Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени 10-го гвардейского УДТК» Приложение № 3 к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития, принятой на Педагогическом совете МАОУ «СОШ № 30 имени 10-го гвардейского УДТК» протокол № 01 от 30.08.2023г., утвержденной приказом директора школы от 30.08.2023г. №432/д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся 5-9 классов Дегтярск 2023 Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» включает в себя следующие модули: Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика) направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены). Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление специфических и дизорфографических ошибок. Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения их активного использования на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» направлен на развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок. Рекомендованное распределение часов на изучение каждого раздела модуля по годам обучения приводится в тематическом планировании Примерной рабочей программы курса «Логопедические занятия». В то же время, модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме. Учитель-логопед может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся с ЗПР. Содержание курса «Логопедические занятия» на уровне основного общего образования Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика) Звуки русского языка, их сравнение и различение (гласные – согласные, ударные – безударные, звонкие – глухие, твердые – мягкие). Практикум по улучшению дикции и произношения, отработка правильного ударения в словах. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова (способы подбора проверочных слов). Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор. Дифференциация при письме сходных по оптическому, кинестетическому принципу букв, фонетическому принципу звуков. Отработка приемов выразительного чтения с соблюдением орфоэпических норм (в рамках изученного по годам обучения). Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования. Морфемика» Написание слов с проговариванием, исключая специфические ошибки словообразования. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий: части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс. Выделение морфем на основе словообразовательного анализа слова. Образование новых слов с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов. Образование сложных слов путем сложения основ. Выполнение словообразовательного разбора с целью определения способа образования слова. Практическое употребление форм слов разных частей речи. Соблюдение на письме орфографических правил: правописание приставок по типу пре-, при-, приставок на з (с); правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова; правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по годам обучения); правописание глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения). Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» Части речи. Словосочетание. Предложение. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению понятий: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное и использование их в речи (в рамках изученного по годам обучения). Различение и определение (с опорой на схему) различных морфологических признаков изученных частей речи. Развитие и совершенствование умения образовывать форму слов изученных частей речи. Различение однозначных и многозначных слов, омонимов, прямого и переносного значения слова. Подбор и использование синонимов и антонимов в речи. Фразеологизмы и свободные словосочетания, их различение и употребление. Понимание и употребление метафор, гипербол, сравнений (в рамках изученного материала). Сравнение и различение тематических групп слов: родовых и видовых понятий. Отработка практических умений употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Упражнение в понимании лексического значения незнакомого слова, исходя из контекста (предложение, текст). Согласование слов и изменение предложно-падежных конструкций (с опорой на образец и без). Выделение словосочетаний внутри предложения, определение типа связи, главного и зависимого слова. Разбор предложения, определение вида по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ. Составление простых и сложных предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему). Применение знаний по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании). Развитие умения находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» Работа с текстом (определение темы и основной мысли, понимание основного содержания, смысла текста, составление простого/сложного плана для дальнейшего пересказа). Изложение прослушанного текста, с использованием приемов сжатия (с предварительным делением его на абзацы, выделением значимых микротем). Составление связного рассказа и пересказа на заданную тему (с соблюдением смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения). Составление письменного текста (с использованием изученных особенностей частей речи, синтаксических конструкций). Аргументирование собственной позиции (отработка умения доказывать и убеждать, используя различные языковые средства и приемы). Беседы и диалоги (инициация бесед, устных монологических и диалогических высказываний, характеризующихся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций). Речевой практикум, направленный на извлечение нужной информации, анализ и систематизацию отобранного речевого материала. Создание и редактирование текстов, нахождение и исправление ошибок. Изучение и закрепление в устной речи и на письме правил речевого этикета. Выразительное чтение стихотворных и прозаических текстов (с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста). Основное содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) по годам обучения 5 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего образования) Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» Звуки и буквы. Различение звуков в речи и букв на письме (по фонетическому сходству). Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения. Практикум по развитию произношения и навыков чтения. Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-. Словообразование прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев-), -лив-, -к-, -ск-, -ева-, -н-. Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при. Словообразование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Различение букв о–а в корнях -лаг- / -лож, рос- / -раст- (-ращ-). Различение букв ё–о после шипящих в корне слова. Различение букв ы–и после ц в словах. Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» Словосочетание и предложение. Согласование слов. Связь слов в словосочетании и в предложении. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое использование глаголов в устной и письменной речи. Словоизменение глаголов. Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы. Дифференциация существительных в различных падежных формах. Составление сложных предложений по образцу с союзами а, и, но. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» Составление связного высказывания (в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова). Составление связного рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам). Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 2 реплик). Работа с письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо (текст поздравительной открытки и письма). 6 КЛАСС (второй год обучения на уровне основного общего образования) Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» Различение смешиваемых звуков и букв (закрепление). Различение гласных в корне (повторение). Различение гласных в приставках (повторение). Практикум по развитию произношения и навыков чтения. Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» Словообразование различных частей речи (в рамках изученного программного материала 6 класса). Различение морфем в слове. Различение букв о – а в корнях -кос- / кас. Различение букв е – и в приставках пре–при. Употребление в речи сложных и сложносокращенных слов. Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» Согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными. притяжательных Различение имен и употребление прилагательных. качественных, Употребление относительных и несклоняемых имен существительных в речи. Различение и употребление глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении. Различение и употребление числительных в разных падежных формах. Употребление и различение причастий в речи. Употребление предлогов как средства связи между словами. Понимание и использование в речи фразеологизмов. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем). Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Работа с деформированным текстом. Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Пересказ повествовательного текста. Пересказ описательного текста (объемом не менее 100 слов, с опорой на предварительно составленный план). Пересказ текста с использованием приемов сжатия (сокращение текста из 4 предложений до 2). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик). Деловое письмо (текст объявления) 7 КЛАСС (третий год обучения на уровне основного общего образования) Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала 7 класса). Практикум по улучшению дикции. Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика» Словообразование деепричастий при помощи суффиксов. Способы словообразования наречий. Образование новой формы слова с помощью частиц. Различение букв -о, -я, -е после шипящих на конце наречий. Различение букв -о и -а на конце наречий. Различение гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Образование кратких причастий. Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» Различение и употребление в речи различных частей речи (в том числе наречий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий). Лексическое значение слова (понимание и объяснение значения). Работа с омонимами. Работа с фразеологизмами. Работа с пословицами и поговорками. Работа с афоризмами, крылатыми выражениями (на основе изученного). Составление предложений с деепричастным оборотом (по образцу). Составление предложений с местоимениями, замена существительных и прилагательных местоимениями). Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» Работа с текстом (компрессия/сокращение текста объемом не менее 110 слов с опорой на самостоятельно составленный план). Составление рассказа-рассуждения. Составление повествовательного текста. Составление описательного текста. Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 6 предложений до 3). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). Деловое письмо (текст заявления, расписки, объяснительной записки). 8 КЛАСС (четвертый год обучения на уровне основного общего образования) Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала 8 класса). Практикум по улучшению дикции. Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика» Образование наречий от прилагательных при помощи суффиксов: -о-, -е- (с опорой на образец). Образование наречий от числительных (с опорой на образец). Образование наречий от существительных (с опорой на образец). Образование сложных наречий и использование их в речи (с опорой на образец). Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» Составление словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания (с опорой на образец). Составление словосочетаний и предложений со словами с переносным значением и с паронимами. Построение фраз с использованием самостоятельных и служебных частей речи (в том числе союзов и союзных слов). Согласование однородных подлежащих со сказуемым, однородных сказуемых с подлежащим. Составление предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только – но и, как – так. Составление предложений с обобщающим словом при однородных членах. Составление предложений с обращением, вводными словами. Использование предлогов в речи для связи между словами (согласно, вопреки, благодаря, ввиду, в течение, в продолжение, вследствие и др.). Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» Работа с текстом (работа с опорой на письменный текст, выделение микротем и ключевых слов). Пересказ разных типов прочитанных или прослушанных текстов (объемом не менее 130 слов с опорой на самостоятельно составленный план, с выделением основных микротем исходного текста). Краткое изложение основного содержания прослушанного текста, состоящего из одной смысловой части (исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов). Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 8 предложений до 4). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 5 реплик). Редактирование текстов (подбор синонимов, переформулирование фраз). Деловое письмо (текст телеграммы, автобиографии, заявления о приеме на работу). 9 КЛАСС (пятый год обучения на уровне основного общего образования) Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала 9 класса). Практикум по улучшению дикции. Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика» Закрепление навыков словообразования. Образование существительных с отвлеченным значением при помощи суффиксов -изм-, -изн-, -ость-, -есть- -еств-, -инств(с опорой на образец и без нее). Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» Составление различных словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания (закрепление). Составление и различение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление фраз с союзами и союзными словами. Составление предложений с косвенной и с прямой речью. Составление предложений с использованием цитирования в устной и письменной речи. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» Аудирование (определение основной темы, выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов). Пересказ (разных по типу текстов объемом не менее 140 слов с использованием приемов сжатия, с разделением текста на абзацы и передачей всех его значимых микротем). Текст-рассуждение. Текст-убеждение. Пересказ текста с использованием приемов его сжатия (сокращение текста из 10 предложений до 5). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 6 реплик). Учебная дискуссия на заданную тему. Деловое письмо (повторение и закрепление практических навыков оформления деловых бумаг и писем). Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия» на уровень основного общего образования В результате освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций. В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет (сможет): По модулю «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика): ▪ правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их; ▪ применять знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов; ▪ различать звук как единицу языка, иметь представление о соотношении звуков и букв, системе звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь навык постановки ударения в словах, давать характеристику звука; ▪ ориентироваться в понятиях звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор; ▪ дифференцировать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, аффрикаты и их компоненты, определять позиционные чередования звуков; ▪ дифференцировать при письме сходные по оптическому, кинестетическому принципу буквы, фонетическому принципу звуки; ▪ производить фонетический разбор слова, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; ▪ соблюдать на письме орфографические правила, основанные на фонетическом принципе; ▪ выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены, антиципации). По модулю «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования. Морфемика»: ▪ правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их; ▪ ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс; ▪ выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; ▪ образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; ▪ образовывать сложные слова путем сложения основ; ▪ производить словообразовательный разбор с целью определения способа образования слова; ▪ правильно образовывать, употреблять формы слова разных частей речи; ▪ соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок по типу пре-, при-, приставок на з (с); ▪ правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова; правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по годам обучения); правописания глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения). По модулю «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»: ▪ правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок словоизменения или минимизируя их; ▪ ориентироваться в понятиях части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное; ▪ различать и определять с опорой на схему различные морфологические признаки частей речи; ▪ уметь образовывать форму изученных частей речи; ▪ различать однозначные и многозначные слова, омонимы, прямое и переносное значение слова; ▪ подбирать синонимы и антонимы; ▪ различать фразеологизмы и свободные словосочетания; ▪ различать и употреблять метафоры, гиперболы, сравнения (в рамках изученного); ▪ различать тематические группы слов: родовые и видовые понятия; ▪ употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; ▪ понимать лексическое значение незнакомого слова исходя из контекста (предложение, текст); ▪ составлять словосочетания, правильно согласовывать слова и употреблять предложно-падежные конструкции; ▪ выделять словосочетания в предложении, определять тип связи, главное и зависимое слово; ▪ определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; ▪ составлять простые и сложные предложения с однородными членами; ▪ применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании), уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами. По модулю «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»: ▪ формулировать собственное связное высказывание с соблюдением изученных правил и норм современного русского литературного языка; ▪ излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы; ▪ связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, составлять связный рассказ и пересказ на заданную тему; соблюдать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения; ▪ определять тему и основную мысль текста; ▪ понимать основное содержание, смысл текста; ▪ составлять простой/сложный план текста; ▪ использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи, синтаксических конструкций; ▪ аргументировать собственную позицию, доказывать её, используя различные языковые средства и приемы; ▪ участвовать в беседе, создавать устные монологические и диалогические высказывания, характеризующиеся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций; ▪ извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать речевой материал; ▪ создавать и редактировать тексты, находить и исправлять ошибки; ▪ соблюдать в устной речи и на письме изученные правила речевого этикета; ▪ выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы курса Для оценки образовательных достижений используются диагностические и проверочные работы, проводится мониторинг речевого развития обучающихся 5–9 классов. В качестве диагностического инструментария используются рекомендации и методический материал, представленные в работах Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О.А. Ишимовой и др. На основании данных методик проводится обследование устной и письменной речи, результаты которого фиксируются в протоколе, который включает речевые образцы обучающегося. Одной из основных форм обследования навыков письма является диктант, который учитель-логопед проводит с группой обучающихся и анализирует на предмет наличия специфических ошибок. Также используются контрольные списывания, тестовые задания, работа с деформированным текстом, изложения и другое. На каждого обучающегося с ЗПР заполняется Речевая карта. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 5 класс (68 часов) №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема Количество академических часов Диагностика устной и письменной речи 4ч Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» (12 ч) Звуки и буквы. 1ч Различение звуков в речи и букв на письме (по 2ч фонетическому сходству). Различение букв (по оптическому и 2ч кинетическому сходству). Слогообразующая роль гласных. 1ч Типы слогов. 2ч Ударение. 1ч Смыслоразличительная и форморазличительная 1ч роль ударения. Практикум по развитию произношения и 2ч навыков чтения. Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формированиенавыков словообразования. Морфемика» (14 ч) Словообразование существительных при помощи 2ч суффиксов: -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-. Словообразование прилагательных при помощи 2ч суффиксов: -ов- (-ев-), -лив-, -к-, -ск-, -ева-, -н-. 2ч Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при. Словообразование глаголов с помощью 2ч приставок и суффиксов. Различение букв о–а в корнях -лаг- / -лож, -рос- / 2ч -раст- (-ращ-). Различение букв ё–о после шипящих в корне 2ч слова. Различение букв ы–и после ц в словах. 2ч Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» (20 ч) Словосочетание и предложение. 2ч Согласование слов. Связь слов в словосочетании и в предложении. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. 21. Практическое использование глаголов в устной и письменной речи. 22. Словоизменение глаголов. 23. Однозначные и многозначные слова. 24. Антонимы. 25. Синонимы. Дифференциация существительных в различных 26. падежных формах. 27. Составление сложных предложений по образцу с союзами а, и, но. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» (14 ч) 28. Составление связного высказывания (в виде словесного отчета по совершаемому действию сопорой на ключевые слова). 29. Составление связного рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам). 30. Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов). Диалог на заданную тему (в рамках изученного 31. материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 2 реплик). 18. 19. 20. 32. 33. 34. 35. Работа с письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо (текст поздравительной открытки и письма). Диагностика устной и письменной речи 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 1ч 1ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч (4 ч) 6 класс (68 часов) №п/п 1. 2. Тема Количество академических часов Диагностика устной и письменной речи 4ч Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» (12 ч) Различение смешиваемых звуков и букв 3ч (закрепление). 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Различение гласных в корне (повторение). 3ч Различение гласных в приставках (повторение). 3ч Практикум по развитию произношения и 3ч навыков чтения. Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» (14 ч) Словообразование различных частей речи (в 3ч рамках изученного программного материала 6 класса). Различение морфем в слове. 3ч Различение букв о – а в корнях -кос- / -кас. 3ч Различение букв е – и в приставках пре–при. 3ч Употребление в речи сложных и 2ч сложносокращенных слов Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» (20 ч) Согласование имен прилагательных и глаголов в 2ч прошедшем времени с существительными. 4ч Различение и употребление качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Употребление несклоняемых имен 2ч существительных в речи. Различение и употребление глаголов в 4ч изъявительном, условном и повелительном наклонении. Различение и употребление числительных в 2ч разных падежных формах. Употребление и различение причастий в речи. 2ч Употребление предлогов как средства связи 2ч между словами. Понимание и использование в речи 2ч фразеологизмов. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» (14 ч) Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе 2ч выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем). Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Работа с деформированным текстом. Составление связного описательного рассказа на 1ч 2ч 1ч 23. 24. 25. 26. 27. 28. заданную тему (по предварительно составленному плану). Пересказ повествовательного текста. Пересказ описательного текста (объемом не менее 100 слов, с опорой на предварительно составленный план). Пересказ текста с использованием приемов сжатия (сокращение текста из 4 предложений до 2). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик). Деловое письмо (текст объявления). Диагностика устной и письменной речи 2ч 2ч 2ч 1ч 1ч (4 ч) 7 класс (68 часов) №п/п 1. 2. Тема Количество академических часов Диагностика устной и письменной речи 4ч Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» (12 ч) 6ч Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала 7класса). 3. Практикум по улучшению дикции. 6ч Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» (14 ч) Словообразование деепричастий при помощи 4. 2ч суффиксов. 5. Способы словообразования наречий. 2ч 6. Образование новой формы слова с помощью 2ч частиц. Различение букв -о, -я, -е после шипящих на 7. 2ч конце наречий. 8. Различение букв -о и -а на конце наречий. 2ч 9. 2ч Различение гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. 10. Образование кратких причастий. 2ч Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» (20 ч) 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Различение и употребление в речи различныхчастей речи (в том числе наречий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий). 4ч Лексическое значение слова (понимание и 2ч объяснение значения). Работа с омонимами. 2ч Работа с фразеологизмами. 2ч Работа с пословицами и поговорками. 2ч 2ч Работа с афоризмами, крылатыми выражениями (на основе изученного). Составление предложений с деепричастным 2ч оборотом (по образцу). 4 ч. Составление предложений с местоимениями, замена существительных и прилагательных местоимениями. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» (14 ч) Работа с текстом (компрессия/сокращение текста 2ч объемом не менее 110 слов с опорой на самостоятельно составленный план). 20. 21. 22. 23. Составление рассказа-рассуждения. Составление повествовательного текста. Составление описательного текста. Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 6 предложений до 3). 2ч 2ч 2ч 2ч 24. Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). 2ч 25. Деловое письмо (текст заявления, объяснительной записки). Диагностика устной и письменной речи 2ч 26. расписки, (4 ч) 8 класс (68 часов) №п/п 1. 2. Тема Количество академических часов Диагностика устной и письменной речи 4ч Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» (12 ч) Фонетический и орфографический анализ слов (в 6ч 3. 4. 5. 6. 7. 8. рамках изученного программного материала 8 класса). Практикум по улучшению дикции. 6ч Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» (14 ч) Образование наречий от прилагательных при помощи 4ч суффиксов: -о-, -е- (с опорой на образец). Образование наречий от числительных (с опорой 3ч на образец). Образование наречий от существительных (с 3ч опорой на образец). Образование сложных наречий и использование 4ч их в речи (с опорой на образец). Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» (20 ч) Составление словосочетаний по типу 4ч согласования, управления, примыкания (с опорой на образец). 9. Составление словосочетаний и предложений со словами с переносным значением и паронимами. 10. Построение фраз с использованием самостоятельных и служебных частей речи (в том числе союзов и союзных слов). 11. Согласование сказуемым, подлежащим. 12. Составление предложений с членами, связанными двойными только – но и, как – так. 13. 14. 15. 16. однородных однородных подлежащих сказуемых с 2ч 2ч со с 2ч однородными союзами не 2ч Составление предложений с обобщающим словом при однородных членах. Составление предложений с обращением, вводными словами. Использование предлогов в речи для связи между словами (согласно, вопреки, благодаря, ввиду, в течение, в продолжение, вследствие и др.). 2ч 2ч 4ч Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» (14 ч) Работа с текстом (работа с опорой на письменный 2ч текст, выделение микротем и ключевых слов). 17. Пересказ разных типов прочитанных или прослушанных текстов (объемом не менее 130 слов с опорой на самостоятельно составленный план, с выделением основных микротем исходного текста). 2ч 18. Краткое изложение основного содержания прослушанного текста, состоящего из одной смысловой части (исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов). 2 ч. 19. Пересказ текста сжатия текста предложений до 4). 2ч 20. Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 5 реплик). 2ч 21. Редактирование текстов (подбор синонимов, переформулирование фраз). Деловое письмо (текст телеграммы, автобиографии, заявления о приеме на работу). Диагностика устной и письменной речи 2ч 22. 23. с использованием приемов (сокращение текста из 8 2ч 4 ч 9 класс (66 часов) №п/п 1. 2. Тема Количество академических часов Диагностика устной и письменной речи 4ч Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» (15 ч) Составление различных словосочетаний по типу 3ч согласования, управления, примыкания (закрепление). Составление и различение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 4. фраз с союзами и союзными Составление словами. Составление предложений с косвенной и с 5. прямой речью. 6. Составление предложений с использованием цитирования в устной и письменной речи. Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, 3. 3ч 3ч 3ч 3ч 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. аудирование, чтение, письмо)» (21 ч) Аудирование (определение основной темы, выделение микротем текста и подбор к ним ключевых слов). Пересказ (разных по типу текстов объемом неменее 140 слов с использованием приемов сжатия, с разделением текста на абзацы и передачей всех его значимых микротем). 3ч 3ч Текст-рассуждение. 3ч Текст-убеждение. 3ч Пересказ текста с использованием приемов его 3ч сжатия (сокращение текста из 10 предложений до 5). Диалог на заданную тему (в рамках изученного 3ч материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 6 реплик). Учебная дискуссия на заданную тему. 3ч Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» (10 ч) Практикум по улучшению дикции. 4ч Фонетический и орфографический анализ слов (врамках 6ч изученного программного материала 9 класса). Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формированиенавыков словообразования. Морфемика» (10 ч) 16 Закрепление навыков словообразования. 5ч 17. Образование существительных с отвлеченным 5ч значением при помощи суффиксов -изм-, -изн-, ость-, -есть- -еств-, -инств- (с опорой на образец ибез нее). Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» (2 ч) 18. Деловое письмо (повторение и закрепление практических навыков оформления деловых бумаг и писем). 19. Диагностика устной и письменной речи. 2ч 4ч