Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени 10-го гвардейского УДТК» Приложение № 3 к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, принятой на Педагогическом совете МАОУ «СОШ № 30 имени 10-го гвардейского УДТК» протокол № 01 от 30.08.2023г., утвержденной приказом директора школы от 30.08.2023г. №426 Рабочая программа Коррекционного курса «Ритмика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) уровень: начальное общее образование 1 Пояснительная записка Актуальность. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике. У большинства детей с ЗПР наблюдаются следующие двигательные нарушения: - нарушение координации движений; - скованность при выполнении движений и упражнений; - отсутствие плавности движений; - недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации. Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорнодвигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка. На занятиях ритмики средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР. Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике. Задачи программы: • овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, упражнения с звучащими инструментами (дудки, погремушки и т.д.)) • развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства музыкального «языка» (динамика, темп и т. д.); • развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти; • развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки; 2 • развитие умения совместной коллективной деятельности; • воспитание самоорганизации и самодисциплины; • приобщение детей к музыке, совершенствование музыкально-эстетических чувств. Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционноразвивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики: • оздоровительное; • образовательное; • воспитательное; • коррекционно-развивающее. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Занятия ритмикой тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На занятиях ритмики происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально- ритмической деятельности. Коррекционно-развивающие занятия ритмикой являются эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова. Ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезотерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности школьников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения. Организация работы по программе. Программа по курсу «Ритмика» рассчитана на 5 лет обучения для детей с ЗПР в 1 и 1 доп. - 33 часа (одно занятие в неделю), во 2-4 классах - 34 часа (одно занятие в неделю). 3 Общие требования к организации занятий. В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Ученикам необходимо для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму. Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном помещении, отвечающем по санитарно-гигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий. В помещении должны находиться музыкальный инструмент, гимнастические скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха для детей и для сидячих упражнений, желательно ковер или индивидуальные коврики подстилки (многие задания выполняются сидя на полу). Оборудование для проведения уроков ритмики: мячи, шары разных размеров и цвета, флажки, ленты, косынки, обручи, кегли, скакалки, гимнастические палки, колокольчики, барабанчики, бубны, ложки и т.п. – по количеству детей в классе. Способ определения результативности освоения программы Программа считается освоенной, если ребенок присутствовал не менее, чем половине занятиях по ритмике. По окончании курса дети получают сертификат. Форма подведения итогов Участие в классных и общешкольных праздниках и концертах на Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса "Ритмика" Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья; • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; • проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья. • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: • обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям; • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях; • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия. • формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно 4 оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: • двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения; • ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища; • выполнять дыхательные упражнения; • использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре; • уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями. Содержание программы по коррекционному курсу "Ритмика" Программа содержит 4 раздела: • «Ритмико-гимнастические упражнения»; • «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»; • «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; • «Народные пляски и современные танцевальные движения». УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс Всего Теория № Тема занятия п/п Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) 1 1. Вводный 1 2 2.Ходьба и бег. Разновидности ходьбы 1 3 3. Танцевальный шаг на полупальцах 1 4 4. Ритмико-гимнастические упражнения. 1 5 5. Подбрасывание, перекатывание малого мяча, 1 обруча в заданном ритме под музыку. 6 6.Упражнение с препятствиями и на координацию 1 движений 7 7. Строевые упражнения. Перестроения. 1 8 8.Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической 1 палкой 9 Итоговое занятие 1 Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) 10 1. Вводный 1 11 2. Упражнения на внимание 1 12 3. Упражнение на расслабление мышц 1 13 4. Упражнение на координацию движений 1 14 5. Импровизация движений с колокольчиками на 1 музыкальные темы 15 6. Упражнение на передачу в движении характера 1 музыки, на развитие двигательной активности 16 7. Итоговое занятие 1 Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) 17 1. Импровизация движений на музыкальные темы. 1 - Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 18 19 20 2. Упражнения, развивающие темп и ритм. 1 3. Индивидуальное творчество 1 4.Подвижные игры с пением и речевым 1 сопровождением - 1 1 1 21 5. Упражнения в передаче игровых образов под музыку 6. Русские народные игры. 7. Упражнения на передачу в движении характера музыки 8. Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание 1 - 1 1 1 - 1 1 1 - 1 25 9. Итоговое занятие 1 Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) 26 1. Танцевальные упражнения и движения 1 27 2. Соединение движения с музыкой 1 28 3. Танцевальные упражнения и движения с 1 предметами. 29 4.Элементы русских народных плясок. 2 30 5. Упражнения на развитие танцевального 2 творчества 31 6. Итоговое занятие 1 Всего 33 0 1 22 23 24 № Тема п\п 1 Вводный 2 3 4 5 6 7 Содержание программы Основные узловые моменты 1 1 1 2 2 1 33 Форма Инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Бег. Практика ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. бег. Разновидности ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная Практика игра. Упражнение на релаксацию. Ходьба и Разновидности ходьбы. Танцевальный шаг на Разновидности прыжков. ОРУ. Танцевальный полупальцах шаг на полупальцах (под музыку). Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. РитмикоРитмико-гимнастические упражнения. гимнастические Перестроение под музыку. ОРУ. Танцевальный упражнения шаг. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Подбрасывание Подбрасывание, перекатывание малого мяча, малого мяча, обруча в обруча под счет из положения стоя, сидя, с малом ритме изменением темпа счета, под музыку. ОРУ с флажками. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение с Перестроения. Разновидности ходьбы с препятствиями и на преодолением препятствий с изменением ритма координацию движений под различный темп музыки. ОРУ. движений Игра. Упражнение на релаксацию. Строевые упражнения. Перестроение. Строевые упражнения ОРУ. Перестроения. Упражнения на гимнастической скамейке и с Практика Практика Практика Практика Практика 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение с Упражнение в движении с обручем, скакалкой, Практика обручем, скакалкой, гимнастической палкой под изменяющийся гимнастической темп музыки. палкой Итоговое занятие Участие в классном «Празднике осени» Практика Вводный Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упражнения, Практика развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнения на Ходьба и бег чередуются с построениями под Практика внимание определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Практика Упражнение на Знакомство с колокольчиком, его звучанием. расслабление мышц Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение на Основная стойка. Разновидности шага. Практика координацию Построение. ОРУ, Отстукивание, отзванивание движений ритма мелодий. Подвижная игра на развитие координационных способностей. Упражнение на релаксацию. Импровизация ОРУ. Движение руками и ногами под Практика движений с динамические акценты музыки. Подвижная колокольчиками на игра. Упражнение на релаксацию. музыкальные темы Упражнение на Разновидности бега, учитывая характер музыки. Практика передачу в движении Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. характера музыки, на ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с развитие двигательной колокольчиками. Солирование с барабаном, с активности колокольчиками. Упражнение на релаксацию. Итоговое занятие Участие в школьном празднике «Новогодний Практика серпантин» Импровизация Движение руками и ногами под динамические Практика движений на акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение музыкальные темы. на релаксацию. Упражнения, Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. Практика развивающие темп и ОРУ. Подвижные игры. Упражнения на ритм гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Индивидуальное Использование различных атрибутов для Практика творчество развития двигательной активности. Эстафеты со скакалками. Упражнение на релаксацию. Практика Подвижные игры с ОРУ. Подвижные игры с пением и речевым пением и речевым сопровождением. Упражнение на релаксацию. сопровождением Упражнения в Использование различных пособий, атрибутов Практика передаче игровых для развития двигательной активности. образов под музыку Подражание животным в движении. ОРУ. 7 22 Русские игры. 23 Упражнение на передачу в движении характера музыки Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание 24 25 26 народные Итоговое занятие Танцевальные упражнения движения и 27 Соединение движения с музыкой 28 Танцевальные упражнения и движения с предметами Упражнение на развитие танцевального творчества Элементы русских народных плясок 29 30 31 Итоговое занятие Упражнение на релаксацию. Разучивание упражнения «потопаем покружимся, похлопаем, покружимся». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Танец «Стукалка». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Бег на полупальцах, притопы, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Ритмикогимнастические упражнения с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Участие в классном празднике «День птиц» Танцевальные упражнения. Обучение танцевальным движениям: «Пружинка», «Кружение на месте». ОРУ в движении. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. ОРУ. Разучивание танцевальных упражнений и движений с предметами. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Танцевальные упражнения «русский хоровод», Практика «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Разучивание танцев «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнение на релаксацию. Танцевальные упражнения «русский хоровод», Практика «танец с платочками, флажками», «хлоп да хлоп», «пружинка», «вертушка», «качание рук». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Танец «Русская плясовая» Упражнения на релаксацию. Участие в школьном празднике «Последний Практика звонок» УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 дополнительный класс № Тема занятия п/п Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) 1 1. Вводный 2 2. Разновидности ходьбы 3 3. Танцевальный шаг на полупальцах 4 4. Перестроения 5 5. Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме 6 6. Перекатывание, катание, бросание малого мяча Всего Теория Практика 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 - 1 8 под музыку 7 7. Упражнение с препятствиями и на координацию 1 движений 8 8. Упражнение с обручем, скакалкой, 1 гимнастической палкой 9 9. Итоговое занятие 1 Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) 10 1. Вводный 1 11 2. Упражнения на внимание 1 12 3. Упражнение на расслабление мышц 1 13 4. Упражнение на координацию движений 1 14 5. Импровизация движений с колокольчиками на 1 музыкальные темы 15 6. Упражнение на передачу в движении характера 1 музыки, на развитие двигательной активности 16 7. Итоговое занятие 1 Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) 17 1. Импровизация движений 1 18 2. Упражнение в равновесии 1 19 3. Индивидуальное творчество 1 20 4. Упражнения с гимнастическими палками 1 21 22 23 24 5. Упражнения с обручем 6. Упражнения для развития ритма 7. Упражнение на передачу в движении характера музыки 8. Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание Разновидности ходьбы 3 Танцевальный шаг на полупальцах 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - 1 Содержание программы Основные узловые моменты 2 1 1 1 1 25 9. Итоговое занятие 1 Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) 26 1. Танцевальные упражнения и движения 1 27 2. Соединение движения с музыкой 1 28 3. Русские народные игры 1 29 4. Упражнение на развитие танцевального 2 творчества 30 5. Элементы русских народных плясок 2 31 6. Итоговое занятие 1 Всего 33 0 № Тема п\п 1 Вводный 1 1 1 1 1 2 2 1 33 Форма Инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Бег. Практика ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная Практика игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности прыжков. ОРУ. Танцевальный Практика шаг на полупальцах (под музыку). Подвижная 9 4 Перестроения 5 Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме 6 Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку Упражнение с препятствиями и на координацию движений Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой Итоговое занятие Вводный 7 8 9 10 11 Упражнения внимание 12 Упражнение на расслабление мышц 13 Упражнение координацию движений 14 Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности Итоговое занятие 15 16 17 Импровизация движений на на игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности прыжков (с изменением ритма музыки). Перестроение под музыку. ОРУ. Танцевальный шаг. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя, с изменением темпа счета, под музыку. ОРУ с флажками. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Упражнение на релаксацию. Перестроения. Разновидности ходьбы с преодолеванием препятствий с изменением ритма движений под различный темп музыки. ОРУ. Игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение в движении с обручем, скакалкой, гимнастической палкой под изменяющийся темп музыки. Участие в классном «Празднике осени» Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упражнения, развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Ходьба и бег чередуются с построениями под определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Основная стойка. Разновидности шага. Построение. ОРУ, Отстукивание, отзванивание ритма мелодий. Подвижная игра на развитие координационных способностей. Упражнение на релаксацию. ОРУ. Движение руками и ногами под динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Разновидности бега, учитывая характер музыки. Практика Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с колокольчиками. Солирование с барабаном, с колокольчиками. Упражнение на релаксацию. Участие в школьном празднике «Новогодний Практика серпантин» Движение руками и ногами под динамические Практика акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение 10 18 Упражнение равновесии 19 Индивидуальное творчество 20 Упражнения с гимнастическими палками Упражнения с обручем 21 в 22 Упражнения развития ритма 23 Упражнение на передачу в движении характера музыки Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание 24 25 26 Итоговое занятие Танцевальные упражнения движения для и 27 Соединение движения с музыкой 28 Русские народные игры 29 Упражнение на развитие танцевального творчества 30 Элементы русских народных плясок 31 Итоговое занятие на релаксацию. Перестроение. Строевые упражнения ОРУ. Упражнения на гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Использование различных атрибутов для развития двигательной активности. Эстафеты со скакалками. Упражнение на релаксацию. Чередование ходьбы и бега. ОРУ с гимнастическими палками. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Перестроения под музыку. ОРУ с обручами. Эстафеты с обручами. Упражнение на релаксацию. Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. ОРУ. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Танец «Стукалка». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Бег на полупальцах, притопы, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Ритмикогимнастические упражнения с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Участие в классном празднике «День птиц» Танцевальные упражнения. Обучение танцевальным движениям: «Пружинка», «Кружение на месте». ОРУ в движении. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разучивание упражнения «потопаем покружимся, похлопаем, покружимся». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Разучивание танцев «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнение на релаксацию. Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками, флажками», «хлоп да хлоп», «пружинка», «вертушка», «качание рук». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Танец «Русская плясовая» Упражнения на релаксацию. Участие в школьном празднике «Последний звонок» Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 11 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс № Тема занятия Всего Теория п/п Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) 1 1. Вводный 1 2 2. Разновидности ходьбы 1 3 3. Танцевальный шаг на полупальцах 1 4 4. Перестроения 1 5 5. Подбрасывание малого мяча, 1 обруча в малом ритме 6 6. Перекатывание, катание, бросание 1 малого мяча под музыку 7 7. Упражнение с препятствиями и на 1 координацию движений 8 8. Упражнение с обручем, скакалкой, 1 гимнастической палкой 9 9. Итоговое занятие 1 Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) 10 1. Вводный 1 11 2. Упражнения на внимание 1 12 3. Упражнение на расслабление 1 мышц 13 4. Упражнение на координацию 1 движений 14 5. Импровизация движений с 1 колокольчиками на музыкальные темы 15 6. Упражнение на передачу в 1 движении характера музыки, на развитие двигательной активности 16 7. Итоговое занятие 1 Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) 17 1. Импровизация движений 1 18 2. Упражнение в равновесии 1 19 3. Индивидуальное творчество 1 20 4. Упражнения с гимнастическими 1 палками 21 5. Упражнения с обручем 1 22 6. Упражнения для развития ритма 1 23 7. Упражнение на передачу в 1 движении характера музыки 24 1 8. Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание 25 9. Итоговое занятие 1 Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) 26 1. Танцевальные упражнения и 1 движения 27 2. Соединение движения с музыкой 1 - Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 28 29 30 31 3. Русские народные игры 1 4. Упражнение на развитие 2 танцевального творчества 5. Элементы русских народных 2 плясок 6. Итоговое занятие 1 Всего 33 - 1 2 - 2 0 1 33 Содержание программы № Тема п\п 1 Вводный 2 Разновидности ходьбы 3 Танцевальный полупальцах 4 Перестроения 5 Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме 6 Перекатывание, бросание малого музыку 7 Упражнение с препятствиями и на координацию движений 8 9 Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой Итоговое занятие 10 Вводный шаг на катание, мяча под Основные узловые моменты Форма Инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Бег. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности прыжков. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах (под музыку). Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности прыжков (с изменением ритма музыки). Перестроение под музыку. ОРУ. Танцевальный шаг. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя, с изменением темпа счета, под музыку. ОРУ с флажками. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Упражнение на релаксацию. Перестроения. Разновидности ходьбы с преодолеванием препятствий с изменением ритма движений под различный темп музыки. ОРУ. Игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение в движении с обручем, скакалкой, гимнастической палкой под изменяющийся темп музыки. Участие в классном «Празднике осени» Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 13 11 Упражнения на внимание 12 Упражнение на расслабление мышц 13 Упражнение на координацию движений 14 Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы 15 Упражнение на передачу в движении характера музыки, на развитие двигательной активности 16 Итоговое занятие 17 Импровизация движений 18 Упражнение в равновесии 19 Индивидуальное творчество 20 Упражнения с гимнастическими Упражнения, развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Ходьба и бег чередуются с построениями под определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Основная стойка. Разновидности шага. Построение. ОРУ, Отстукивание, отзванивание ритма мелодий. Подвижная игра на развитие координационных способностей. Упражнение на релаксацию. ОРУ. Движение руками и ногами под динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разновидности бега, учитывая характер музыки. Ритмикогимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с колокольчиками. Солирование с барабаном, с колокольчиками. Упражнение на релаксацию. Участие в школьном празднике «Новогодний серпантин» Движение руками и ногами под динамические акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Перестроение. Строевые упражнения ОРУ. Упражнения на гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Использование различных атрибутов для развития двигательной активности. Эстафеты со скакалками. Упражнение на релаксацию. Чередование ходьбы и бега. ОРУ с Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 14 палками 21 Упражнения с обручем 22 Упражнения ритма 23 Упражнение на передачу движении характера музыки 24 Упражнение на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание 25 Итоговое занятие 26 Танцевальные движения упражнения и 27 Соединение музыкой движения с 28 Русские народные игры 29 Упражнение на развитие танцевального творчества 30 Элементы плясок 31 Итоговое занятие для русских развития в народных гимнастическими палками. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Перестроения под музыку. ОРУ с обручами. Эстафеты с обручами. Упражнение на релаксацию. Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. ОРУ. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. ОРУ в движении. Танец «Стукалка». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Бег на полупальцах, притопы, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Ритмикогимнастические упражнения с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Участие в классном празднике «День птиц» Танцевальные упражнения. Обучение танцевальным движениям: «Пружинка», «Кружение на месте». ОРУ в движении. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Разучивание упражнения «потопаем покружимся, похлопаем, покружимся». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Разучивание танцев «Русская плясовая», «Хороводный». Упражнение на релаксацию. Танцевальные упражнения «русский хоровод», «танец с платочками, флажками», «хлоп да хлоп», «пружинка», «вертушка», «качание рук». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Танец «Русская плясовая» Упражнения на релаксацию. Участие в школьном празднике Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 15 «Последний звонок» УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс № Тема занятия Всего Теория п/п Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) 1 1. Вводный 1 2 2. Разновидности ходьбы 1 3 3.Танцевальный шаг на полупальцах 1 4 4. Перестроения 1 5 5. Подбрасывание малого мяча, обруча в 1 заданном ритме 6 6. Перекатывание, катание, бросание малого 1 мяча, обруча под музыку 7 7. Упражнения с препятствиями и на 1 координацию движений 8 8. Упражнения с обручем, скакалкой, 1 гимнастической палкой 9 9. Итоговое занятие 1 Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) 10 1. Вводный 1 11 2. Упражнения на внимание 1 12 3.Упражнение на расслабление мышц 1 13 4.Упражнение на координацию движений и 1 на развитие двигательной активности 14 5.Импровизация движений с колокольчиками 1 на музыкальные темы 15 6.Упражнение на передачу в движении 1 характера музыки 16 7. Итоговое занятие 1 Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) 17 1. Импровизация движений 1 18 2. Упражнение в равновесии 1 19 3. Индивидуальное творчество 1 20 4.Упражнения с гимнастическими палками и 1 с обручем 21 5. Упражнения для развития ритма 1 22 6. Упражнения на передачу в движении 1 характера музыки 23 7. Упражнения на умение сочетать движение 1 с музыкой 24 8. Упражнения на внимание 1 25 9. Итоговое занятие 1 Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) 26 1. Танцевальные упражнения 1 27 2. Танцевальные движения 1 28 3. Соединение движения с музыкой 1 - Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 29 4. Упражнения на развитие танцевального творчества 30 5. Элементы русских народных плясок 31 6. Итоговое занятие Всего 2 - 2 2 1 33 0 2 1 33 Содержание программы № Тема п\п 1 Вводный 2 Разновидности ходьбы 3 Танцевальный полупальцах 4 Перестроения 5 Подбрасывание малого мяча, обруча в заданном ритме 6 Перекатывание, катание, бросание малого мяча, обруча под музыку 7 Упражнения с препятствиями и на координацию движений 8 Упражнения с обручем, скакалкой, гимнастической палкой 9 Итоговое занятие шаг на Основные узловые моменты Форма Инструктаж по ТБ. Разные виды ходьбы под счет, под музыку, виды бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для формирования правильной осанки. Разновидности ходьбы и бега в зависимости от характера музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение для развития быстроты реакции движения. Разновидности прыжков под счет. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития координационных способностей Разновидности прыжков с изменением ритма музыки. Перестроения под музыку в шеренгу, в круг. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития гибкости Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя с изменением темпа счета, под музыку. Подвижная игра. ОРУ с флажками. Упражнения для укрепления свода стопы Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для развития пространственной ориентировки Перестроения. Разновидности ходьбы и с преодолением препятствий, изменением ритма движений. Чередование ходьбы и бега с перестроением под определенный темп музыкального сопровождения. Подвижная игра. Упр. для развития гибкости и для укрепления мышц спины Упражнение в движении с гимнастическими палками, скакалками, обручем под изменяющийся темп музыки. Подвижная игра. Упр. для укрепления мышц пресса Участие в школьных и классных праздниках и концертах Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 17 10 Вводный 11 Упражнения на внимание 12 Упражнение расслабление мышц 13 Упражнение на координацию движений и на развитие двигательной активности 14 Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы 15 Упражнение на передачу в движении характера музыки 16 Итоговое занятие 17 Импровизация движений 18 Упражнение в равновесии 19 Индивидуальное творчество 20 Упражнения гимнастическими палками и с обручем 21 Упражнения для развития ритма на с Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упр. развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упр. на развитие внимания Чередование ходьбы и бега с построениями под определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Имитационные упражнения Чередование ходьбы и бега. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. ОРУ. Танцевальные движения. Подвижная игра. Упр. на релаксацию Основная стойка. Построения. Играть, отстукивать и отзванивать ритм мелодии. Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Подвижная игра. Упр. на релаксацию Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Упр. для формирования правильной осанки. Танец «Стукалка» Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Солирование с барабаном и с колокольчиками. Танец с колокольчиками. Упр. для развития координационных способностей Участие в школьных и классных праздниках и концертах Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Упр. для развития быстроты реакции Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. ОРУ с предметами. Стойка. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Подвижные игры. Упр. для развития игровой деятельности Использование различных атрибутов, пособий для развития двигательной активности. ОРУ. Эстафеты со скакалками. Упр. для формирования правильной осанки Чередование ходьбы и бега. Перестроение под музыку. ОРУ с гимнастическими палками и с обручами. Подвижные игры. Упр. на развитие координационных способностей Выполнение отсроченных движений. Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. Сужение и расширении круга. Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 18 24 Упражнения на передачу в движении характера музыки Упражнения на умение сочетать движение с музыкой Упражнения на внимание 25 Итоговое занятие 26 Танцевальные упражнения 27 Танцевальные движения 28 Соединение движения с музыкой 29 Упражнения на развитие танцевального творчества 30 Элементы русских народных плясок 31 Итоговое занятие 22 23 ОРУ. Эстафета с обручами. Упр. для развития пластичности Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма Ритмико-гимнастические упр. с флажками. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, учитывая характер музыки. ОРУ. Музыкальная игра. Упражнение на расслабление Участие в школьных и классных праздниках и концертах Танцевальные упражнения. ОРУ в движении. Подвижная игра. Упр. для развития чувства ритма Обучение танцевальным движениям. ОРУ. Музыкальная игра. Упр. для укрепления свода стопы Изучение танцевального шага «Галоп» под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упр. для расслабления Танцевальные упр. «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Кружение. Танцы «Русская плясовая», «Хороводный». Упр. на развитие мелкой моторики рук, чувства ритма. Танцевальные упр. «русский хоровод», «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Подвижные игры. Упр. на расслабление Участие в школьных и классных праздниках и концертах Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 класс Всего № Тема занятия п/п Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) 1 1. Вводный 1 2 2. Разновидности ходьбы 1 3 3. Танцевальный шаг на полупальцах 1 4 4. Перестроения 1 5 5. Подбрасывание малого мяча, 1 обруча в малом ритме 6 6. Перекатывание, катание, бросание 1 малого мяча под музыку Теория Практика - 1 1 1 1 1 - 1 19 7. Упражнение с препятствиями и на 1 координацию движений 8 8. Упражнение с обручем, скакалкой, 1 гимнастической палкой 9 9. Итоговое занятие 1 Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) 10 1. Вводный 1 11 2. Упражнения на внимание 1 12 3. Упражнение на расслабление мышц 1 13 4. Упражнение на координацию 1 движений 14 5. Импровизация движений с 1 колокольчиками на музыкальные темы 15 6. Упражнение на передачу в 1 движении характера музыки, на развитие двигательной активности 16 7. Итоговое занятие 1 Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) 17 1. Импровизация движений 1 18 2. Упражнение в равновесии 1 19 3. Индивидуальное творчество 1 20 4. Упражнения с гимнастическими 1 палками 21 5. Упражнения с обручем 1 22 6. Упражнения для развития ритма 1 23 7. Упражнение на передачу в 1 движении характера музыки 24 8. Упражнение на умение сочетать 1 движение с музыкой, упражнения на внимание 25 9. Итоговое занятие 1 Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) 26 1. Танцевальные упражнения и 1 движения 27 2. Соединение движения с музыкой 1 28 3. Русские народные игры 1 29 4. Упражнение на развитие 2 танцевального творчества 30 5. Элементы русских народных плясок 2 31 6. Итоговое занятие 1 Всего 33 0 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 33 Содержание программы № п\п 1 Тема Основные узловые моменты Форма Вводный Инструктаж по ТБ. Разные виды ходьбы Практика под счет, под музыку, виды бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для 20 2 Разновидности ходьбы 3 Танцевальный полупальцах 4 Перестроения 5 Подбрасывание малого мяча, обруча в заданном ритме 6 Перекатывание, катание, бросание малого мяча, обруча под музыку 7 Упражнения с препятствиями и на координацию движений 8 Упражнения с обручем, скакалкой, гимнастической палкой 9 Итоговое занятие 10 Вводный шаг на формирования правильной осанки. Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения. Отражение разными видами ходьбы ритмического рисунка мелодии. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение для развития быстроты реакции движения. Разновидности прыжков под счет. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Отражение хлопками ритмического рисунка мелодии. Подвижная игра. Упражнения для развития координационных способностей Разновидности прыжков с изменением ритма музыки. Перестроения под музыку в шеренгу, в круг. ОРУ. Танцевальный шаг на полупальцах. Подвижная игра. Упражнения для развития гибкости Подбрасывание малого мяча, обруча под счет из положения стоя, сидя с изменением темпа счета, под музыку. Составление простых ритмических рисунков. Подвижная игра. ОРУ с флажками. Упражнения для укрепления свода стопы Перекатывание, катание малого мяча, чередуя с подбрасываниями и передачами в движении под изменяющийся темп музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнения для развития пространственной ориентировки Перестроения. Разновидности ходьбы и с преодолением препятствий, изменением ритма движений. Чередование ходьбы и бега с перестроением под определенный темп музыкального сопровождения. Подвижная игра. Упр. для развития гибкости и для укрепления мышц спины Упражнение в движении с гимнастическими палками, скакалками, обручем под изменяющийся темп музыки. Составление простых ритмических рисунков. Подвижная игра. Упр. для укрепления мышц пресса Участие в школьных и классных праздниках и концертах Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упр. развивающие музыкальный слух, ритм, Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 21 11 Упражнения на внимание 12 Упражнение расслабление мышц 13 Упражнение на координацию движений и на развитие двигательной активности 14 Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные темы 15 Упражнение на передачу в движении характера музыки 16 Итоговое занятие 17 Импровизация движений 18 Упражнение в равновесии на память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упр. на развитие внимания Чередование ходьбы и бега с построениями под определенные доли музыкального произведения. Исполнение различных ритмов на барабане в медленном и быстром темпе. ОРУ. Подвижная игра. Имитационные упражнения Чередование ходьбы и бега. Знакомство с колокольчиком, его звучанием. Исполнение различных ритмов колокольчиками в медленном и быстром темпе. ОРУ. Танцевальные движения. Подвижная игра. Упр. на релаксацию Основная стойка. Построения. Играть, отстукивать и отзванивать ритм мелодии. Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, вступая в нужное время, учитывая характер музыки. Подвижная игра. Упр. на релаксацию Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Передача на различных инструментах основных ритмов знакомых песен. Упр. для формирования правильной осанки. Танец «Стукалка» Ритмико-гимнастические упр. с мячами. ОРУ в движении. Солирование с барабаном и с колокольчиками. Танец с колокольчиками. Упр. для развития координационных способностей Участие в школьных и классных праздниках и концертах Движения руками, ногами под динамические акценты музыки. Свободные движения под музыку разного характера на определенную тему. Упр. для развития быстроты реакции Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. ОРУ с предметами. Стойка. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Подвижные игры. Упр. для развития игровой деятельности Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 22 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Индивидуальное творчество Использование различных атрибутов, пособий для развития двигательной активности. ОРУ. Эстафеты со скакалками. Упр. для формирования правильной осанки Упражнения с Чередование ходьбы и бега. гимнастическими палками и Перестроение под музыку. Свободные с обручем движения под музыку разного характера на определенную тему. ОРУ с гимнастическими палками и с обручами. Игра с пением. Упр. на развитие координационных способностей Упражнения для развития Выполнение отсроченных движений. ритма Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. Подражательные движения. Сужение и расширении круга. ОРУ. Эстафета с обручами. Упр. для развития пластичности Упражнения на передачу в Ритмико-гимнастические упр. с мячами. движении характера музыки ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма Упражнения на умение Ритмико-гимнастические упр. с сочетать движение с флажками. Свободные движения под музыкой музыку разного характера на определенную тему. ОРУ в движении. Музыкальная игра. Упр. для развития чувства ритма Упражнения на внимание Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочередно, учитывая характер музыки. Подражательные движения.ОРУ. Музыкальная игра. Упражнение на расслабление Итоговое занятие Участие в школьных и классных праздниках и концертах Танцевальные упражнения Танцевальные упражнения. ОРУ в движении. Подвижная игра. Упр. для развития чувства ритма Танцевальные движения Знакомство с новыми элементами танца и движениями: присядка, полуприсядка на месте и с продвижением. ОРУ. Музыкальная игра. Упр. для укрепления свода стопы Соединение движения с Изучение танцевального шага «Галоп» музыкой под различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упр. для расслабления Упражнения на развитие Знакомство с новыми элементами танца: танцевального творчества. шаг вальса прямой и с поворотом. Упр. Вальс. на развитие мелкой моторики рук, чувства ритма. Элементы русских Танцевальные упр. «русский хоровод», Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 23 народных плясок 31 Итоговое занятие «танец с платочками», «хлоп да хлоп». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Подвижные игры. Упр. на расслабление Участие в школьных и классных Практика праздниках и концертах 24