдодыра. 1 Лесная аптека на службе человека. 1 «Питание и здоровье». Вкусные и 1 полезные вкусности. «Планета Здоровья». Игра. 1 Быстрее, выше, сильнее – 6 часов День здоровья «Мы будущие 1 олимпийцы» Школьные соревнования по лёгкой 1 атлетике, лыжам, подвижным играм, шахматно – шашечный турнир. Спортивный час «Зимние забавы». 1 Легенды о происхождении 1 олимпиады. Игра «Мама, папа, Я – спортивная 1 Факт ЦОР https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 32. 33. 34. семья». И снова в дорогу. 1 «Вот и стали мы на год взрослей» - 2 часа «Я расту». Сдача нормативов 1 физического развития. Чему мы научились и чего достигли. 1 ИТОГО: 34 часа https://resh.edu.ru/ Тематическое планирование 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»» п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Наименование разделов и Часы План дисциплин Введение «Здравствуй, школьная страна» 4 часа «Здоровье и здоровый образ жизни». 1 Правила личной гигиены. 1 Физическая активность и здоровье. 1 Как познать себя. 1 Питание и здоровье – 5 часов 1 Питание необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. 1 Как питались в стародавние времена и 1 питание нашего времени. Щи да каша – пища наша. (Секреты 1 здорового питания). «Богатырская силушка». 1 Моё здоровье в моих руках - 7 часов Домашняя аптечка. 1 «Мы за здоровый образ жизни». 1 Олимпийский марафон. 1 «Береги зрение с молоду». 1 Как избежать искривления 1 позвоночника? Отдых для здоровья. 1 «Моё здоровье в моих руках». 1 Я в школе и дома - 6 часов «Мы здоровьем дорожим – соблюдая 1 свой режим». «Класс не улица ребята! И запомнить 1 это надо!». «Спеши делать добро». 1 «Мир вокруг нас». 1 «Экологическая тропа». 1 «Богатырские потешки». 1 Чтоб забыть про докторов – 4 часа Чтоб болезней не бояться, надо 1 спортом заниматься. Встреча с мед. работником. День здоровья «Щит и меч». 1 «Вкусные и полезные вкусности». 1 Суд над вредными привычками 1 Быстрее, выше, сильнее – 5 часов От Афин до Сочи. 1 Спортивный час «Зимние забавы». 1 Олимпиада начинается в школе. 1 Сдача нормативов спортивного 1 комплекса «Кострома-спортздоровье». Школьная спартакиада. 1 Факт ЦОР https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 32. 33. 34. «Вот и стали мы на год взрослей» - 3 часа Заветный уголок. 1 Колесо истории. 1 «Умеете ли мы вести здоровый образ 1 жизни». ИТОГО: 34 часа https://resh.edu.ru/