ДООП Школа будущего первоклассника

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования муниципального округа Дегтярск Свердловской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
имени 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса

Рассмотрено
на заседании школьного
методического объединения
учителей начальных классов
Протокол № 1
«28» августа 2025 г
Руководитель ШМО
учителей начальных классов
_____________________
Ткачева А.В.

Согласовано
заместитель директора по УВР
по начальным клас
Фиронова Е.С.
_________________
от «28» августа 2025 года

Утверждено
Директор МАОУ СОШ №30
Азаренкова И.М.
____________________
Приказ № 471
от «29» августиа2025 года

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Школа будущего первоклассника»
Социально-гуманитарной направленности
Для детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Ткачева А.В.
учитель начальных классов

МО Дегтярск, 2025

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Школа будущего первоклассника» разработана на основе
нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федерального закона от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере»;
- Указа Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в РФ
Десятилетия детства»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р);
- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
- Приказа Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письма Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
- Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с
изменениями и дополнениями);
- Протокола заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых,
воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Устава и локальных нормативных актов МАОУ «СОШ № 30» имени 10-го
Уральского добровольческого танкового корпуса.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества
учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Поступление ребенка в школу
является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности
адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее
болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми
и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму.
Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе
испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и
навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует
желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Школа будущего первоклассника» нацелена на развитие мотивационной
сферы дошкольника, где любознательность выступает как основа познавательной
активности. Для ребенка создаются условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл
настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его
требованиям.

Новизна образовательной программы заключается в том, что она
предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих
активизировать деятельностные и интеллектуальное развитие ребенка, включить его в
изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных
занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у
дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со
сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.
Отличительная особенность программы
Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к
обучению в школе, их успешной адаптации к новым условиям, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа не
допускает дублирования программ начального образования, т.к. нацелена на повышение
мотивационной и личностно-волевой сферы ребенка в стремлении к познавательной
активности.

Цель программы: формирование и развитие познавательных способностей детей
старшего дошкольного возраста, способствующее адаптация их к новым образовательным
условиям.
Задачи:
Образовательные
- совершенствование и развитие устной речи, расширение словарного запаса;
- формирование умения правильно строить предложения, составлять небольшие
рассказы по картинкам;
- научить различать звуки и буквы;
- обогащение представлений о растениях, животном мире, объектах живой и
неживой природы;
- развитие интеллектуальных способностей при помощи решения простых
логических задач.
Воспитательные
- воспитывать умение определять и соблюдать самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);
- сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- способствовать успешной адаптации ребенка к школе.

Развивающие
- формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться,
обмениваться мнениями,
- научить оценивать результаты своей работы (критическое мышление);
- развитие инициативности и самостоятельности;
- развивать мышление и любознательность посредством решения логических задач,
ребусов и головоломок.

Аннотация программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Школа будущего первоклассника» разработана для детей
6-7 лет.
Уровень программы – стартовый уровень.
Группы формируются из детей 6-7 лет. Максимальная наполняемость группы – 15
человек.
Срок реализации – 1 год. Объем реализации программы составляет – 75 часов.
Продолжительность – 25 недель. Занятия начинаются с 1 октября и длятся по 30
апреля. Недельная нагрузка составляет – 2 часа в неделю. Продолжительность одного
академического часа – 30 минут.
Продолжительность занятия для каждого ребенка может варьироваться в
зависимости от его индивидуального психофизического и физического состояния.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная,
фронтальная.
Формы проведения занятий: игровая деятельность, беседа, практические работы,
праздники, экскурсия, театральные постановки, изготовление поделок.
Формы контроля: вводный, промежуточный, итоговый.
Начальный (вводный) контроль осуществляется в начале учебного года. Формы
оценки – карта наблюдений, собеседование. Промежуточный контроль проводится в
январе. Формы оценки – карта наблюдений, собеседование. Итоговый контроль
осуществляется в конце учебного года (апрель). Формы оценки выпускников:
диагностика, карта наблюдений.

Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- развитая устная речь, обогащенный словарный запас;
- развитый навык составления устных рассказов по картинкам, умение высказывать
свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- умение различать звуки и буквы;
- сформированные представления о растениях, животном мире, объектах живой и
неживой природы;
- развитое логическое мышление, умение решать простые логические задачи,
ребусы, головоломки.
Метапредметными результатами является:

- сформированные навыки учебного сотрудничества: умение договариваться со
сверстниками, умение обмениваться мнениями,
- умение оценивать результаты своей работы (критическое мышление);
- развитые качества инициативности и самостоятельности;
- умение строить понятные для собеседника высказывания, умение оформлять свои
мысли в устной форме, умение задавать вопросы;
- развитая познавательная активность.
Личностными результатами являются:
- умение определять этические нормы и соблюдать правила поведения в
общественных местах и дома;
- сформированная положительная мотивация к учебной деятельности;
- развитые чувства терпения, усидчивости, аккуратности;
- самостоятельность при выполнении заданий;
- успешная адаптация ребенка в школе.

Особенность развития детей 6-7 лет
К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) определяющей для готовности детей к
школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной
характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является
компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную,
интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении
ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок
умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер
отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения,
соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает
желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания,
несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к
практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованному и
символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям
(сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах
деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и
закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом,
цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок
имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом,
различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет
культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный
план, т.е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка
выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).
Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое
выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

2. Учебный план
№
1
1.1.
1.2.
2
2.1.
2.2.
2.3
2.4.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4

Название темы, раздела
(модуля)
Модуль 1. Сказочная
страна
Умные звуки
В мире букв
Модуль 2. Маленький
гений
Ориентируемся в
пространстве и времени
Цифры и числа
Равенство
Тайны счета
Модуль 3. Зеленая
тропинка
Звёзды, солнце и луна.
Зеленое чудо – растения
Наши друзья –животные.
Времена года
Модуль 4. Итоговая
аттестация
Итого

Всего
24

Количество часов
теория
практика
5
19

5
19
24

1
4
4

4
15
20

8

2

6

13
1
2
24

2

11
1
2
22

2
10
8
4
3
75

2

1
1

11

2
9
7
4
3
64

Формы контроля
Диагностика,
собеседование,
педагогическое
наблюдение
Диагностика,
собеседование,
педагогическое
наблюдение

Диагностика,
собеседование,
педагогическое
наблюдение

Тестирование

3. Содержание программы
Модуль 1. Сказочная страна
Тема 1.1. Умные звуки
Теория. Развитие связной речи. Составляем рассказ по картинке. Осенние
странички. Знакомство со звуками. Составление предложений по схеме. Зимние
странички. Слог. Деление слов на слоги. Летние странички. Ударение. Ударный и
безударный слоги.
Практика: Составление рассказа по сюжетной картине из сказок «Колобок»,
«Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Три медведя».
Участие в сценках «Три медведя», «Репка». «Теремок». Мимика, интонация,
жестикуляция.
Произносим скороговорки, исправляем звукопроизношение.
Рисуем иллюстрации к произведениям.
Учимся рассуждать: прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится?
Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.
Тема 1.2. В мире букв
Теория: Понятие буквы и звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы,
обозначающие согласные звуки
Практика: Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ,
языка); Знакомство с правильным произношением звуков, выделение звуков из слов по
порядку. Игра «Хлопок». Игра на определение звуков в словах. Составление слогов.
Чтение рассказа «Заколдованная буква» В.Драгунский.
Чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц,
поговорок, загадок.
Беседа о прочитанном по вопросам педагога (ответы на вопросы, связанные с
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных
действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые
средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
Разучивание стихов наизусть и выразительное чтение.
Модуль 2. Маленький гений
Тема 2.1. Ориентируемся в пространстве и времени
Теория: Временные представления, пространственные отношения, простейшие
геометрические фигуры.
Практика: Знакомимся с линейкой. Составляем танграмы (рисунки из геометрических
фигур). Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни
недели. Времени года. Их последовательность. Неделя, месяц год. Уточнение понятия
«месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Пространственные отношения:
на, над, под, за, перед, слева, справа.
Отгадываем загадки о времени года. Играем в игру «Поставь стрелку правильно».
Творческая работа «Рисуем животных из геометрических фигур».
Тема 2.2. Цифры и числа
Теория: Понятие числа.
Практика: Веселый счет предметов. Игра «Счет от 1 до 10». Считалочки «На
златом крыльце сидели…» Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше,
столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0
до 10. Игра «По порядку номеров», «Назови число». Цифра и число.
Слушаем рассказы «Страна Цифирия», «Дружба цифр», «Математическая сказка».
Творческая работа «На что похожа цифра…».

Тема 2.3. Равенство
Теория: Равенство, его обозначение в математике.
Практика: Разбираемся с понятием «Больше-меньше-равно», «Сходство»,
«Различие», «Поровну».
Работаем в тетрадях. Графический диктант Д.Б. Эльконина.
Тема 2.4. Тайны счета
Теория: Сложение и вычитание чисел. Логические задачи.
Практика: Разбираемся с понятием «Целое и часть». Отличие задачи от рассказа.
Знакомимся с символами «+». «-». Устное составление задач по рисункам. Решение задач
на смекалку.
Дидактическая игра «Магазин». Дидактическая игра «Считаем в зоопарке». Игра
«Домино». Упражнения «Магический квадрат».
Игра-викторина.
Модуль 3. Зеленая тропинка.
Тема 3.1. Звезды, солнце и луна.
Теория: Наблюдение звездного неба, выделение отдельных созвездий (двух-трех).
Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе.
Практика: Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно
друг друга. Игра «Путешествие на Луну». Приключения солнечного зайчика. Наблюдение
световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном
зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней. Радуга – украшение мира. Рассказы
детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Раскрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным
зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Тема 3.2. Зеленое чудо - растения
Теория: Растения нашей местности: распознавание их в природе. Декоративные
растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций.
Практика: Раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций
растений, кустарников, деревьев. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся
размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и
ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.
Лекарственные растения. Рассматриваем образцы мха и папоротника – тоже растения.
Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу. Грибы – не растения.
Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью
атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их
сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к
растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и
материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Правила
безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Тема 3.3. Наши друзья – животные.
Теория: Обитатели живого уголка. Домашние животные. Животные нашей
местности. Бабочки и жуки, их распознавание на рисунках и в природе.
Практика: Рисование своего домашнего питомца. Насекомые (бабочки, жуки и
др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя),
раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу»
(склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для
жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление
связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание
изображений «спрятавшихся» рыб. Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и
других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, 21

издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие
изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Лепка и раскрашивание
изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью
атласа-определителя). Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость
бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.
Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на
наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики». Правила безопасности при встречах и общении с животными. Раскрашивание
изображений бабочек и жуков. Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей,
распознавание их на рисунках и в природе.
Тема 3.4. Времена года
Теория: Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие
признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинноследственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца,
погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью
простейших моделей).
Практика: Рассуждаем об отношение человека к природе (на основе наблюдения
примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на
поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе
(собственного и окружающих), простейшие правила поведения. Правила безопасности в
различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге.
Предупреждение простудных заболеваний.
Модуль 4. Итоговая аттестация.
По окончании обучения организуется проведение итоговой аттестации с
заполнением диагностических карт (Приложение №1, №2).

4. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов по программе
Начало и окончание занятий

6

Режим занятий

7
8
9
10

Продолжительность 1-го занятия
Продолжительность перемен
Итоговая аттестация
Выходные и праздничные дни

Показатели
25
25
3
75
1 октября 30 апреля
Суббота с 10:00 до
12:00
30 минут
10 минут
Апрель
31 декабря - 11
января

5. Организационно-педагогические условия
5.1.
Материально-техническое обеспечение
Учебный класс - просторное светлое помещение, отвечающее санитарноэпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования
(СаНПиН 2.4.3648-20)
Стол письменный, стул – по количеству обучающихся
Доска меловая
Компьютер, принтер, проектор, экран
5.2.
Информационное обеспечение
1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
2. https://infourok.ru/
3. https://multiurok.ru/
5.3.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвует педагогический работник, имеющий среднее
профессиональное или высшее образование, прошедший повышение квалификации и
имеющий установленную квалификационную категорию «учитель начальных классов».
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
Дидактические игры и пособия:
1. Подвижная развивающая игра «Слоги».
2. Развивающая игра «Форма, цвет, размер».
3. Разрезные картинки «Дикие животные», «Домашние животные».
4. Пособие «Календарь природы и часы»
5. Демонстрационный материал «Не играй с огнём».
6. Игра «Внимание! Дорога!»
7. Развивающая игра «Круглый год»
8. Игровое пособие «Космическая математика».
9. Развивающая игра «Числовые домики»
10. Комплект карточек «Насекомые»
11. Речевая игра «Составь сообщение»
5.4.

12. Комплект счетного материала на магнитах.
13. Дидактическая игра «Четвертый лишний звук»
14. Игра «Истории в картинках»
15. Игровой набор «Составляем слова»

6.

Список нормативных актов и литературы

6.1. Нормативные акты
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
2.- Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере»;
3. Указ Президента России от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в РФ Десятилетия
детства»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р);
5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
6. Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с
изменениями и дополнениями);
10. Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения
Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых,
воспитания и детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».

6.2. Список литературы для обучающихся и их родителей
1. Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к
школе. - М.: Просвещение, 2019.
2. Плешаков А.А. «Зеленая тропинка»: Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.: Просвещение, 2019.
3. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч.
- М.: Просвещение, 2017.
6.3. Список литературы для педагога
1. Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность».
Просвещение,2012
2. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х
частях. Просвещение, 2013.
3. Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2019
4. Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по
развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000
5. Формирование математических представлений. Учитель,2009
6.4. Информационное обеспечение
1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
2. https://infourok.ru/
3. https://multiurok.ru/

Приложение 1

Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»
Основные критерии

На
начало
занятий
(октябрь)

Промежуточный
контроль
(январь)

Итоговый
контроль
(апрель)

1. Кругозор
1.Представления о мире развернутые и
конкретны, ребенок может рассказать о стране,
городе, в котором живет, о животных и растениях,
временах года.
2.Представления достаточно конкретны, но
ограничены непосредственно окружающим.
3.Кругозор ограничен, знания даже о
непосредственно окружающем отрывочны,
бессистемны.
2. Развитие речи
1.Речь содержательна, выразительная,
грамматически правильна.
2.Ребенок затрудняется в поиске слов, в
выражениях мыслей, в речи встречаются отдельные
грамматические погрешности, она недостаточно
выразительна
3.Слова приходится вытягивать, ответы чаще
всего односложные, в речи много ошибок (нарушены
согласные, порядок слов, незакончены предложения).
3. Развитие познавательной активности, самостоятельности
1.Ребенок любознателен, активен, задания
выполняются с интересом, самостоятельно, не нуждаясь
в дополнительных внешних стимулах.
2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен,
но при выполнении заданий требуется внешняя
стимуляция, круг интересов достаточно узок.
3.Уровень активности, самостоятельности ребенка
низкий, при выполнении заданий требуется постоянная
внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не
обнаруживается. Любознательность не проявляется.
4. Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнения, обобщения,
установления закономерностей).
1.Ребенок определяет содержание, смысл
анализируемого, точно и емко обобщает его в слове,
видит и осознает тонкие различия при сравнении.
Обнаруживает закономерные связи.
2.Задания, требующие анализа, сравнения,
обобщения и установления закономерных связей
выполняются со стимулирующей помощи взрослого.

3.Задания выполняются с организующей или
направляющей помощью взрослого.
4.При выполнении заданий, требующего анализа,
сравнения нужна обучающая помощь, самостоятельный
перенос знаний не осуществляется.
5.Производительность деятельности
1.Ребенок удерживает цель деятельности,
намечает её план, выбирает адекватные средства,
проверяет результат, сам преодолевает трудности в
работе, доводит дело до конца.
2.Удерживает цель деятельности, намечает план,
выбирает адекватные средства, проверяет результат, но
в процессе деятельности отвлекается, трудности
преодолевает при психологической поддержке.
3.Деятельность хаотична, непродуманна,
отдельные условия решаемой задачи в процессе работы
теряются, результат не проверяется, деятельность
прерывается из-за возникающих трудностей, оказанная
помощь мало эффектна.
6. Контроль деятельности
1.Результат усилий ребенка соответствует
поставленной цели, он может сам сопоставить все
полученные результаты с поставленной целью.
2.Результаты усилий ребенка частично
соответствуют поставленной цели, самостоятельно
ребенок не может это неполное соответствие.
3.Результаты усилий ребенка совсем не
соответствует поставленной цели. Он не видит этого
несоответствия.
7.Темп деятельности
1.Соответствует средним показателям возрастной
группы
2.Ниже средних показателей возрастной группы.
3.Намного ниже средних показателей возрастной
группы.

Приложение 2

Итоговая диагностика (апрель)
Цель: определить уровень стартовых возможностей учащихся 1-х классов.
Задание № 1
1.
2.
3.
4.

Возьми красный карандаш, отсчитай от точки вверх 3 клеточки и нарисуй точку.
Возьми зеленый карандаш. От красной точки отступи вправо 5 клеточек и нарисуй точку.
Возьми синий карандаш и спустись вниз от зелёной точки на 4 клеточки. Нарисуй точку.
Возьми чёрный карандаш и от синей точки влево отсчитай 2 клетки. Нарисуй точку.

Задание № 2
1.
2.
3.
4.

Поставь красную точку внутри круга, но не в квадрате.
Поставь зелёную точку внутри квадрата, но не в круге.
Поставь синюю точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
Поставь жёлтую точку, которая расположена и не в круге, и не в квадрате.

Задание № 3
Продолжи ряд. Нарисуй еще три фигуры.

Задание № 4
Найди ошибку в каждом ряду. Первое задание (ряд № 1) показ и объяснение учителя. Второй ряд
и третий – самостоятельно.

Задание № 5
Скопируй в соответствии с образцом.

Перерисуй по точкам и раскрась.

Задание № 6
Проставь знаки в соответствующих фигурах. Будь внимателен.

Задание № 7
Дорисуй недостающую
фигуру.
Первый квадрат выполняем
совместно. Учитель
объясняет, как выполнить
правильно. Второй квадрат
– самостоятельно.

Задание № 8
1. Найди третью матрёшку. Напиши в квадратике рядом с ней цифру 3.
2. Найди пятую матрёшку. Напиши в квадратике рядом с ней цифру 5.
3. Найди вторую матрёшку. Напиши рядом в квадратике цифру 2.

Задание № 9
Где нарисовано больше конфет? Закрась квадратик рядом с рисунком.

Закрась 7 кружочков.

Задание № 10
На ветку село 4 птицы. Одна улетела. Сколько осталось? Обведи карандашом правильное число.
Затем прилетело еще 2 птицы. Сколько стало? Обведи правильное число.

Задание № 11
На столе лежит 2 яблока и 3 груши. Сколько фруктов лежит на столе? Нарисуй столько
квадратиков, сколько фруктов лежит на столе.

Задание № 12
Сосчитай, сколько листочков на ветке. В первом квадратике напиши это число. Сколько
улетело? Напиши число во втором квадратике.

Задание № 13
Рассмотрите картинки и обозначение звуков в виде квадратов под ними. Раскрасьте тот
квадрат, который обозначает звук А.

Оценка выполнения: 0 баллов – полное отсутствие соответствия места звуков в слове; 1
балл – наличие 2-3 ошибок; 2 балла – наличие 1 ошибки; 3 балла – правильное
выполнение задания.

Задание № 14
Рассмотрите рисунки и схемы. Произнесите каждое слово и определите количество
звуков. Количество кружков в схемах соответствует количеству звуков в слове. Соедините
картинку и нужную схему.

Задание № 15
Рассмотрите внимательно запись. Скопируйте запись в соответствии с образцом на
следующей строчке.

Задания можно выполнять по частям: в первый день (3-5 заданий на разных уроках), во
второй день (остальные задания на разных уроках).
Инструкция для учителя:
1. Учащимся предоставляется время для самостоятельного знакомства с работой (2 — 3
минуты): учащиеся рассматривают рабочий лист ученика, рисунки.
2. Учитель предлагает внимательно прослушать задание, читает задание два раза подряд,
медленно, выделяя нужные слова в задании, после чего учащиеся выполняют его
самостоятельно. Если задание содержит несколько вопросов, то учитель второй раз читает
его по частям. Учащиеся соответственно выполняют задание пошагово.
3. При выполнении задания 70 % учащихся учитель приступает к чтению следующего
задания. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При
переходе к чтению следующего задания дети предупреждаются об этом словами:
«Слушайте следующее задание».
4. Учащиеся, не закончившие выполнение задания, могут возвратиться к нему после
выполнения всех последующих заданий. Учитель напоминает содержание задания.
Оценка выполнения задания.
Задание № 1
Оценка выполнения задания:
0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены,
но их расположение не соответствует инструкции;
1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении,
пересчете клеток, начале отсчета;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
3 балла – все пункты задания выполнены верно.
Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание № 2
0 – баллов – ученик не приступил к заданию или неверно выполнил, не соответствует
инструкции.
1 балл – выполнил верно только один пункт задания
2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания
3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Задание № 3
0 – баллов – ученик не приступил к заданию или неверно выполнил, не соответствует
инструкции.
1 балл – выполнил верно только первую часть, ошибка в цвете
2 балла – выполнено верно одна часть, вторая с ошибкой
3 балла – все пункты задания выполнены верно.
Задание № 4
0 – баллов – ученик не приступил к заданию или неверно выполнил, не соответствует
инструкции.
1 балл – выполнено верно одно из заданий
2 балла – выполнено верно все задания
Задание № 5
0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо линия;
1 балл – выполнены только две первые фигуры, раскрашен домик.
2 балл – выполнено верно первые две фигуры, но линии не четкие и неровные. Домик по
точкам выполнен, но искажена форма, линии кривые. Домик раскрашен плохо.
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры
в основном сохранены. Раскрашен домик аккуратно.
Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание № 6
0 – баллов – ученик не приступил к заданию или неверно выполнил, не соответствует
инструкции.
1 балл – допустил 2 и более ошибок
2 балла – допустил 1 ошибку
3 балла – без ошибок
Задание № 7
0 – баллов – ученик не приступил к заданию или неверно выполнил, не соответствует
инструкции.
1 балл – выполнил верно второй квадрат, первый неверно.
2 балла – выполнен верно первый квадрат, второй неверно.
3 балла – все квадраты выполнены верно
Задание № 8
0 – баллов – ученик не приступил к заданию или неверно выполнил, не соответствует
инструкции.
1 балл – выполнил верно два задания
2 балла – выполнено верно три задания
3 балла – все пункты задания выполнены верно.
Задание № 9
0 баллов – сравнение проведено неверно
3 балла – сравнение проведено верно

Задание № 10
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов
неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
2 балла – все пункты верны
Задание № 11
0 баллов – неверно
1 балл – подсчет верный, запись неверна. Не использованы квадраты.
2 балла – все верно
Задание № 12
0 баллов – неверно
1 балл – верно одно задание
2 балла – все верно
Задание № 13
0 баллов – полное отсутствие соответствия места звуков в слове;
1 балл – наличие 2-3 ошибок;
2 балла – наличие 1 ошибки;
3 балла – правильное выполнение задания.
Задание № 14
0 баллов – задание не выполнено или все схемы соединены с рисунками неправильно;
1 балл – правильно соединены с рисунками 1–2 схемы;
2 балла – правильно соединены с рисунками 3–4 схемы;
3 балла – правильно соединены с рисунками все 5 схем
Задание № 15
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл — скопированы отдельные фрагменты записи (более 50 %); некоторые
фрагменты записи расположены выше или ниже рабочей строки.
2 балла — запись полностью скопирована; некоторые фрагменты записи расположены
выше или ниже рабочей строки;
3 балла — запись полностью скопирована; запись расположена на рабочей строке;
Уровень:
41 балл - максимальный
Высокий – 35 – 41
Повышенный – 31- 34
Средний – 20 -33
Низкий - 19 и менее


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».